Новые явления в лит-ре и ис-ве кон. 50-х-сер. 60-х гг.
Процессы: 1.десталинизация; 2.нов отн-я за рубежем, 3. Смягчение цензурно-го контроля.Высокие обществ. ожидания. Оживл-е лит-худ. жизни - рост книгоизд-я (изд-ся ранее запрещ. авторы), большое кол-во журналов - критика, публик. репродукций; рост кол-ва театров: театр Образцова (кукольный), при МГУ. Рост кинопроиз-ва (50гг-47 к/ф в год,60г-250). Увел. кол-во выставок: квартирные, в клубах, в библ-ках. Ширится гастрольная жизнь. Фестивали – конкурс музыкал. исполнит-й им. Чайковского, балетный конкурс. Фактор оживл-я – учрежд. в 56г. Ленин. премия за успехи. Апогей подъема - нач. 60-х гг. С 62-63-«заморозки». До конца 60х - инерция оттепе-ли. Илья Эренбург «Оттепель» - роман. В лит-ре формир-ся отдел. течения: 1.деревенская (Распутин, Белов, Астафьев, Калинин), 2.городская проза (Ак-сенов, Герман, Гранин, Трифонов), 3.воен. проза (Симонов, Бондарев, Быков,Козакевич), 4.репрессии («Ни хлебом единым»Дудинцев, Солжени-цын «1день Ивана Денисовича»). В лит-ре возражд-ся лирич. поэзия: Евтушенко, Рождественский, Асадов, Ахмадулина. Поющая поэзия: Окуджава, Галич, Ким. Характерно: высокий ур-нь гражданственности, мора-льности, оптимизм, искренность. Все еще цензурная лит-ра. С ней столкн. Твардовский «Теркин на том свете» - категорич. запретили, а его отсранили от работы редактора. Запрет Шаламова, 58г. – кампания против Пастернака, 63-64суд над Бродским, 65- над Синявским и Даниэлем. ИЗО: стремл. к авангарду, зарубеж иск. Опыты с цветом. Сохран-ся реалистич. направл., но оно обогащ-ся. Изображ. повседневность войны: Рылов «Красные пришли», Курганов «Ленинград 1941г.», Кривоногов «Поединок». Тема великих после-воен. свершений. Маляев «Целина», Дейнека «Покорение космоса», Пименов «Свадьба на завтрашней улице». Портрет: Жилинский «Играет Святослав Рихтер». Архитектура: комплекс Вучетича на Мамаевом кургане «Родина мать». Белютин инициир. выставку «Новая реальность» в манеже, в 65г. Театр: нов. волна драматургии: Арбузов, Розов, Володин, Ефремов в Современнике, Марк Захаров. В Больш. театре – Плисецкая. Созд. детск. муз. театр и театр на Таганке (Любимов). Кино: развитие нац. кинематографа. Актеры: Баталов, Смоктуновский. Фильмы «Летят журавли» - 58г. золот. пальмовая ветвь; «Иваново детство»; Тарковский нач. снимать «Андрея Рублева»; Чухрай «Баллада о солдате»; 58г. - «Судьба человека» Бондарчука. Муз.: интерес к Шостаковичу. Возвращ. легкий жанр. Больш знач. у лирич. песни; «Подмосковные вечера». Итоги: показ непарадной действитности. Нов темы: повседневность войны, тема быта. Возобн. поиски разнообразия.
32. Лит-ра и ис-во 1970-х – сер. 80-х гг. Контроль: 1.прямое директивн. управление (став. задачи), 2. цензура. Направл -я:1) размежевания в лит и ис-ве, полит задачи – воспит. советского чел-ка, 2)компромисс с гос. пол-кой и пост конфликт (либерал. напр-е отстаивание своих позиц, свобода), 3) конфликт с гос. полит. - возник нон-конформизм. Лит-ра: опора на традиц. 30-40гг. М.Алексеев «Вишневый омут», Проскурин «Судьба». Характерно: масштабн. эпические произв-я, составл. часть советск. мифологии - секретарская лит-ра - все деятели имели должности. Тема Афган. войны; тема полит. и воен. руководства в период ВОВ. Писатели обслуживали власть. В либерал. лит-ре сущ. деревенск. лит-ра: Астафьев, Белов, Распутин. Преобл. почвенеческий патриотизм-русофильство, противост. западу, экологич. темы. Творч-во Шукшина. Урбанистическое напр-е: Трифонов, Казаков, Бондарев. Иносказательность, намеки, подтекст. Вас. Аксенов - лидер молодеж прозы. Рождественский, Евтушенко, Вознесенский - поэзия. Нон - конформ. лит-ра: самиздат-следст-вие отказов в публикациях. Солженицын «Жить не по лжи», в 74 он арестован. Высоцкий, Войнович - их произв-я печат. за рубежем. По отн-ю к ним - выдавливание в эмигр. Живопись: Филатов «Октябрь»,77г. Тема ВОВ: Баскаков «Победа», Мыльников «Прощание». Тема 9мая: Рюмин, Пузырьков «Впереди мир». Не батальные сцены, а чел-к на войне. Коржев «Мать» - тема личной утраты. Сюжетная живоп ись: Кржельский «Новый день», Мельников «Строители БАМ». Пейзажи: Налбандян «Море», Щербаков «Свежий ветер». Городские пейз. - «Москва 1980». Портреты: Шилов «Бондарчук», Щербаков «Лев Толстой в Ясной поляне». Высокий профессионализм. 74г-Бульдо зерная выставка. Стилистич. неповиновение. На 1-м плане соц. протест. Напр: 1)концептуализм – стремл. неподчиниться, отриц. всего, эпотаж-Кабаков, Булатов – 1-е подвижники инсталляции – исп-я предметов быта: Пирогов «Банка», Герловина «Душа». 2)Соц-арт(Комов)- антисоветск. ис-во, еще более запрещенное, но не запрещ. на продажу за границу. Музыка: Шостакович. Песенная лирика: Пахмутова, Таривердиев, Пугачева. Формир. советск. рок-движ-е - Макаревич, Гребенщиков. Бардовская песня: Визбор, Высоцкий. Театр: Датские(к датам) спект. Вампилов «Утиная охота»,Театр Товстоногова, Большой. Кино: Этап большого кинематографа. Озеров «Освобождение», Бондарчук «Война и мир», Шукшин «Калина красная». Расцвет офиц. к-ры и ис-ва. Доступность, достигнут мировой престиж.
33. Новые черты лит-ры и ис-ва кон. 80-х – 90-х гг. Лит-ра и ис-во офиц. напр-я испытывает упадок, они теряют идейную нап-равленность. В кон. 80-х гг. появл. частные издат-ва. В нач. 90-х гг. цензура полностью исчезает. В усл-ях такой свободы стала возможна работа малоп-рофессиональных, но выгодных проектов. Идет резкое падение профессиона-лизма ур-ня сов. ис-ва.В это время можно наблюд. 2 противоположн. явл-я: возрожд-е элитарной к-ры и появл-е массов. к-ры. Влияли: постепен. ликвид. запретов, монополий, связи с зарубежем, экон. кризис. Лит-ра: в центре внутр. мир чел-ка в контексте Сталин репрессий, войны. Нов. оттепель, преодоление тоталитарного прошлого. Лидеры: шестидесятники, но они пережив. кризис (К.Муратова). Им на смену 80-ники (перестройка) - Каледин «Стройбат». Отраж. кризис личности. Им на смену - деятели 90х – бестселлер – ориентир. на рынок. Лидеры: Акунин, детективщики. Нет выдающ. произв-й. ИЗО: Илья Глазунов - многозначительная живопись «Россия. Град Китеж», «Сто веков». Много парадной живоп: Шилов; Н.Сафронов - заказные портреты. Пейзажи: Волосов «Серебряный бор». Торжествует концептуализм; гл. его хар-ка – худ. бездарность; автор хочет что-то показать, но показ. не может, или делает это коряво. Их кредо - игра символами и знаками советск. эпохи, помогают расстаться с прошлым. 1998-инсталяция Кабакова. Живопись: Кабаков «Россия 20в.», Косолапов «Египет». Неоавангард: Лозовой «У озера красных камне й». Театр: тенденция - увлечен авангардом. Восприним. как зрелище, досуговый центр, кризис. Кино: как и театр сфера досуга. Абуладзе «Покаяние», Меньшов «Москва слезам не верит». Появ шоубизнес (Пугачева). Итог: типично творч. разнообр-е. Тенденция:1)высокое элитарное ис-во – недост. гос. поддержки, многие эмигрир. 2) попса – ориент. на рынок, много имитации.
|