Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. Украинская Православная Церковь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. Украинская Православная Церковь






Украинская Православная Церковь

Киевская Духовная Академия

 

Кафедра истории Древней Церкви и Православия на Руси

 

 

Архиепископ Димитрий (Дроздов)

 

«Витебская епархия: история и современность»

 

 

Диссертация на соискание научной степени кандидата богословия

 

 

Научный руководитель:

Архиепископ Белоцерковский,

Управляющий делами Украинской Православной Церкви

Митрофан (Юрчук),

профессор

 

Киев

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра


СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ ___________________________________________________ 3

Раздел 1. ОБЗОР ОСНОВНОЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ___________________ 15

1.1. Обзор источников исследования __________________________ 15

1.2. Обзор библиографии ______________________________________ 22

Раздел 2. РЕЛИГИОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ВИТЕБСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ________________________________ 30

2.1. Формирование этнической структуры Витебского края ___________ 30

2.2. Краткая характеристика местных религиозных верований ________ 35

Раздел 3. ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПЕРИОД ОТ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ДО ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ 1596 ГОДА ________________________________________________________ 46

3.1. Православие на Витебщине в домонгольский период _____________ 46

3.2. Витебская епархия в составе Великого Княжества Литовского _____ 54

Раздел 4. ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПЕРИОД ОТ БРЕСТСКОЙ УНИИ 1596 ГОДА ДО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1772 ГОДУ ______________________________________ 65

4.1. Положение православной Церкви на Витебских землях до 1623 года_________________________________________________________ 65

4.2. Полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич ___________ 68

4.3. Положение Православной Церкви на Витебщине после убийства Иосафата Кунцевича и до конца 17-го века ________________________ 78

4.4. Положение Православной Церкви на Витебщине в 18-ом веке до вхождения в состав Российский империи (1775 г.) __________________ 85

Раздел 5. ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1772-1917 ГОДЫ _________________________________ 96

5.1 Изменение положения православных после вхождения восточных земель Речи Посполитой в состав Российской империи и восстановление церковно-административной жизни на территории Витебской епархии _ 96

5.2 Воссоединение униатов с Православной Церковью _____________ 104

5.3. Витебская епархия 1839-1917: архиереи, духовные учебные заведения, благочиния, приходы, миссионерство, братства ___________________ 109

Раздел 6. ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 1917-1992 ___________________________________________ 118

6.1. Православная Церковь на Витебщине в период между двумя войнами: гонения, изъятие ценностей, обновленчество, закрытие храмов ______ 118

6.2. Православная Церковь на Витебщине во время Великой Отечественной Войн __________________________________________ 145

6.3. Православная Церковь на Витебщине в период после войны до распада СССР _______________________________________________________ 157

Раздел 7. ВОЗРОЖДЕННАЯ ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ (1992-2009) _167

7.1. Возрождение епархиальной жизни в конце 20-го века ___________ 167

7.2. Витебская епархия в начале 21-го века ________________________ 198

БИБЛИОГРАФИЯ ___________________________________________ 233

Источники ___________________________________________________ 233

Литература __________________________________________________ 237


ВВЕДЕНИЕ

 

Представленная Вашему вниманию научная работа посвящена исследованию истории Витебской епархии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 года своим определением возродил древнюю Витебскую епархию[1]. Предыдущие десятилетия безбожной власти оказали негативное влияние на церковную жизнь Витебщины, приведя ее в тяжелое состояние, близкое местами к полному уничтожению. На территории епархии действовало всего лишь 9 храмов и трудилось 12 священнослужителей. В настоящее время в епархии действует 160 приходов в 19 благочиниях и 5 монастырей в благочинии монастырей, несет послушание более 170 священнослужителей. Но полноценное возрождение церковной жизни невозможно без обращения к традициям, без восстановления исторической памяти. История жизни и подвигов наших предшественников непосредственно связана с нашей жизнью – это предание, которое мы приняли и в свете которого продолжаем евангельское благовестие в современном мире. Каждый верующий обязан знать не только основы христианского вероучения и исполнять заповеди, но не менее важно знать, как они исполнялись в конкретных исторических условиях, в наших родных местах – где мы родились и живем, тем более, если они освящены и исторической древностью, и свидетельством за веру Христову, чтобы по силе и возможности своей подражать им и с рассуждением проводить свою христианскую жизнь. В современном мире, когда широко используются новые традиции и технологии, чуждые вере и истине, особенно важно всесторонне изучать духовную, богословскую, творческую и иную деятельность наших православных предков в целях сохранения и приумножения истинных ценностей и добрых православных традиций. Ведь полнота церковной жизни возможна лишь в действительном соединении Церкви Земной с Церковью Небесной. Настоящее исследование истории Витебской епархии, по моему убеждению, должно стать мостом, соединяющим настоящее с прошлым и будущим.

Действующий в Республике Беларусь Закон о свободе совести и религиозных организациях высоко оценивает роль Православной Церкви в белорусской истории: «Признавая определяющую роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа»[2]. И хотя Витебская область является частью белорусского государства, его истории, тем не менее, она имеет свою историю. Ответ на вопрос о значении Православной Церкви в истории Витебского региона, ее влиянии на традиции и духовную жизнь витебчан - одна из важных причин актуальности и приоритетной целью данного исследования.

Еще одной, но, не менее важной причиной актуальности данной работы, является обострение межконфессиональной ситуации, носящее пока преимущественно внутренний характер, поскольку благодаря усилиям государства и Православной церкви в религиозной жизни Беларуси нет такого открытого межрелигиозного противостояния, какое, например, имеет место в других странах на постсоветском пространстве. Белорусский народ известен своей «памяркоўнасц’ю» и толерантным отношением к представителям других национальностей и религий в силу своей человеческой природы и национального характера. Тем не менее, межрелигиозная ситуация достаточно напряженна и не столь благополучна, как кажется на первый взгляд. Подобным добрым отношением и веротерпимостью часто злоупотребляют нетрадиционные религиозные организации, преимущественно неопротестантского и псевдовосточного толка, в своей навязчивой и чрезмерно активной миссионерской деятельности. С другой стороны, Православную Церковь не может не беспокоить и активизировавшийся римо-католический прозелитизм и претензия греко-католичества называться национальной религией белорусского народа, что заставляет еще более пристально обратиться к истории христианства и его месту в жизни нашего народа. Тем более, что сейчас ситуация несколько изменилась после недавнего назначения нового главы Римо-католической Церкви в Беларуси – архиепископа Минского и Могилевского Тадеуша Кондрусевича, известного своей активной деятельностью в Российской Федерации: преобразование католических приходов в России из апостолической администратуры в полноценную местную церковь с канонической структурой. Один из независимых интернет-порталов вскоре после назначения архиепископа Тадеуша Кондрусевича в Минск (ноябрь 2007 года) так охарактеризовал это назначение: «Можно теперь представить, какие потрясения устоев можно ожидать в Беларуси, где и пространство куда поменьше, и католиков куда побольше. Кроме того, в Беларуси римо-католики входят в разряд привилегированных, так называемых, «традиционных» религий. Теперь же оказывается, что инициатива Белорусской Православной Церкви обернулась неожиданной для нее стороной. Католики Беларуси получили такого лидера, с которым, похоже, именно они, исторические конкуренты православных, воспользуются плодами нового закона. Католическая церковь демонстрирует свою открытость и претендует на все большую роль в жизни страны. Кстати говоря, Тадеуш Кондрусевич заметно делает акцент на два приоритета сотрудничества – с государством и с Православной церковью»[3]. И, спустя полтора года после его назначения, необходимо отметить, что данная характеристика оказалась во многом справедлива. Активность римо-католических структур значительно возросла не только на территориях, где большинство составляет население, исповедующее римо-католицизм, но и на традиционно православных землях, где число католиков не превышает 0,1 – 1 %.

Недавний визит кардинала Торчизио Бертоне и готовящийся к подписанию конкордат между Ватиканом и Республикой Беларусь в очередной раз являются подтверждением активности римо-католических структур. В г.Витебске при минимальном количестве католиков открыты 4 костела: три из них являются духовно-просветительскими центрами (один представляет собой комплекс многофункциональных зданий), пастырское попечение в них осуществляют высокообразованные ксендзы и монахини из Польши. Идет работа по возрождению базилианского монастыря; обсуждается привоз останков гонителя православных, убитого в Витебске униатского архиепископа Иосафата Кунцевича из Ватиканского собора св.ап.Петра, в г.Витебск. В результате чего Витебск может стать одним из важнейших центров католического паломничества в Беларуси.

Еще одной из причин актуальности данной темы является возросший в белорусском обществе интерес к проблеме не столько межконфессиональных отношений, сколько к становлению белорусского народа как нации, его корням, менталитету, языку и религии. В последнее время возросла частота вбрасывания в средства массовой информации материалов, посвященных разработке теорий о западном векторе развития Беларуси, в том числе о западных корнях христианства (славянский обряд западной ориентации, Торвальдов хрост, епископ Адальберт и т.д.), о католичестве и униатстве как национальных религиях белорусов в противоположность Православию – навязанной «российскими оккупантами» религии. На данные вызовы необходимо отвечать, но отвечать аргументировано, с доскональным знанием исторического материала.

Уникальность и одновременно сложность ситуации в том, что собственно история Православия на Витебщине не подвергалась полноценному и всестороннему исследованию. Можно лишь назвать одну работу, в которой затрагивается эта область исторического знания. Это труд известного белорусского историка А.П. Сапунова, посвященный истории Витебского края[4]. Также имеется ряд трудов, посвященных общебелорусским церковным проблемам, в которых частично затрагивается история Витебщины. В основном, это связано с деятельностью униатского архиепископа Иосафата Кунцевича и воссоединением униатов с Православной Церковью в 1839 году. Более же подробно обзор библиографии будет сделан в соответствующей главе.

Главная цель данного исследования – это полномасштабная реконструкция истории Православия на Витебщине, начиная с первого упоминания о христианстве в этом регионе и заканчивая современным состоянием Витебской епархии. Вот только ряд задач, которые было необходимо разрешить во время предпринимаемого исследования:

a) Постараться как можно точнее определить время проникновения христианства на Витебщину, а также проследить основные вехи христианизации. Естественно, что в данном случае необходимо дать характеристику этническому и религиозному состоянию местных племен в дохристианский период;

b) На основании всех доступных данных осветить как можно подробнее становление Витебской епархии в период, когда она входила в состав Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой до заключения Брестской церковной унии;

c) Трагедия православного белорусского народа во время насаждения церковной унии;

d) Процесс воссоединения униатов с Православной Церковью, а также возрождение и последующую полноценную церковно-административную жизнь православной Витебской епархии вплоть до Октябрьской революции;

e) Подвиг новомучеников в ХХ веке;

f) Возрождение полноценной церковной жизни в современное время.

В список задач, подлежащих рассмотрению во время исследования, необходимо также включить и традиции духовного просвещения, и историю святынь и монашеской жизни на Витебской земле.

Отдельный вопрос любого исторического исследования – это методология истории: вопрос о том, как изучать существование объекта исследования в прошлом, поскольку объект познания в истории, как правило, невозможно наблюдать или воспроизвести экспериментально. Особую сложность представляет собой изучение истории Церкви, отдельных ее частей – епархий, ибо исследуется историческая жизнь не столько определенной общественной формации, сколько жизнь Церкви – Тела Христова, частью которого является и сам исследователь. И эта принадлежность является важнейшим условием, точнее, залогом успешного ее адекватного познания, насколько оно доступно человеку в настоящем. Отношение «Церковь – история» строится, во многом, по принципу антиномии – поскольку Церковь есть новое существование, имеющее раскрыться в полноте после прекращения истории, но при этом Церковь как общество верующих во Христа людей существует в истории, хотя и превосходит ее онтологически.

Любое знание о прошлом социальной реальности реконструирует эту реальность. И эта конструкция, чтобы быть признанной, должна соответствовать определенным правилам и критериям, что в аспекте изучения церковной истории представляет собой еще одну проблему. «Историческая картина события синтезируется на основе информации, получаемой посредством критики источников. Факт, не признанный достоверным, не имеет права на научное существование. Православный исследователь должен реконструировать факт на основании лишь данных предания даже тогда, когда его нет в существующих источниках, которые могут быть признаны достоверными. Это, прежде всего, вопрос чуда в истории, особенно в такой области как агиография»[5].

То обстоятельство, что история занимается изучением прошлого, не означает, что она не связана с настоящим. Историческое знание в каждый момент времени привязано к настоящему, диктуется настоящим, во многом определяется настоящим. Специфичность же собственно церковно-исторического исследования заключается в его особой устремленности в будущее.

Прошлое не уходит бесследно, оно в виде определенных результатов и артефактов продолжает существовать в настоящем. Непосредственным звеном, связующим нас с прошлым, являются исторические источники. Важнейшей задачей при исследовании истории Витебской епархии являлось установление максимального количества источников, содержащих информацию об интересующем нас историческом факте. При написании работы по теме «Витебская епархия: история и современность» использовались следующие типы источников:

· Вещественные. К этому разряду необходимо отнести те данные, которые получены в целом ряде археологических изысканий, посвященных истории Витебского края. Это и сохранившиеся памятники архитектуры, семантика которых может много рассказать о той эпохе, в которую они были созданы.

· Письменные. В рамках данного типа привлечены не только опубликованные работы ряда исследователей (преимущественно XIX века), но и, насколько оказалось возможным, была проведена скрупулезная работа по выявлению источников в целом ряде архивов: исторические архивы гг. Москвы и С-Петербурга, Национальный архив Республики Беларусь г. Минск, Витебский областной архив и т.д.

· Изобразительные.

Объектом исследования, по преимуществу, является Витебская православная епархия, ее возникновение и становление.

Поскольку данная работа посвящена истории даже не столько самой Витебской епархии, сколько истории Православия на Витебщине в целом, хронологические границы необходимо перенести с момента первого упоминания об основании епархии (1563 год) до того времени, когда христианство появляется на этих землях (2-я половина X века по Рождестве Христовом). При проведении исследования немаловажную роль играют и географические границы. Данное историографическое исследование проводилось в современных географических границах Витебской епархии. Данное условие необходимо, поскольку границы епархии в течение исследуемого времени неоднократно изменялись. Различные районы современной территории епархии в отдельные периоды своей истории находились в составе разных епархий и разных канонических юрисдикций: Киевской митрополии, Полоцкой, Могилевской, Минской епархий как канонической юрисдикции Русской Православной Церкви, так и Константинопольского Патриархата, что усложняло процесс подготовки данного исследования. Современная Витебская епархия располагается на востоке административной территории Витебской области (Республика Беларусь) и включает в себя 11 административных районов данной области. В данных границах епархия существует только после 1992 года. Ранее границы епархии были иными, равно как иным было и епархиальное подчинение некоторых районов-благочиний. Так, например, центр епархии – город Витебск - до XVII века находился в подчинении Полоцкого епархиального управляющего. Хотя ряд непрямых свидетельств (при отсутствии прямых) говорят о возможной зависимости от Смоленской епархии либо о существовании отдельной Витебской епархии. С середины XVII века Витебск и его окрестности находятся под омофором сначала Киевской митрополии (непродолжительное время - первая половина XVII века), а затем Белорусской епархии с центром в Могилеве. После присоединения этих земель к Российской империи Витебск вошел в состав Полоцкой епархии, но, поскольку он был губернским городом, в отличие от Полоцка, то фактически епархия была Витебской. При проведении исследования особую сложность составляло то, что второй по численности и значению епархиальный город – Орша - имеет свою каноническую историю, отличающуюся от истории Витебска. Так, в ранний период истории достоверно неизвестно, в состав какой епархии входит этот город, но, поскольку он зависим от Витебска, можно говорить, что к той же епархии. С конца XVIII века и до начала XX века Орша входит в состав Могилевской губернии и, соответственно, Могилевской епархии. Также некоторые районы современной Витебской епархии входили, пусть и очень непродолжительное время, в состав следующих епархий: Городокский район – Псковская епархия, Лиозненский и Дубровенский – Смоленская, соответственно.

Проведение историографического исследования подразумевает использование как общенаучных методов (сравнение, обобщение, системный подход), так и специальных исторических. Одними из важнейших общенаучных методов в предложенной работе стали исторический и логический. Исторический метод позволяет проследить процесс становления и развития Витебской епархии. В то время как логический метод дает возможность теоретического воспроизведения современной и развивающейся Витебской епархии во всех ее существенных закономерных связях и отношениях. В качестве специального исторического метода используется историко-генетический. Посредством этого метода Витебская епархия как историческое явление изучается в процессе своего развития, от зарождения до современного состояния. По своей логической природе этот метод является аналитико-индуктивным (восхождение от конкретных явлений и фактов к общим выводам), а по форме подачи информации – описательным. Использование такого метода позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития епархии, а также уделить большее внимание описанию конкретных исторических фактов и событий из ее жизни. Недостаточность исторического материала по отдельным вопросам побуждает к использованию и таких методов религиозно-исторического исследования, как принцип аналогии и принцип корреляции.

Поскольку большинство источников предполагаемого исторического исследования можно отнести к разряду письменных, в работе использовались специальные лингвистические и герменевтические методы исследования текста. Для правильного понимания и интерпретации текстов источников использовались грамматическое истолкование языка, изучение исторических реалий появления текста, вскрытие намеков, смысл которых сделался со временем непонятным и т.д.

Учитывая определенную неразработанность темы, а также недостаточность письменных источников, особенно по периоду до XVIII века, вполне допустимо и использование метода аналогии. Метода, при котором объективные исторические данные, имеющие отношение к определенному месту и времени, могут быть использованы к соседнему (географически) месту при необходимости совпадения других условий: хронологических, территориально-государственных, социально-экономических, культурно-религиозных и т.д.

Сама постановка вопроса об историческом исследовании Витебской епархии в данных определенных географических и хронологических границах, как выше уже отмечалось, ранее никем не рассматривалась. Имеются лишь исследования по отдельным периодам истории либо отдельным районам, ранее входившим в состав других епархий. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о первом научном изыскании, посвященном данной теме.

Учитывая научную новизну и актуальность предложенного Вашему вниманию исследования, в данный момент мною ведутся работы по подготовке его к изданию. Смею надеяться, что в случае успешной защиты и последующего издания это исследование будет представлять интерес не только для узкого круга церковных ученых и историков-краеведов, но и для широкого круга читателей, интересующихся историей Православной Церкви и историей родного края.

Также выражаю надежду на то, что данная работа станет первой в целом ряде трудов, посвященных истории Православия на Витебской земле. Широта хронологических и географических границ данного историографического исследования должны стать своего рода ориентиром для дальнейших исследований. Так, например, в данный момент белорусским историком С. М. Восовичем проводится обширное исследование, посвященное миссионерской деятельности братств Витебской епархии в период 1861-1917 годов. Не менее интересны и актуальны темы по истории и традициям духовного образования и просвещения в Витебской епархии, истории монастырей и местночтимых святынь и т.п.. Будет продолжена работа по восстановлению истории епархии в советский период ХХ века, особенно в таком направлении как история новомучеников, чей исповеднический подвиг стал залогом будущего возрождения Православной Церкви на Витебской земле.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия