С 22г. начин. преобл. нов. сов. тематика. Фурманов «Мятеж», «Чапаев»; эти прозвед-я отраж. реалии. Фадиев «Разгром» - о неудачах красной армии. Серафимович «Железный поток». Толстов «Хождение по мукам» Формир-ся нов. сов. драматургия:Эдмонт: «Шторм»; Булгаков «Дни Турбинных», «Лю бовь яровая» (пьеса). В живописи -героика гражд. войны. Дайнека «Оборона Петрограда», Петров-Водкин «Смерть комиссара». Греков - основатель ба-тальной живописи «Тачанка», «Взятие Новочеркаска». Появ праздничные произв-я: Кустотьев «Сов. праздник», 25г., «Праздник на Неве», 23г. Праздник на Неве». Портреты:Бродский «Ленин»,24г.; Мешков «Буденный», Петров-Водкин «Ахматова», Кустодиев «Шаляпин», Куликов «Физкультурница». 2я тенденция - поиск худ форм и направлений: лит-ра:биокосмисты, люминисты, экспрессионисты, ничевоки. Живоп: М.Шагал. Символизм: Юон «Новая планета», «Полуночное солнце», Павлов «Васильевский остров». Абстракционизм: Матюшин «Движение в пространстве», Филонов, Осметкин «Портрет Таирова». Усил-ся фольклорн. концепция – Мартирос Сарьян. Нов. реализм: Пименов «Инвалиды войны». Музыка:классич. музыка восприн-ся как чуждое явл-е, за искл. Бетховена. Прокофьева, Шостаковича. Записывали и обрабатывали песни гражд. войны. Нов явл-е - увлечение джазом; в 1927в Ленинграде созд. Джазбенд. Театр:1) Станиславский: с 1917-21г.театр существ. трудно. В21г.его захлестн. волна халтуры. Станисл. созд. спектакль «Ревизор». 22г. правит разреш. МХАТу гастроли за рубеж. Станисл. пишет «Моя жизнь в ис-ве»; система Стан.- совокупн. выводов, теорий, методов театра и актер. работы. 1).вывод о роли режиссера – до этого его роль была не важна, теперь имеет право интерпритации драматургии, созд-я идейно-худож. замысла, созд-е концепта или образа спектакля, созд-е режиссерск. и актерского ансамбля; 2). открытие законов актерского творч-ва – до этого счит., что актерству научить нельзя; актер должен идти от себя, не изображать, а переживать обстоят-ва. Созд-е психологич. правды на сцене, психологич. реализма. 2) Театр Всеволода Меерхольда: он один из лидеров театральн. авангарда; в 20г. возглавл. театрал. отдел наркомпроса. Концепция «Театральный октябрь». Он созд. ТИМ (театр им. Меерхольда); концепция «Режиссер театра» - режиссер может свободно обходиться с авторской концепцией; исп-е сцены как гибкого инструмента; идея подвижной сцены – сцена отдал-ся и приближ-ся; сцена могла иметь разн. глубину, отказ. от иллюзии, театр реальности- отказ. от чрезмерн. исп-я костюмов, грима, декораций; главный инструмент – актера - пластика, голос. 3) Вахтангов: созд. театр в 24-25 гг.; актер изображ. роль, но при этом показ. своё отн-е к ней; вернуть в театр яркость предст-й. Кино:Дзига Вертов - основопол. документал. кино; фильм «Человек с киноаппаратом». Игровой кинематограф - основатель, режиссер Лев Кулешов – соединил театр и кино, плюс техника монтажа. Сергей Эйзенштейн «Стачка», «Броненосец Потемкин», Всеволод Пудовкин «Мать».
29. Лит.-худож. жизнь в усл-ях Соц. наступления кон. 20-х-нач.30-х гг. 1929-отставка Луначарского. В апр. 29г. – вывод об обострении классов. борьбы. Изменение отношения партии к РАППУ- с 29 года - главный инст-румент репрессивной политики в лит-ре и искусстве. Прекращают существо-вание Серапионовы братья; нач. гонения на независимых литераторов (Булгакова, Замятина). Берут функцию лидеров в искусстве. В журналистике - писали злобные статьи. Гонение на художника Герасимова. В 1931-создан РАПХ (дочерняя организация). В музыке - запрещается городской романс; борьба с джазом, запрещены фокстротные мотивы, борьба с опереттой; напа-дки на композиторов. В 31г. – РАПМ – идеологич. орг-ция. Театр. С 1929г–Станиславский перестал приходить в МХАТ. Курс на ТРАМ - театр рабочей молодёжи – не надо учиться у классиков, атаки на Станиславского, Меерхо-льда. 1929-32 -ликвидировано творч. разнообразие. Установление господства вульгарной постпролеткультовской литературы. РАППОВЦЫ оказались не нужны в 32 г. Апр. 32- постановление ЦК о перестройке лит-ры и искусства. Запрещ. деят-ть любых организаций.. Упрощены организации лит-ры и иску-сства.