В это время устан-ся социалистич. реализм; установка на понятность, достоверность, соотв-е политич. заказу. Задача лит-ры и ис-ва – воспит. нов. человека. Нач. созд-ся сов. мифология, культ личности, формир-ся образ мысли сов. человека. В лит-ре: «Хождение по мукам», «Как закалялась сталь», «Поднятая целина». В живописи – портреты: Герасимов «Ленин», Локтионов «Сталин», «Сталин и Ворошилов», Бродский «Ленин в смольном». Сюжетные картины. Грабарь «Допрос коммунистов», Рудковский «Сталин у гроба Кирова», Греков «1-я конная». Индустриал. пейзажи. Рождественский «Колхозные праздники». Многие картины стали плакатами. Пименов «Новая Москва», Дайнека «Будущие лётчики». В театре стали преоблад. пьесы на сов. тематику. Кино провозглас. главнейш. из ис-в. Фильмы Григория Александрова «Волга, Волга», «Веселые ребята», «Трилогия о Максиме», «Чапаев». В 37г. созд-ся кинолетопись октябр. рев. В лит-ре: Толстой, Горький; в музыке: Лемешев, Козловский, Утесов, Дунаев-ский; в балете: Уланова; в кино: Любовь Орлова. Продолж. работать Булгаков, Ахматова, Пастернак, Платонов. Живопись авангарда угасла. В это время гос-во осущ. поддержку лит-ры и ис-ва; материал. и кадровая поддерж; проявл. интерес к нац. самобытности. В пер-д ВОВ лит-ра и ис-во рассм. как мобилизационный фактор. Лит-ра: Твардовский «Василий Теркин», Симонов «Жди меня», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Живопись:плакаты: Таидзе «Родина-мать зовет», «Отстоим Москву».1942г. – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». 1. тема воен. противост-я, 2. историч проблематика:Авилов «Битва на Кулик. поле», Корин «Портрет Ал. Невского», 3.героизм на фронтах Кукрыниксы «Таня», Герасимов «Мать партизана», 4.зарисовка воен. эпизодов Дайнека «Москва», 41г., «Оборона Севастополя»,42г., Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода». Музыка:1. «6-я симфония» Шостаковича, «Вставай страна огромная» Александрова. 2.Лирич. песня: «Синий платочек», «Катюша». С 46г. пол-ка меняется – авг. 46г. - постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», цель - вернуть на-селение к восстан-ю коммунист. интересов. Критика Ахматовой и Зощенко, публичн. осмеяние. Зощ. и Ахмат. исключ. из Союза писателей. Также нач. критика театр. деят-ти. Сент. 60г. нач. высмеивание кино – фильм «Большая жизнь» В нач. 48г. объектом критики стала музыка. В 49г. был разгромлен театр Таирова. Особен. лит-худ. пол-ки: прямое вмешат. гос-ва, Сталин смотрел все фильмы и утвержд. актеров. Полное тоталит. давлен. 46-49гг.-лит-ра и иск стали абсол. управляемы и примитивны. Эталон в лит-ре- «Кава- лер золотой звезды» - Бабаевского. В живописи процвет. простая плакатная жив., портр. Сталина - Локтионов, Бубнов, Орешкин. Рылов «После боя». Преобл. тема победы. Тема мирн. труда: «Сталевары», «МГУ строится». Лирич. пейзаж: «Утро на Урале» Щербаков.