Студопедия — Православная Церковь на Витебщине в период после войны до распада СССР.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Православная Церковь на Витебщине в период после войны до распада СССР.






В целом, период с 1944 по 1959 год можно охарактеризовать как время лояльного отношения к Церкви и относительно спокойного сдерживания ее влияния государством. И, как следствие этого — длительное время количество действующих церквей оставалось на одном уровне. В I944-I948 годах они функционировали в 29-З0 приходах. Церковные структуры находились в зависимом положении от власти и, не желая обострять отношения с органами государственной власти, искали путь к компромиссу. В своей деятельности, пытаясь сохранить существовавшее положение, они шли на определенные уступки и, в основном, выполняли требования властей. В 1953 году были глубокие перемены в жизни общества, которые впоследствии привели к «оттепели». Из лагерей начали выпускать осужденных, как в довоенный, так и в послевоенный период. Освобождены были и священнослужители, которые, в основном, были реабилитированы. Такие перемены внушали надежды на нормализацию отношений между Церковью и государством.

За период с 1954 - 1959 годов на территории Витебской области не был закрыт ни один православный храм. 50-е годы характеризуются устойчиво высоким числом молящихся в церквях, значительное количество - которых составляли женщины. Образовательный уровень прихожан был не одинаков либо: довольно низким, либо высоким, если речь шла о старой интеллигенции, которая сохранила связь с церковью. Молодые люди, выросшие в послевоенный период воспитывались в духе неприятия религии …. Несмотря на определенные перегибы, атеизм в этот период не стал «неистово воинствующим». Нормализация церковно-государственных отношений привела к ослаблению антирелигиозной пропаганды. Своеобразной иллюстрацией политики государства на данном этапе являются взаимоотношения местных властей и Спасо-Ефросиньевского женского монастыря в Полоцке. После очередного открытия в 1941 г. он успешно существовал и в послевоенный период. Местные власти даже поддерживали деятельность монастыря. В первые послевоенные годы монахини получали такой же продовольственный паек, как и служащие, монастырю был передан 4-х комнатный дом, после жалобы игуменьи в Витебский облисполком было отменено решение Полоцкого горсовета о передаче педагогическому училищу 0,5 гектара монастырских земель, затем в бесплатное пользование был передан двухэтажный дом. Количество проживающих в монастыре колеблется в пределах 50-ти человек в силу ограниченных возможностей разместить желающих стать монахинями. До середины 50-х годов это были, в основном, женщины пожилого возраста. Так, в 1950 году из 54-х - 48 женщин были старше 55 лет. Органы власти не оставляли их в покое. В докладах уполномоченный сообщает, что все они взяты на учет, с женщин получены объяснительные записки, где излагались причины ухода в монастырь. Оказывая монастырю определенную помощь, местные власти в то же время боялись усиления его влияния на население, поэтому на неоднократные просьбы игуменьи о разрешении ремонта Кресто-Воздвиженской церкви отвечали отказом, аргументируя тем, что здание отремонтировать невозможно. При этом следует отметить, что строители не только давали, заключение о возможности ремонта, но и называли конкретные суммы, необходимые для этого. При этом игуменья обращалась к властям не за средствами, а только за разрешением на ремонт, которое так и не было тогда получено. Но, несмотря на преграды, целенаправленно чинимые властями, популярность и авторитет монастыря, связанного с именем преподобной Ефросиньи, постоянно возрастал. К концу 50-х годов отношение властей к монастырю становится все более настороженным в силу роста его популярности, но закрыть монастырь не торопились по нескольким причинам. Во-первых, предполагалось, что монастырь прекратит свою деятельность по причине смерти монахинь, которые, в основном были пожилыми и больными женщинами. Во-вторых, если бы власти закрыли монастырь, то перед ними встала бы проблема обустройства 50 монахинь. Таким образом, надежда возлагалась на то, что тихо и незаметно монастырь перестанет существовать сам по себе.

С 1958 года в идеологической системе страны появляются новые веяния, основой для которых стала политическая программа Н.С.Хрущева, предусматривавшая ликвидацию религиозности как пережитка, для чего очень широко стала использоваться пресса. Поэтому период 1960 - 1963 годов можно выделить как новый этап в отношениях Церкви и государства. Вновь, как и в предвоенные десятилетия, началось массовое закрытие церквей. По Витебской области их было закрыто 29, что составило 45% от всех православных храмов, закрытых за пятьдесят послевоенных лет. Но, вместе с тем, следует отметить тот факт, что предполагаемого резкого уменьшения религиозной обрядности не произошло. Этот период можно определить как возврат к воинствующему атеизму, но на этот раз обошлось без кровопролития и арестов. Для закрытия церквей использовались различные предлоги. Так, Спасо-Ефросиньевский монастырь был закрыт в 1961 году по причине его якобы антисанитарного состояния. Имели место случаи не только прямого воздействия государства на церковь путем административного закрытия церквей, но и косвенного. У отдельных священников местные власти вдвое-втрое уменьшали приусадебные участки, что значительно ухудшало их материальное положение. Зачастую священнослужители были вынуждены оставлять сельские приходы и переезжать в город, где их жены могли найти работу и таким образом содержать семью.

В 1964 г. в стране к управлению пришло новое руководство, которое положило в основу отношений с Церковью несколько иные подходы. Поэтому период с 1964 по 1985 год можно охарактеризовать как время относительно спокойного развития событий, когда осуществлялась тактика выжидания. Прежде всего, делалась ставка на «старение» Церкви. О том, что этот процесс имел место, говорит снижение количества крещений и венчаний. Так, в 1966 г. по официальной статистике обряд крещения приняли по Витебской области 4,5 тысячи верующих, из них дети в возрасте от 3 до 5 лет составили 4 тысячи, а в 1985 году количество крещенных ограничилось цифрами в 2,5 тысячи, а детей дошкольного и школьного возраста всего 145 человек. Эту тенденцию можно объяснить, прежде всего, тем, что поколение родителей, принимавших решение о крещении детей, воспитывалось в послевоенный период в условиях массированной атеистической пропаганды. Усиление административного контроля и антирелигиозной пропаганды дали свои результаты и в снижении количества венчаний. Если это таинство в 1966 году приняло 70 пар, то в 1985 - 15 молодых семей. Если в таких христианских таинствах, как крещение и венчание, отмечается количественный спад, то в отпеваниях умерших наблюдается обратная тенденция. Если за 1985 г. количество очных отпеваний ставило 1500, заочных — 3,5 тысячи, то в 1966 году эти цифры составляли 950 и 1,5 тысячи. Следует иметь в виду, что официальная статистика совершения таких таинств, как крещение и венчание, не отражает реальное положение дел, поскольку из-за преследований многие не регистрировали таинства и не попадали в официальную статистику. Многим еще не понятны времена, когда все обрядовые церковные книги просматривались, данные из них выписывались и передавались органам власти, оттуда профильтрованные списки попадали в партийные комитеты. К лицам, совершившим таинства или их родственникам, родителям применялись жесткие меры воздействия. Еще одним показателем «старения» Церкви является возрастной уровень ее учредителей. Например, в 1974 году учредителей в возрасте до 40 лет было 15 человек, от 40 до 60 - 320, и люди старше 60 лет - 600 человек. Одним из первых актов советского правительства было отделение Церкви от государства, но оно никогда не отказывалось от контроля за деятельностью религиозных конфессий.

В декабре 1985 года было принято решение о преобразовании Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР в единый орган - Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который имел в союзных и автономных республиках, краях и областях уполномоченных. В этот период была создана еще одна структура, осуществлявшая наблюдение за религиозной жизнью общества. Это были комиссии содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах при местных исполкомах Советов депутатов. Члены комиссии осуществляли наблюдение за проведением религиозных обрядов, прослушивали проповеди, активизировали свою деятельность накануне больших религиозных праздников. Ежегодно аппарат уполномоченных и активисты в наиболее важных, с точки зрения религиозной активности, районах проводили совещания, где разъяснялся порядок наблюдения и изучения прохождения религиозных праздников. Все члены районных комиссий по графику дежурили в церквях с целью наблюдения и выявления лиц, посещающих службы. Религиозным объединениям запрещалось заниматься благотворительностью, создавать кассы взаимопомощи, хотя именно благотворительность всегда была одной из характерных черт Православной Церкви.

В рассматриваемый период массовое закрытие церквей было прекращено, но закрытые храмы верующим не были возвращены. Помимо этого, с 1964 по 1975 г. сохраняется устойчивая тенденция постепенного уменьшения количества церквей, что имело несколько причин. Прежде всего - активная миграция населения. В связи с массовым оттоком сельских жителей в город, некоторые сельские приходы теряли своих прихожан и закрывались. В городах, где население быстро увеличивалось, открыть новые православные храмы практически было невозможно. За период 1945-1979 годов на Витебщине было снято с учета 47 действовавших православных церквей, по официальной версии, в связи с тем, что религиозные общества прекратили свою деятельность. Здания передавались в ведение райисполкомов, а священные сосуды и утварь размещались в действующих церквях или в большей мере исчезали бесследно. Здания закрытых православных храмов использовались под жилье, клубы, склады, мастерские, разбирались на дрова. Однако многие помещения, переданные хозяйственным организациям, не использовались и находились в бесхозном состоянии, а из отдельных не было даже вывезено имущество. Верующие же обращались в местные органы с просьбами об открытии церквей, на которые практически всегда получали отрицательный ответ, так как решение вопроса в пользу верующих шло в разрез с официальной политикой, утверждавшей, что религиозные объединения прекращают существовать по причине сокращения прихожан. Формальным поводом для отказа было наличие в данном районе церквей, в которых верующие могли бы совершать религиозные обряды. Документы позволяют проследить особенности состояния православной церкви в регионе. Так, анализ действующих церквей показывает, что после включения в состав области шести западных районов (Миорского, Глубокского, Браславского, Паставского, Докшицкого, Шарковщинского) на их территории в 1965 году действовало 39 церквей из 53 зарегистрированных по области, а так же 11 костелов, которые функционировали на Витебщины. В других районах количество церквей было незначительным. В шести районах и городах Витебске, Орше, Полоцке по одной церкви, в трех (Витебском, Городокском, Россонском) их вообще не было. Хотя некоторое время после войны имели место случаи, когда власти не мешали проведению служб в незарегистрированных особенно приписных и кладбищенских церквях. К примеру, в 1959 году в 29 приписных церквях и часовнях западных районов, входивших в то время в состав Молодеченской области, проводились службы и отправлялись религиозные обряды, хотя церкви местными властями не были зарегистрированы.

К концу 60-х годов стал сказываться острый недостаток и кадров духовенства. Старшее поколение священников в силу естественной причины постоянно уменьшалось, а закрытие части духовных школ и семинарий не давало возможности заполнить все вакансии немногочисленными выпускниками еще сохранившихся учебных заведений. Но даже и в эти учебные заведения было очень не просто определиться. Например, для поступления в Московскую духовную семинарию необходимо было иметь разрешение уполномоченного, которому комиссией содействия предварительно представлялась информация о будущем священнике, при этом внимание акцентировалось на поиске компрометирующих фактов и документов. Таким образом, количество священнослужителей постепенно уменьшалось. Если в 1966 году священников было 46, псаломщиков — 30, то в 1977 соответственно - 33 и 1З. Таким образом, за десять лет количество священнослужителей сократилось более чем в 1,5 раза. По возрасту это были, люди - от 40 до 60 лет, многие были старше 60 лет. Для духовенства конца 60-х - начала 70-х годов характерна некоторая лояльность к властям. Так, когда происходили события в Чехословакии в 1968 году, часть священников в письменной форме заявляла о своем согласии с политикой правительства. Но такие документы не могут в полной мере отражать умонастроения духовных лиц. Священники в данный период выступали против каких-либо расколов, помимо того их деятельность находилась под строгим контролем со стороны государства и его органов.

С конца 70-х годов наблюдается тенденция «омоложения» духовного сословия, но идет процесс изменения характера образования священнослужителей. Если в 1966 году высшее духовное образование имело 8 священнослужителей, среди которых было 2 магистра и 1 кандидат богословских наук, то в 1985 году высшее духовное образование имели только 3 священнослужителя. Таким образом, уровень духовного образования снизился, но увеличивалось количество молодых священников, имевших среднее и высшее светское образование.

С начала 80-х годов наблюдается активизация деятельности духовенства, что объясняется, по мнению властей, наведением строгого учета совершаемых религиозных обрядов, строгим соблюдением законодательства о религиозных культах по отношению к вере и церкви, ослаблением атеистической пропаганды. Несмотря на активизацию церковной жизни, к началу 1986 года 15 церквей не могли функционировать в полной мере из-за совместительства работы священнослужителей, либо из-за отсутствия кадров в сельской местности богослужения проводились один раз в месяц. И если в некоторых сельских церквях наблюдается уменьшение количества людей, посещавших церковь, то в городах, где имелись крупные храмы, укомплектованные хорошо подготовленными кадрами, практически ежедневно проводились богослужения и отправление религиозных обрядов, наблюдалась стабилизация и рост количества верующих, посещавших церковь. На протяжении всего послевоенного периода продолжался процесс утраты многих культурных ценностей храмов, будучи зачастую сами памятниками архитектуры (на территории Витебской области этот статус имеют 16 действовавших православных храмов), являлись местом сосредоточения ценностей, истинную цену которых порой невозможно выразить в деньгах. Так, по состоянию на середину 1985 года, в действовавшем на территории области 41 православном храме находилось 5400 культовых и других предметов, многие из которых представляли культурную и художественную ценность. Поэтому именно церкви, где сосредоточена половина культурных, исторических ценностей области, стали местом совершения краж. Так, за период 1981-1985 годов в результате ограблений учреждениям был нанесен невосполнимый ущерб. Были совершены 24 кражи, в результате которых было похищено 500 предметов. У одного преступника, который был изобличен в совершении 10 краж в 1982—1985 годах, было изъято 120 культовых предметов. До 1985 года церковь перечисляла большие суммы в различные фонды (фонд мира, охраны памятников и др.), в то время как самой не хватало средств на ремонт, содержание и охрану. Более разумный и рациональный подход к этой проблеме позволил бы перераспределить эти финансовые средства и тем самым спасти и сохранить для потомков разрушенные и не восстановленные сегодня церкви, украденные и исчезнувшие произведения искусств. Остается только надеяться, что опыт прошлого, зачастую горький, оградит от подобных ошибок в будущем.

Данный период истории является самым неоднозначным в предпринятом нами исследовании. С одной стороны, это открытое гонение на Церковь с целью ее полного уничтожения. Но, с другой стороны, это подвиг новомучеников, как уже известных и канонизированных Церковью, так и неизвестных, но всех тех, чей подвиг и кровь стали залогом дальнейшего бытия Церкви и ее нынешнего возрождения. Результатом государственной политики по отношению к Церкви в Витебском крае стало закрытие всех церковных общин к 1937 году не только в Витебске, но и в окружающих городах, вплоть до границы с Польшей. Можно отметить и ряд «положительных» моментов: изъятие церковных ценностей в Витебской епархии проходило достаточно мирно и без серьезных эксцессов; обновленчество не получило большого распространения не только в Витебске, но и в целом по епархии. Неоднозначным и еще не до конца исследованным остается период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: именно в период оккупации началось возрождение Православной Церкви: сопровождавшееся не только открытие церквей, но и возрождением епархии. Период 40-80-х годов можно кратко охарактеризовать как время перманентного и скрытого давления на Церковь и верующих, однако, не имеющего столь явных результатов, как в 30-е годы: несмотря на упразднение Витебской епархии и закрытие ряда приходов, церковная жизнь на Витебщине продолжалась.

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 604. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия