Студопедия — УСТРОЙСТВО КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УСТРОЙСТВО КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.






Когда Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, игуменом оставил Варлаама. Монахи выпросили у князя всю землю (в средние века нет земли без господина), возвели здесь церковь, кельи, ограду. Так возник монастырь. В 1062 году игуменом стал Феодосий. При не число братии возросло до 100 человек. Он решил ввести общежитие. Бывший насельник скопец Ефрем прислал из Царьграда устав Студийского монастыря. Преподобный был очень беспокойным игуменом: он обходил кельи и изымал лишние вещи, пищу и сжигал на костре. Ночью он обходил кельи и слушал чем занимается каждый брат. И если слышал празднословие, то бил жезлом по двери и выговаривал утром тех, кто собирался посплетничать. Он внушал монахам не расслабляться, но крепко быть монахами. От подчиненных требовал безусловного подчинения. Всякое ослушание рассматривал как тяжкий грех. Он воспитывал личным примером. Если монах отказывался от работы, то делал её сам. Если кто-то провинился, то он плакал о нём. Легко прощал, и случалось, что братия пользовалась его снисходительностью. Всё же при нём в монастыре был порядок. Приходилось терпеть неприязнь, насмешки. Даже выборы его приемника были игнорированы братией. До нас дошли его обличительные проповеди. Больше всего он выступал против национального порока (пьянства). Он так пишет: "Одни ползают на коленях будучи не в состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух. Выгнать беса из бесноватого одному священнику легко, а выгнать беса из русского пьяницы — всех священников мира не хватит". Был нетерпим и суров к неверующим и иноверцам. Уча своих последователей жить в мире с врагами объясняет, что речь идёт о личных врагах, а не о врагах Христа. Кто хвалит свою веру и чужую — тот двоеверец. Он ходил в еврейский квартал, спорил с евреями или пострадать от них. Осуждал гусляров и скоморохов, которыми любил тешиться великий князь Святослав Ярославич. Однажды застав князя забавляющимся скоморохами, преп. Феодосий склонил голову и тихо спросил: "А что, на том свете так ли будет?" С тех пор прогонял скоморохов при появлении Преподобного. Он умел быть твердым и неотступным, когда дело шло по неправде. Он не ведал страха, укорял Святослава, отнявшего власть у своего брата. Отвергал все приглашения Святослава и не желал поминать во время Литургии узурпатора. Преподобный был духовником многих. Князь и бояре приходили к нему исповедовать свои грехи. Отсюда и пошёл обычай избирать своими покаяльными отцами преимущественно монахов. Надо подчеркнуть одну черту Феодосия — это полное доверие промыслу Божию; он не надеялся ни на какую земную помощь. Запрещал братии печься о завтрашнем дне, развивать начало хозяйственности, жаловаться на нужду. Напоминал слова Христа: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, тогда всё приложится вам". Иногда братия не знала, что будет вкушать на следующий день. Она не обманывалась. Лавра жила милостыней, которую она получала в изобилии от князя, от мирян. Преподобный Феодосий построил недалеко от Лавры дом для нищих, слепых, больных. Каждую субботу посылал в город воз хлеба для заключённых. Даже разбойники, пытавшиеся ограбить монастырь находили в нем накрытый стол. Преподобный отсылал их с милостыней и не возбуждал против них процесса. В течение двух лет он ухаживал за больным монахом Исааком так ослабевшим телом и душой, что не мог ни встать ни сесть (ходил под себя). Преподобный ухаживал за ним с материнской нежностью, кормил его, одевал, учил снова ходить и есть как ребёнка. Скончался он 3 мая 1074 года. Он стал первым Святым, почитание которого было установлено всей Русской Церковью. Канонизован в 1091 году.

Прохор Лабодник (Лебёдник). Он никогда не ел хлеба, а питался лебедой. Вместо соли употреблял золу. Николай Святоша первый князь — инок (из черниговских князей). Три года нес послушание на поварне, ещё три года был привратником. Безмездный врач Агапит всю жизнь занимался тем, что безвозмездно ухаживал за больными.

По подсчётам Голубинского в 13 веке было около 70 монастырей (68). В Киеве было 17. Среди них Св. Георгия и Св. Ирины. Первый монастырь Св. Георгия строился долго и был закончен только после 1051 года. Эти два монастыря находились на полном обеспечении княжеского двора. Это были аристократические монастыри. По четыре монастыря имели Переяславль, Чернигов, Полоцк. В Смоленске было пять монастырей. Из смоленских святых особо известен Авраамий Смоленский. Он принял на себя добровольное нищенство, юродство. Затем он принял постриг. Он был книжен, не простец. Его любимыми авторами были Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин. Был смелым проповедником. Проповеди Авраамия носили мрачный эсхатологический характер. Он жил в то время, когда можно было услышать такое изречение: "Не чти много книг, да не во многую ересь впадеши". Душеполезным считалось в простоте угождать Богу. Многие считали идеалом человека такого человека, который: " Астрономы не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывах, аз бо умом груб и словом невежа. Не учен диалектике, риторике и философии, а разум Христов в себе имам". И вот Авраамий был очень книжным. Его популярность навлекла на него подозрение в ереси даже в " Голубинной книге". Скорее всего это книга богомилов. Его судили и запретили служить Литургию. Два праведника предсказывают местному епископу, судившему Авраамия, что будет гнев Божий за гонения на Авраамия. Обещанная кара пришла — наступила страшная засуха. Молитвы народа и епископа были тщетными. Тогда епископ призывает Святого, снова расследует обвинение против него и "испытав, яко все лжа" прощает его и просит молиться за страждущий град. Последние годы прошли мирно; он был поставлен игуменом монастыря. Преставился от болезни после 50-ти лет подвижничества.

На юге были часты набеги половцев, поэтому подвижники искали убежище в лесах на севере, где находили мир и тишину. Великий Новгород превосходил Киев количеством монастырей. Их было 20, а во всей новгородской земле — около 30-ти. Главным монастырем значился Юрьев монастырь. О значимости этого монастыря говорит то, что игумен этого монастыря назывался архимандритом. Вторым по значимости считался Антониев монастырь, названный так в честь Антония Римлянина. Он был сооружён на средства Антония Римлянина. Он так назывался, потому что был из Рима. Ещё один крупным монастырём является Хутынский монастырь, заложенный в конце XII века св. Варлаамом Хутынским. В Ростово — Суздальской земле: 5 — во Владимире, 4 — в Суздале, 3- в Ростове, а в Переяславле, в Костроме, Нижнем Новгороде по одному. Во Владимире был наиболее известный Богородице-Рождественский монастырь в котором находились очень долго останки мощей Александра Невского откуда были перенесены в Санкт-Петербург Петром Великим в начале 18 в. Рождественский Монастырь был основан братом святого Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо, Прозван так за многосемейность. Всеволод Большое Гнездо основал Рождественский Монастырь во Владимире в 1192 году. Игумен также назывался архимандритом. В Боголюбове в 1158 году Андрей Боголюбский основал также Боголюбский монастырь в километрах 15 от Владимира на Клязьме. Боголюбский монастырь основан там, где остановилась икона Владимирской Божией Матери, там где явилась ему Божия Матерь, и велела нести свою икону во Владимир на Клязьме. Многие монастыри владеют вотчинами и работниками на этой земле холопами.

 

ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. ХАРАКТЕР КНИЖНОСТИ.

У нас книжность была переводная, и оригинальная — своя исконно русская оригинальная и переводная. Разумеется, переводной было гораздо больше. Она превосходила свою русскую книжность. Почему объяснить нет смысла. Идеалом человека был некнижный человек. "Не чти много книг". И понятно, что это установка оказывала влияние. Самыми распространенными книгами были богослужебные. И это понятно, потому что прежде всего письменность должна обслуживать, обеспечивать богослужебную практику. Поэтому громадное большинство богослужебных книг. Но были книги вероучительные, моралистические. Конечно, преобладала переводная, заимствованная литература, которую получали из Болгарии, где переводная деятельность, начатая Кириллом и Мефодием была весьма успешна. Св. Кирилл успел перевести богослужебные книги в тогдашнем составе. Св. Мефодий с учениками перевёл всю Библию кроме Макавейских книг, "Канон" Схоластика. Третий христианский болгарский царь Симеон продолжал делать переводы. На Руси вклад в переводческую деятельность был весьма небольшой. Как известно: "Ярослав собра писцы многи и прекладаше от грек на словеньское письмо исписаша книги многи". Есть мнение, что Ярослав сам занимался переводами. Мы получили богослужебную литературу с Балкан. Переводная литература делилась на "жанры": библейский — это Библия, кроме Макавейских книг, которые не были переведены.; распространялись также отдельные библейские книги, например Псалтирь, которую очень любила Древняя Русь, "Остромирово Евангелие", написанное дьяком Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-57 годах. Этот памятник сохранился и является достоянием русской культуры. Сейчас хранится в публичной библиотеке Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Второй жанр- библейско — истолковательный: "Шестоднев" Иоанна, Болгарского экзарха, два толкования на Псалтирь Св. Афанасия Александрийского и толкования Феодорита Кирского, толкование на Апокалипсис Андрея Кессарийского. Догматический жанр представлен " Точным начертанием православной веры" Иоанна Дамаскина. Канонический жанр представлен "Номоканоном", "Лествицей", Патериками. Историческая литература представлена в виде житий святых (полными и прологами- сокращённым вариантом); Палея — содержит Св. Историю обоих Заветов с апокрифами; хронографы — летописи Иоанна Малалы Антиохийского от сотворения мира до первых римских императоров. Приложением этой книги является книга " Александрия" об Александре Великом и о троянской войне. Были книги по риторике и философии. Кроме того существовали сборники " Златые цепи". Он до наш не дошёл. "Изборник", "Златоструй" — это избранные слова Иоанна Златоуста. "Пчела".

ОРИГИНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Первое место по времени отводится новгородскому епископу Луке Жидяте(1036-1060). Это нравоучительный автор. Ему принадлежит "Поучение к братии", в котором изложены элементарные правила веры и нравственности. Преподобный Феодосий Печерский(+ 1074) написал несколько поучений к братии и два поучения к народу. Рассмотрим поучения к братии. Здесь он: во-первых увещает их к добродетелям и подвигам, к деятельной любви к Богу, к презрению мира и к покаянию; во-вторых, он наставлял братию к хождению в церковь и о поведении в ней, обличал братию за ропот на действия игумена, за недостаток смирения и послушания, за леность к богослужению, за стяжание мирских благ, земных сокровищ. В народе обличал пьянство, язычество, грабежи, мздоимство, худом стоянии в храме, не соблюдении постов. Третьим исконно русским писателем был Иларион. Это догматический писатель. Ему принадлежит " Слово о законе и благодати" Оно показывает его как классически образованного человека. " Слово" написал когда был иереем. Произведение в трёх частях. Первая часть говорится о превосходстве благодати над законом- превосходстве Нового Завета. Вторая часть посвящена князю Владимиру. В третьей части испрашивает милосердие к новокрещённым. Второе произведение — " Исповедание веры". Это изложение православного вероучения. Сказал или написал он его по случаю своей хиротонии. К вероучительной литературе относят сочинения Кирилла Туровского. Жил и творил во второй половине 12 столетия, его слава гремела. Годы жизни неизвестны. Слава гремела на всю Русь. Произведений у него очень много. До нас дошли 12 слов, и три послания к инокам, 20 молитв и молебный канон. Его проповеди трудны, и требуют образованного слушателя. Проповеди изобилуют аллегориями. Написаны византийским изощренным стилем. Автор использует аллегории древнего мира; язык напыщенный. Сам признавал несамостоятельность своих проповедей, говорил, что пишет не от себя, но "от книг". Это считалось в то время добродетелью, потому что писалось из святых Отцов. Здесь у него и аскетическое сочинение, например " Сказание о черноризческом чине", " Послание к Печерскому игумену Василию", где он преподает правило монашеской жизни. Но называть его Златоустом несправедливо, потому что Иоанн прост и доступен каждому, а проповеди Кирилла Туровского непонятны слушателю. Например одно из посланий сплошь состоит из аллегорий.

Пятый анонимный автор. Особой жизненностью отличается "Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере". Он обличал двоеверие современников, затем обличал попов и книжников, восставал против бесовских игр: плясаний, гудений.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Она состоит из житий святых, летописей, хожений (впечатления о паломничестве во святые места). Самым первым составителем житий был Иаков — мних. Он написал "Память и похвала князю русскому Владимиру... " Второе — "Сказание страстей и похвала об убиении Св. мученику Борису и Глебу". Третье — "Нравоучительное послание великому князю Изяславу".

Преподобный Нестор — автор полных житий (1056 — 1114). Кроме "Повести временных лет" он написал "Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба", "Житие Св. Феодосия", к которому Нестор пришёл в 16 лет. Ему приписывают "Повесть временных лет". Полное название — "Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто нача в Киеве княжити и откуда русская земля стала есть". В ней кроме познавательного значения преобладает ещё и нравственное, потому что автором был мних.

Как жизнеописатель известен ещё Симон Владимирский — епископ (1215-1226). Он написал обличительное послание Поликарпу печерскому, который не уживался ни в одном из монастырей. Чтобы заставить его остаться в Киево-Печерском монастыре Симон приложил к посланию ещё ряд сказаний.(9 штук) о печерских чудотворцах и чудесах, надеясь этим показать как свято то место, которое он оставлял. В подражание Симону и Поликарп написал 11 сказаний о подвижниках того же монастыря в послании игумену Акиндину. Произведение Симона и Поликарпа составили ядро Печерского патерика, сохранившимся до наших дней.

ЖАНР «ХОЖЕНИЙ»

Сохранилось два таких памятника, два «Хожения». Игумен Даниил — первый путешественник во Святую Землю. Жил в 11 — 12 вв. В Иерусалиме он прожил полтора года. Он составил описание святых палестинских мест. Слово паломник происходит от слова пальма. Паломники возвращались со Святой Земли с ветвью пальмы. Это символ мира. Тогда Иерусалим принадлежал крестоносцам первого похода (1096-1099). Они достигли своей цели в 1099 году. Они основали Иерусалимское королевство. Его возглавлял король Болдуин (Балдвин). Даниил был принят иерусалимским королём и прошёл с ним путь от Иерусалима до Тивериады, когда Болдуин предпринял поход на Дамаск. Даниил испросил разрешения на то, чтобы в Великую Субботу поставить на Гроб Господень великое кандило за землю Русскую. По воспоминаниям паломника «кандило возжглось само егда сниде свет святый». На третий день Даниил взял кандило, чтобы нести его домой. Отрывок из его сочинения: «В Великую Пятницу в час дни и аз худый идох к князю Болдвину и поклонишася ему до земли. Он же видев мя поклонившася и призва мя к себе с любовью и рече ми: что хочеши, игумене русский. Аз же реку ему: господине княже, молюся теберади Бога и князей русских, хотел бых и аз поставити кандило свое на Гробе Господнем за князи наша и русскую землю, за вся христиане русския земли. Тогда князь повеле ми поставити свое кандило и с радостью посла со мною мужа своего лучшего ко эконому Святаго Воскресения и к тому иже держит гроб Господень. Повелех ми поставити кандило на Гроб Господень и поставих своима рукама грешныма и кандило возжглось само, егда сниде свет святый. Через сто лет совершено паломничество в Константинополь Добрыней Ядрейковичем (будущий архиепископ Новгородский Антоний). Он совершил паломничество как раз перед взятием Константинополя крестоносцами четвертого крестового похода. Голубинский очень низко оценивает качество этого документа. Он пишет: «Ничего не описывая он указывает только мощи, чудотворные иконы, церкви. Это только указатель. Он не оставил описание даже Софии Константинопольской». Другой автор пишет: «Он оставил такое ценное описание города, что привлекло внимание учёных — археологов. Сочинение было переведено на латинский и французский языки».

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия