Факторы развития: 1.Переживание революции как глубокого потрясения; 2.Продолжение тенденций серебр. века. Русский авангард события как фон, главное происходит в душе. В 1917 Ахматова – «Белая стая», поэзия Гумиле-ва, Волошина – они не думали о политике. «Чистое искусство» - в живописи это направление отстаивал кружок «мир искусства». Направление уходит от реализма, стремление к возвышенным образам (Рылов «В голубом просто-
ре»). Черты: стремлен освободиться от канонов и традиций, под сомнение классичесике ориентиры, поиск новых форм выразительности, обращ. внима-ние на подсознат. процессы – реальность высш. ур-ня. Элитарный авангард – свойств. субъективизм, идеализм, мессианство; образ жизни – богемность, эпатажность. Осн. направления: имаджинизм- созд-е самоценного образа, стремление интуитивно отражать действительность; важен переносный смысл; лидеры: Мариенгоф, Усиков, Есенин. Экспрессионизм - отражение чувственного мира чел-ка; декларировало индивидуализм. Акмеизм – выра-зить высшую сущность явления, истину (Ахматова, Гумилев, Городецкий, Мандельштам). Символизм - многозначительность, мистичность (Белый, Иванов, Блок). В живописи: Символисты: (Кустотьев- «Купчиха за чаем», «Большевик», Петров-Водкин «В Петрограде»). Абстракционизм: (Василий Кандинский – основатель; отражение внутреннего мира чел-ка, а не предме-та). Кубизм - Александр Родченко «Белый круг», Ю.Анненков; портреты людей, сочетание реализма и абстракционизма. Супрематизм: Малевич-«Авиатор». Примитивизм - Марк Шагал «Свадьба». Комплексное литера- турно-худ. направл ение – футуризм; начинает формироваться до револ; до рев - эстетствующий футуризм. Революцию рассматр. как возможность ре-ализовать свои идеи; Отказались от чистого искусства; стали выполнять соц.-политич. заказ. Революц. футуризм - отказ от чистого искусства, поли-тизация искусства (взял на вооружение полит. терминологию, идеологию), отказ от субъективизма, психологизма в искусстве, главный объект – соц. процессы, ис-во не отражение, а дело жизни, соедин-е творч-ва с полит. деят-тью, новаторство как самоцель, оно лучше традиции. 1918-20 - эпоха футу-ристов. Проявляли себя в плакатной живописи – Денис Моор «Ты записался комсомольцем?». Оформл. револ. праздники. В архитектуре: Таклин «Башня 3-го интернационала». Пролеткультовское теч. - стремление к самовыраж трудящихся через рев. движение. Деятельность – созд. нов. театра, живопи-си. Говорили, что только пролетариат строит искусство, идеи классовости, отриц. проф. творчества, не отрицали чистое искусство. Живопись необхо-дима для оформления повседневн. жизни. Установки на коллективн. методы творч-ва (Кукрыниксы, Ильф и Петров). Созд пролет. театра – драматич. театр – революц. интерпритация старых пьес - «Недоросль», «Оттело», «Ре-визор». Гл. темы - восторг от революции, оптимизм, отказ от лирич., личностной темы. Содер-е превалирует над формой. Формир-ся новокрест. поэзия – Семен Фомин, Есенин. Увлеченность рев-ей – Демьян Бедный. В целом худ. жизнь опред. синтезом авангарда и идеологии. Идет депрофесси-онализация творч-ва.