Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Положение православной Церкви на Витебских землях до 1618 года





 

В зависимости от религиозной, политической, национальной или культурной принадлежности исследователя и независимо от времени (как ранее, так и в современный период) Брестская уния воспринимается по – разному: и как союз, и как инкорпорация, и как аннексия.

Практически все православные исследователи считают, что Брестская уния на деле представляет собой отнюдь не равноправное соединение Церквей, а полное подчинение Киевской Митрополии Православной Церкви Римо-католической Церкви на основе полного принятия примата Папы и католической догматики. Входившие в унию с Римом, оставляли за собой лишь древний обряд, хотя со временем и он постепенно латинизировался. С самого начала Ватикан смотрел на унию как на средство постепенного слияния униатов с римо-католиками, их полной ассимиляции, как обрядовой, так и догматической, с латинством.

На протяжении XVII века территория современной Витебской епархии находилась в управлении Полоцкого архиепископа, а с 1620 года входила в состав Мстиславской православной епархии. В истории Православной церкви на белорусской земле Витебский край занимает совершенно особое место, где наиболее ярко проявятся и стойкость православных, и жестокость униатов. Архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский Герман вместе с другими иерархами Киевской митрополии не только принимал участие в униатской части Брестского собора 1596 года, но и принял соборное решение о признании канонической власти римского папы и о выходе из юрисдикции Константинопольского Патриархата, поставив свою подпись под соборной грамотой. Как того и следовало ожидать, король Сигизмунд III утвердил это соборное решение, признав за униатами все права православных, а тех, которые не приняли унию, поставил вне закона, сравнивая их с арианами и другими еретиками. Помимо простого признания решений Брестского униатского собора Сигизмунд III дает приказ местным властям о всяческом содействии униатам: «Которые не только от добровольне первей принятое згоды и соединенья упорнее и неслушне откинулися, Але опустивши Церковь Божью, з блюзнерцами имени Божьего и веры хрестиянское, з новокрещенцами Арыянами и з иншими еретыками сполковали … за то и за иншые выступки их не благословил и проклял… от Церкви Божое отлучил … вам, воеводам, старостам, державцам … бурмистром, райцом, лавником приказуем, штобы есте и сами тому постановленью сыноду Берестейского ни в чом противны не были, и других подданных наших, которые бы тому сопротивлялися, карали»[67].

Тем самым в Речи Посполитой складывается парадоксальная ситуация: государственное признание православными униатов и, соответственно, все связанные с этим права и привилегии были за небольшим числом униатов, в то время как основная масса православных, не принявших унию, были отнесены в разряд диссидентов и схизматиков. Униаты при полной поддержке и помощи со стороны короля и Католической Церкви начинают планомерное давление на православных, временами очень похожее на гонения первохристианского времени. Так, акт Виленской конференции 1599 года, в работе которой принимали участие и Витебские делегаты (витебский воевода Иоанн Зиневич, подкоморий князь Георгий Сапега), свидетельствует о многочисленных преследованиях православных и протестантов в Речи Посполитой. «Уже духовные наши пресвитеры, священники … различно преследуются, в собственных домах терпят нападения, грабежы, поругаемы, разным бесчестием унижаемы, изгоняемы, ссылаемы, отдаляемы от местностей… Их хватают, заключают в узы, с разными неслыханными, для вящей муки, бьют, топят и умерщвляют… Обратились и на светские лица, особенно на мещанство, за различие в исповедании производятся инквизиции, удаляют их от цехов, художеств, промыслов, торговли и даже жития в городе; не признают их равенства состояния»[68].

Однако эта мрачная картина в первые годы была характерна не для всех регионов Речи Посполитой. Необходимо сделать важную оговорку: со второй половины XVI века начинается процесс девальвации центральной власти в Польше. Уже к началу XVII века многие крупные землевладельцы не считали нужным исполнять многие королевские распоряжения. Немаловажную роль в давлении на православных играла и роль местного магната-землевладельца. Данная особенность сыграет трагическую роль в судьбах православных, ведь магнат мог быть не только протектором, но, будучи униатом, все доступные средства употребить для обращения своих крестьян в униатство. Причем, эта сторона будет иметь тенденцию к прогрессированию: многие магнаты и шляхта к концу XVII века перешли либо в унию, либо в католичество.

В первые 20 лет после Брестского собора православные на Витебщине пользовались относительным спокойствием. Архиепископ Полоцкий и Витебский Герман был полной противоположностью активным Ипатию Потею и Кириллу Терлецкому. Мелетий Смотрицкий сообщает о его покровительстве не принявшим унию: «Имели покой жители Полоцка при Германе, потому что он находился в унии только своею тенью. Он не принуждал попов ни к чему. Напротив, когда им велено было подписываться на унию протопоп города по имени Соломон и другой с ним не захотели того сделать, то Герман разорвал лист, на котором иные уже подписались было, заплакал и попов, подписавшихся на унию, подверг штрафу, а протопопа взял себе в духовники»[69].

Сменивший его в 1600 году архиепископ Гедеон Брольницкий поддерживал прежнюю политику по отношению к унии. Тот же Мелетий Смотрицкий дает ему такую характеристику: «Он всенародно объявлял, что уния ему омерзела, и давал письменные разрешения городам своей епархии оставаться под послушанием патриарха»[70].

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 559. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия