Студопедия — ПЕРВЫЕ ЕПАРХИИ НА РУСИ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕРВЫЕ ЕПАРХИИ НА РУСИ.






Митрополит Михаил не успел создать чётко организованную митрополию Его преемник разделил митрополию на шесть областей, епархий с центрами в Киеве, в Новгороде, в Чернигове, в Ростове, во Владимире Волынском и Белгороде (ныне село Белгородка в 20 верстах от Киева). По видимому, потом открылись ещё три епархии с центрами в Тмутаракани, в в Турове и Полоцке, где княжили дети Св. Владимира. Потом Тмутараканская епархия была закрыта, потому что была захвачена половцами. В середине 13 века было уже пятнадцать епархий без митрополичьей кафедры: Новгородская, Черниговская, Переяславская, Владимироволынская, Туровская, Полоцкая, Смоленская, Галичская, Рязанская, Владимиро-Клязьменская, Перемышльская, Ростовская, Белгородская, Юрьевская (ныне Белая Церковь), Угорская или Холмская (ныне город Хелм).

Границы епархий совпадали с границами княжеств, а кафедры находились в стольных городах. Исключение составляли Белгородская, Юрьевская, Угорская. В сравнении с греческими епархии были довольно велики. Это отличительная черта России. Это отрицательно сказывается на церковной жизни. Архипастыри из-за величины епархии не могут быть именно пастырями. Он оставался администратором и судьёй духовенства.

Самые маленькие епархии это Юрьевская, Белгородская и Переяславская.

В 1165 году Великий Новгород выхлопотал своему архиерею титул архиепископа. Это первый и единственный такой титул на Руси.

В удельный период епископ был практически независим от митрополита. Главную роль в избрании епископа в такой епархии играл местный князь. В Великом Новгороде, где вече было сильнее князя, народ выбирал архиепископа до 15 века. Таким первым избранником народа был владыка Аркадий. Формально и фактически в выборах епископа участвовали князь, духовенство, софияне (те кто принадлежал Софийскому собору) и народ. В случае несогласия прибегали к жребию. Жребий клали на престол Софийского собора и посылали тянуть его слепца или младенца. Избранного посылали в Киев для посвящения, иногда спустя два года и более. Избранный правил и до посвящения — в качестве нареченного владыки. Избранник обязательно должен был быть местным жителем. Здесь выбирали владык не только из монашествующих, но и из белого духовенства. Такие епископы носили белый клобук, как в Византии до 12 века.

Женатый поп Феодор был послан Андреем Боголюбским в Царьград для поставления в митрополиты Владимира. Князь вознамерился учредить у себя независимую от Киева митрополию. Поп Феодор очень интересная личность. Это пример того, как женатые попы метили в епископы. Карташов говорит о нем: "Это был сильный и дерзкий мужик начитанный и речистый. Летопись говорит о нем: "бе же сей дерзновен зело и бесстуден, не бояше бо ся ни князя, ни боярина и бе телом крепок зело и язык имея чист и речь велеречиву и мудрование козненно и вси его бояхуся и трепетаху. Никтоже бе можаше противу его стояти. Неции же глаголаху о нем: Яко от демона есть сей и ниже волхва его глаголаху." "Андрей Боголюбский сделал его нареченным епископом Ростовским и Суздальским. Давал право управлять епархией до хиротонии. Потом князь отправил его для поставления в митрополиты в Царьград. Конечно, киевский великий князь заволновался, ведь появляется соперник. Он в 1155 году так же послал туда послов, настроенных против Феодора, которые обвинили его в неправославии. Повод к тому — Феодор отрицал монашество как необходимое условие для архиерейства. Как противник монашества он носил белую скуфью, а как наречённый архиепископ он носил белый клобук. Отсюда пошло его ироничное прозвище "Феодорец — белый клобучок" В Византии бывало немонашеское меньшинство епископата носило белый клобук. Патриарх не рукоположил Феодора, а дал только сан епископа. Несмотря на это, Феодор как ставленник самого патриарха хотел быть независимым от Киева. Он приехал в Киев за благословением к митрополиту. Тот послал грамоту во Владимир не признавать Феодора. Тогда Феодор, рассердясь, запер все храмы Владимира. Это возмутило народ. Князь перестал поддерживать Феодора и выдал его в Киев. Митрополит Константин "повеле ему язык урезати, яко злодею еретику и руку правую утяти и очи ему вняти, зане хулу измолви на Святую Богородицу.(?). А затем он был сослан на Пёсий остров.

Дел у самостоятельного епископа было много, поэтому он нуждался в помощниках. Его помощниками были: клирошане (епархиальное управление — соборные священники, судьи при епископах), викарии епископа (творили суд на местах), десятинники (светские чиновники — сборщики десятины, следили за благонравием духовенства в своей округе). Воля князя или народа могла быть причиной изгнания епископа даже без суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в Господские праздники. В 1159 году ростовцы же выгнали епископа за то, что он грабил попов. В 1168 году Ярослав Черниговский изгнал епископа Антония — грека. В 1228 году во время правления владыки Арсения, когда в Новгородской земле стояла долгая дождливая осень, вече решило, что это из-за Арсения стоит такая погода и изгнала владыку из города.

ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В КИЕВСКИЙ ПЕРИОД.

Не открытие, что церковное законодательство заимствовано нами из Византии. Мы переняли оттуда кодекс церковных законов. Таких сборников, которые действовали в Византии было два: Свод законов патриарха Иоанна Схоластика (565 — 577).Он был адвокатом. Его кодекс состоял из пятидесяти титлов — отделов. Полное название таково: "Свод церковных правил, разделённый на 50 титлов." Славянский перевод сделал Св. Мефодий. Второй сборник — Номоканон. Он в 14 разделах — титлах, приписываемый Фотию, патриарху Константинопольского (+ 891 год). Некоторые исследователи называют Фотия последним редактором. Переводчик неизвестен. На славянский язык переведён в Болгарии под названием Кормчая. Если Церковь называют кораблём, то ей нужен кормчий, правило. В этом сборнике заключались церковные правила апостольские и правила Вселенских соборов, а так же гражданские законы православных византийских императоров. Номоканоном назван потому что его содержание состояло из двух частей: 1. Из свода законов собственно церковных, называвшихся канонами (правилами); 2. Из свода гражданских законов, светских законов по церковным делам, называвшихся указами. В Болгарии сделан вольный перевод: Кормчая — правило, кормило. А у ас уже переименовано в Кормчую. На Руси возникал вопрос, как применять греческие законы к русской жизни, как адаптировать. Русская Церковь сделала редакцию Кормчей, приспосабливая её к новым реалиям. Так появилось "Церковное правило митрополита Иоанна Второго как ответ на вопросы Иакова Черноризца. В них находятся постановления касательно таких предметов как: вера, против язычества. Против общения с нехристями во время обеда, против брака с иноверцами. Против продажи христиан неверным, о наказаниях за вероотступничество; касательно семейной жизни: против незаконных браков. Против браков без благословения Церкви; касательно церковного благочиния: о почитании святынь, соблюдения постов, о запрете в употреблении в пищу удавленины и мертвечины, о непотребных песнях, о монастырских пирах; касательно иерархии: об отношении епископов к митрополиту. О епархиальном управлении, против пьянства и неблагочиния иереев и монахов. "Старые образа и доски сжигать нельзя, но надо зарывать их в саду или в каком — нибудь другом честном месте, дабы не подвергать их поношению и бесчестию". "Супруга вступившего в монастырь можно посвящать, если жена вышла за другого", "Дочь государя не следует выдавать за причащающегося от опреснок и вкушающего нечистое. (Исключение составляет выданная за французского принца дочь Ярослава Анна; дочь Иоанна III Елена была выдана за литовского католического князя); священникам и монахам нельзя присутствовать на свадьбах во время плясок; священник сознательно обвенчавший вступающего в третий брак должен быть лишен сана; никого не подобает продавать иноверцам; в монастыре запрещено устраивать пиршества с присутствием женщин; брак следует совершать только всенародно, в церквах." Вместе с правилом Иоанна II в русские Кормчии 17 века неизменно вносились "вопросы Кирика" — новгородского иеродиакона 12 века и ответы на них разных духовных лиц. Эти вопросы и ответы сообщают о церковных обычаях, остатках язычества и вообще о состоянии нравов духовенства и народа. Они небезинтересны. "Какого рода пищу следует вкушать в Великий пост? В воскресенье и субботу рыбу, в остальные дни — икру. В Великую неделю монахам подобает вкушать мёд и пить квас. Весьма велика заслуга того, кто погребает кости умерших и старые образа (так возникли первые братства). "Кирик вопрошает: "Можно ли бить яйцом в зубы до обеда? Может ли служить священник, если в его одежду вшит женский платок? Ответ: Может, разве женщина погана? " Комментируя этот ответ Ключевский говорит: "В этих вопросах и ответах вся Русь!" Эти вопросы, которыми болел человек в то время. Кроме того, князья Владимир и Ярослав оставили церковные уставы. Правда Карамзин и Голубинский отрицали подлинность этих сборников законов. На докторском диспуте Голубинского Ключевский смело критиковал гипперкритицизм Голубинского и высказал ряд тонких соображений в защиту подлинности самого факта издания уставов первыми князьями — христианами., признавая вместе с тем дальнейшие изменения первотекста устава. Карташов пишет: "Летопись сообщает что креститель Руси Владимир своё клятвенное завещание о десятине доходов в пользу храма Пр. Богородицы "написа, положи в церкви сей". Это прямое указание на церковный устав князя Владимира."Согласно этим уставам общему совместному суду митрополита и князя подсудны были: во-первых оскорбления, насилия и побои девицам и чужим женам, поджоги, острижения головы и бороды чужим; во-вторых семейная кража и убийство. За первое преступление пеня (штраф) шла епископу, а князь казнил. За второе преступление пеня делилась пополам между митрополитом и князем. На основе княжеских уставов сохранились частные нормативные документы. Грамота св. Софии новгородской, данная князем Всеволодом Мстиславичем. Здесь говорится об изгоях. К церковным людям причислены изгои: попов сын, если он неграмотный он изгоняется из духовного сословия; холоп, который выкупится из холопства; в- четвёртых — осиротевший князь (лествичное право).

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия