Студопедия — Воссоединение униатов с Православной Церковью
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воссоединение униатов с Православной Церковью






 

Планомерные действия по окончательному разрешению ситуации начнутся лишь с 1828 года с преобразования управленческой структуры униатской Церкви: территория современной Витебской епархии будет входить в состав большой Белорусской епархии, куда, помимо Витебской губернии, вошли земли всех восточных губерний Белоруссии и некоторые районы Минской губернии и Украины. Униатские епархии в административном управлении были отделены от католической коллегии. Кандидаты в униатское духовенство образование должны были получать только в Белорусской Греко-католической семинарии в Полоцке и в Литовской семинарии в Жировицах, студенты из Вильно и Рима были отозваны и более туда никого не направляли. Высшее богословское образование для униатского духовенства стало доступно лишь в Санкт-Петербургской православной духовной академии. А в перспективе было, по Высочайшему рескрипту от 1828 года, открытие в Полоцке на базе семинарии Греко-католической академии, а при каждом кафедральном соборе духовное училище. Во всех униатских духовных школах предусматривалось введение устава духовных школ Греко-Российского исповедания. Тем самым была цель приблизить максимально структуру униатской Церкви к Российской Православной Церкви с целью ее безболезненного воссоединения с последней.

Однако исполнение этого рескрипта наткнулось на скрытое противодействие тогдашней униатской иерархии, преимущественно выходцев из базилианского ордена и латинской по духу. Полоцкой униатской епархией на этот момент управляли архиепископ Иаков Мартусевич и викарный Оршанский епископ Адриан Головня. Лишь только к 1833 году в составе униатской иерархии большинство архиереев было настроено про-православно: епископ Литовский Иосиф Семашко, епископ Брестский Антоний Зубко, епископ Оршанский Василий Лужинский. Епископ Пинский Иосафат Жарский, по происхождению из католиков, и митрополит Иосафат Булгак представляли оппозицию воссоединению. Все эти меры, естественно, не преследовали мгновенного результата и были рассчитаны на достаточно долгую перспективу. И вполне естественно, что старое духовенство, более близкое по духу и нраву к римо-католичеству, чем к православию, составило оппозицию проводимой реформе. Также униатское духовенство боялось ссоры с местными помещиками и, следовательно, материальных затруднений, поскольку не был решен вопрос финансового обеспечения униатских священников, сильно зависящих от благосклонности «ясновельможных панов». И неудивительно, что накануне воссоединения в 1838 году, согласие соединению в Белорусской епархии выразило лишь 186 униатских священников из 680[133].

Восстание 1831-1832 годов проходило при деятельном участии как католического, так и униатского духовенства, несмотря на просьбы и запреты от униатского епископата, надеявшегося, что «Греко-униатская церковь не будет осквернена ни одним изменником и клятвопреступником»[134]. После подавления восстания 1831-1832 года российское правительство не могло не пересмотреть курс по отношению к униатской церкви. Правительством был принят четкий план-проект по воссоединению униатов с Православной Церковью. Поскольку эта тема достаточно подробно исследована, мы не будем на ней останавливаться подробно. Отметим лишь два основных направления этого проекта: организационное устройство православной Полоцко-Витебской епархии и воссоединение униатов.

К реализации проекта приступили уже в 1833 году.

Первое направление этого проекта было реализовать гораздо легче, чем второе. 30 апреля 1833 года образованная вновь епархия «Полоцкая и Виленская» вручена была преосвященному Смарагду. И, хотя Смарагд столкнулся с целым рядом проблем: не было архиерейского дома, не было консистории и т.п., но эти вопросы были достаточно легко разрешимы. Так, три соседние епархии: Могилевская, Псковская и Смоленская помогли священно- и церковнослужителями: прислали для архиерейской свиты по 1 диакону и 4 певчих. Полицейское управление помогло найти помещение для консистории. И уже в июле 1833 года епархиальное управление Полоцкой епархией функционировало.

Второй пункт программы, как мы уже отмечали, был гораздо сложнее, поскольку, несмотря ни на что, униатство представляло собой реальную силу, причем, воплощенную в конкретных исторических личностях, не всегда благосклонно настроенных не только к России, но и к Православию в целом. Основными действующими лицами были Иосиф Семашко, назначенный епископом на Литовскую епархию, и Василий Лужинский, епископ Оршанский, викарий Белорусского митрополита Иосафата Булгака (ярого униата, но практически не бывавшего в епархии – возглавляя Греко-униатскую коллегию, он почти постоянно находился в Санкт-Петербурге). План включал проведение в Униатской Церкви следующих мероприятий: введение русского языка в духовных униатских школах, ознакомление семинаристов с чином православного богослужения, упразднение из униатской богослужебной практики латинских обрядов и молитвословий; облаток, музыкальных оргaнов и употребления колокольчиков при литургии; удаление проповедальниц или амбон; замена боковых и главного продолговатых престолов одним главным престолом в алтаре по чину Православной Церкви; устроение иконостасов, которых не было в униатских церквах; поставление в церквах православных крестов и дарохранительниц, вместо латинских. Все эти мероприятия немедленно вводились в униатских церквах. Было большое сопротивление со стороны влиятельных униатских священников, но епископской властью их отстраняли от церковных должностей, запрещали в священнослужении, низводили на степень чтецов. Некоторые покорились распоряжениям епископа. Особенно большое сопротивление было при изъятии униатских служебников и замене их православными московского издания. Епископ Иосиф был непреклонен при проведении своих мероприятий и решительно запрещал священникам служить в латинских облачениях, требовал служения в православных ризах. Сопротивление этим мероприятиям постепенно уменьшилось, когда униатское духовенство убедилось, что нововведения не затрагивают католического униатского вероисповедания. При более упорном сопротивлении Иосифу приходилось обращаться за помощью к светским властям. Так, например, 16 сентября 1838 года в с. Церковно Дриссненского уезда (ныне – Витебская обл.) после торжественной обедни бывший асессор униатской Коллегии Иван Игнатович произнес речь на польском языке, в которой призвал крестьян держаться униатской веры. Помимо этого было проведено собрание, на котором участвовали 67 священников Белорусской униатской епархии. Собравшиеся приняли решение стоять за унию и искать помощи у царя. Всего под воззвание было поставлено 111 подписей. В результате обращений епископа Литовского Иосифа Семашко и епископа Полоцкого (православного) Смарагда было проведено следствие, по итогам которого Иван Игнатович и Томковид были высланы в Россию, еще 11 священников были лишены сана и переведены причетниками в Литовскую епархию. К счастью, подобные противники воссоединения были единичны. Но, к сожалению, большинство идейных противников воссоединения были из числа руководства Белорусской греко-католической духовной семинарии: ректор и ряд преподавателей[135].

Дальнейшая история воссоединения достаточно хорошо исследована и несколько выходит за рамки темы данной работы. Нас же будет интересовать, как воссоединение прошло на территории Витебской епархии. Выше я уже приводил не весьма оптимистическую статистику подписок по Полоцкой униатской епархии, и, лишь благодаря титаническим усилиям преосвященных Иосифа Семашки и Василия Лужинского, ситуацию удалось исправить в течение нескольких месяцев. Отдельного рассмотрения и анализа требует вопрос - почему сложилась такая диспропорция: в Литовской, более западной и потому более подпавшей под влияние униатства и католичества епархии, желающих воссоединиться с Православием униатских священников было больше, нежели в восточной и более близкой по духу к русскому народу Полоцкой епархии, тем более, в состав которой входили исконно русские земли (нынешняя территория Псковской и Смоленской областей).

Основные события февраля 1839 года по воссоединению униатов с Православием прошли в Полоцке и также хорошо описаны. Аналогичное по своему уровню и важности событие прошло и в городе Витебске. Возглавил торжества в Витебске митрополит Киевский Филарет. 14 мая 1839 года, в праздник Пресвятой Троицы, в Свято-Успенском кафедральном соборе им была совершена торжественная Божественная Литургия в сослужении епископов Полоцкого Исидора и Оршанского Василия и восьми священников при большом стечении народа. «Многочисленный народ, стекшийся на это духовное торжество, молился с усердием, и, когда, по окончании Литургии и по прочтении вечерних молитв Святому Духу, прочтен был указ Святейшего Синода о воссоединении, заключенный трогательными словами Монарха: «Благодарю Бога и принимаю», глаза предстоящих оросились слезами радости и умиления. В это время митрополит, стоя на амвоне среди архиереев обоих епархий, возгласил велегласно к Богу: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» И под сводами храма раздалась хвалебная песнь: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»[136].

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 723. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия