Студопедия — Обзор библиографии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обзор библиографии






 

Кроме источников, имеется большой ряд исследований, посвященных как истории Беларуси в целом, так и истории Витебщины в частности. Православие и белорусская история взаимосвязаны: церковная жизнь тесно связана и с государственной властью, и с повседневной жизнью людей, с социальной и культурной жизнью, подчас пронизывая все общество сверху донизу. И проводить их размежевание и невозможно, и совершенно неправильно. У исследований общего характера, т.е. посвященных целиком Беларуси, имеется один существенный недостаток: поскольку они исследуют нечто целое, частям этого целого уделяется внимание ровно настолько, насколько они играли роль в судьбе этого целого (архиеп. Афанасий (Мартос), В.А. Беднов, Г.Я. Киприанович, И. Чистович). Так, например, в труде архиепископа Афанасия Мартоса «Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни» значительное внимание Витебску уделяется в связи с описанием истории жизни и смерти Иосафата Кунцевича, в то время как дальнейшая и предыдущая история зачастую опускается. Аналогичная ситуация и с целым рядом исследований, посвященных Истории Русской Православной Церкви (митр. Макарий Булгаков, Карташев А.В. и др.). Наименее исследованным в данном пласте литературы является ранний период истории (X-XVI века), в то время как наибольшее число трудов посвящено периоду униатства (Н.Н. Бантыш-Каменский, прот. М. Булгаков, Н. Гайдук, Я.Н. Мараш, прот. К Зноско, Падокшын С.А.). В этих исследованиях чаще всего не проводится отдельного исследования истории Православия на Витебщине, в основном они посвящены униатству в целом, но в них может частично затрагиваться история Витебщины. Это связано с деятельностью униатского архиепископа Иосафата Кунцевича и воссоединением униатов с Православной Церковью. И здесь необходимо отметить их полярную идеологическую ориентацию: от православных до открыто униатских. Естественно, что это не может не сказаться на оценках, даваемых тем или иным историческим фактам. Так, например, воссоединение подается униатскими авторами, во-первых, как проведенное насильственно – при содействии российского имперского аппарата, армии и полиции; во-вторых, это привело к катастрофе – ассимиляции русскими белорусского этноса и, соответственно, исчезновению белорусской религии, белорусской культуры (например, Падокшын С.А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура: Філасофска-гістарычны аналіз. Мн., 1998). Несмотря, на определенную предвзятость в подаче материала и его подборе, в трудах данных авторов имеются материалы относительно истории унии, которые не встречаются в официальных исследованиях дореволюционного времени, в основном это дневниковые записи и мемуары современников начала XIX века. Вопрос об их исторической достоверности требует отдельного исследования, равно как и не подлежит сомнению факт цензуры при издании исторических материалов в дореволюционной Российской империи. Большинство же исследователей данного периода истории Беларуси все-таки стараются придерживаться объективных оценок, тем не менее, некоторые из этих оценок расходятся с официальной церковной позицией, представленной в историографии данного периода в дореволюционной литературе. Материал для исследования второй половины XIX века в основном представлен публикациями в «Полоцких епархиальных ведомостях» и «Памятной книжке Витебской губернии».

Из исследований, посвященных XX веку, необходимо выделить работы прот. Владислава Цыпина, труды М. В. Шкаровского, а также белорусских исследователей священников Федора Кривоноса и Дмитрия Шиленка. Новейшая история Витебской епархии и Белорусской Православной Церкви в целом не подвергалась еще полноценному историческому исследованию и представлена лишь в виде архивных документов, газетных и журнальных публикаций.

И, наконец, важнейшее значение при написании данной работы играли исследования ряда витебских краеведов как дореволюционных (Н.Я. Никифоровский, А.М, Сементовский, А.П. Сапунов, Д.И. Довгялло и др.), так и современных (Русецкий А.В., Бубенько Т.С., М.В. Пивовар, А.М. Подлипский и др.). О некоторых из них необходимо сказать подробнее.

Николай Яковлевич Никифоровский, выходец из духовного сословия, успешно окончил Витебское Духовное Училище и Витебскую Духовную Семинарию. Из-за отсутствия средств не смог продолжить обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии и был вынужден искать работу. Сначала учитель Махуровской школы Полоцкого уезда, затем учитель первого приходского училища г.Витебска, учитель Витебского поветового училища – вот краткий список мест его преподавательской деятельности. Довольно рано он увлекается сбором фольклорных и этнографических материалов. На этом поприще он близко познакомился и на протяжении 20 лет (1871-1891) совместно трудился с другим знаменитым Витебским краеведом П.В. Штейном. С 1891 года – Н.Я. Никифоровский работает самостоятельно практически до самой смерти (1910 год). За это время из-под его пера вышло более 20 работ, посвященных этнографии, фольклору Витебского края. За свои труды он был принят в члены нескольких научных обществ России: Витебского церковно-археологического древлехранилища, Витебского губернского статистического комитета, Общества любителей природоведения, антропологии и этнографии Московского университета, Русского географического общества и др. Из-под его пера выходят этнографические очерки, посвященные разнообразным сторонам жизни белорусского народа. Так, например, очерки «Дударь и музыка» посвящены народной музыке и музыкальным инструментам, а в очерке «Пьющие и пьяницы» рассматривается другая сторона народной жизни. Одной из интереснейших работ исследователя является опубликованная в 1897 году работа «Нечистики. Свод простонародных в Витебской Беларуси сказаний о нечистой силе». В этом труде Н. Никифоровский, опираясь на народные легенды, сказания, поверия впервые подвергает систематизации демонологию в представлениях белорусского народа. Для нашего исследования определенный интерес представляла работа Н. Я. Никифоровского «Странички из недавней старины города Витебска», в которой автор обращается к этнографии городского населения и приводит некоторые интересные факты.

Особый интерес представляет деятельность краеведа, археолога и этнографа Александра Максимовича Сементовского. В списке работ А. Сементовского, опубликованном в 1881 году из 147 названий 110 посвящены Витебщине. А.Сементовский редактировал и публиковался в 8 томах «Памятной книжки Витебской губернии». Для нашего исследования особый интерес представляют его работы: «Статистический очерк Витебска» (1864), «Этнографический обзор Витебской губернии» (1872), «Белорусские древности» (1890). Так, в последней работе он рассматривает все известные ему земляные памятники на территории Витебского края, вводя в оборот их деление на замчищи, курганы и городища. В другом разделе он рассматривает памятники эпиграфики и культуры: Борисовы камни, крест преподобной Евфросинии Полоцкой, Благовещенскую церковь в Витебске и др. В работах А.М. Сементовского нет идеализации послереформенного быта народа и восхваления реформы, возвышения старых образцов жизненного уклада. Он дает правдивые картины жизни того времени, какими бы неприглядными они не были.

Еще одно значимое имя для витебского краеведения – это Дмитрий Иванович Довгялло – белорусский и советский археограф и историк. Выпускник Витебской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии много сделал для становления церковно-археографического дела в Витебской епархии. Им было подготовлено к изданию шесть томов «Историко-юридических материалов» (т. 27-32); опубликовано большое число статей, посвященных церковной истории Витебской земли, и, в первую очередь, по истории отдельно взятых храмов Витебской епархии.

Но самой значимой для витебского краеведения фигурой, чьи труды при написании данного исследования были определяющими, является А. П. Сапунов. Родился Алексей Парфенович Сапунов в семье небогатого купца и крестьянки.

По окончании Витебской Александровской гимназии А.П. Сапунов поступил в 1869 году в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, где слушал лекции знаменитых профессоров того времени – В.Р. Василевского, К.М. Бесстужева-Рюмина, В.И. Ламанского.

В 1873 году учеба в Петербурге была завершена. Алексей Парфенович Сапунов вместе со званием кандидата университета получил от профессора Ламанского предложение остаться для работы на кафедре. Однако болезнь глаз и обязательство отработать министерскую стипендию вынудили Сапунова вернуться в Витебск. Во время возвращения Алексея из Петербурга в Витебской гимназии была только вакансия преподавателя древних языков, которую он и занял. Все же свободное время он посвятил изучению истории Витебска. Первая публикация А.П. Сапунова – очерк под названием «Исторические сведения про Витебский замок» – появилась в «Памятной книжке Витебской губернии на 1881 год». Первый том «Витебской старины» вышел из печати в 1883 году.

Большую часть материалов тома составляли тексты документов, (грамоты и привилеи, инвентари, «Летопись г. Витебска», документы, касающиеся жизни и деятельности униатского архиепископа Иосафата Кунцевича). Первый том «Витебской старины» имел определенный успех. Издание, которое вышло в провинции, было замечено в столице и крупных научных центрах империи.

В 1885 году из печати вышел очередной том «Витебской старины». Это был том под номером IV, посвященный истории войн Московской державы с Великим Княжеством Литовским и Речью Посполитой.

Пятый том был посвящен религиозной истории Придвинского края.

В 1892 году по благословению архиепископа Полоцкого и Витебского Антонина в городе Витебске было создано церковно-археологическое древлехранилище. Создание музея было поручено Алексею Парфеновичу Сапунову и священнику Николаевского кафедрального собора Василию Говорскому.

Первые экспонаты для древлехранилища Е. Романов и А. Сапунов собрали после посещения витебских городских церквей: Благовещенской, Ильинской, Петропавловской и церквей Маркова монастыря.

14 октября 1907 года Алексей Парфенович Сапунов стал депутатом III Государственной Думы, после роспуска которой принимал деятельное участие в работе Витебской научной архивной комиссии.

После революции 1917 года Алексей Парфенович Сапунов стал советским служащим – возглавлял статистический отдел губернского исполнительного комитета. Кроме того, Сапунов продолжал читать лекции в Витебском отделении Московского археологического института.

С 1 января 1922 года, согласно распоряжению Главного управления архивными делами о сокращении штатов Витебского губархива, был «освобожден от должности архивариус А.П. Сапунов с переводом его на сдельную оплату труда. Совет Народных Комиссаров БССР 1 октября 1924 года назначил профессору А.П. Сапунову пожизненную пенсию по ставке ответственного работника наивысшего разряда тарифной сетки (100 рублей в месяц). Однако 2 октября 1924 года в 10 часов вечера Сапунов умер.

Большинство современных краеведческих исследований во многом продолжают линию, которую заложил Д.И. Довгялло: изучение отдельно взятого памятника истории Витебского края. Благодаря исследованиям М.В. Пивовара, имеется подробная история местечка Лужесно около Витебска. Нельзя не отметить труды Оршанских краеведов, посвященных истории своего города и района. Из компиляционных и носящих энциклопедический характер необходимо отметить работу профессора Аркадия Владимировича Русецкого в соавторстве с Ю.А. Русецким «Художественная культура Витебска с древности до 1917 года: историко-художественный очерк».

Подводя итог, необходимо сказать, что данное исследование опирается на обширный материал, имеющий характер источников. Это, в первую очередь, касается летописных и археологических данных о религиозной жизни на территории Витебского края в период до XVI века. Особое значение при исследовании истории Церкви в XX веке имеют изученные архивные материалы. Также достаточно объемный материал при исследовании предоставила и имеющаяся вспомогательная литература. Однако, несмотря на значительное число как источников, так и вспомогательной литературы, уникальность данной работы состоит в ее проблематике, временных рамках и географических границах, ранее не рассматривавшихся в таком объеме (за исключением небольшого предисловия А.П. Сапунова к пятому тому своей «Витебской старины»).

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 473. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия