Студопедия — Похоронный обряд
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Похоронный обряд






(По книге старейшины ССО СРВ [390] Казакова В.С. «Именослов» [391])

 

 

Простейший Славянский похоронный обряд состоит в следующем: «Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику[1], и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху[2], а посем собравши кости[3], вложаху въ судину малу[4] и поставяху на столпе[5] на путехъ[6], еже творятъ Вятичи и ныне[7]». (Несторова летопись, стр. 8.)

 

[1] Крада — особый костёр, «крадущий» из нашего мира положенные на него предметы, выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. На одну домовину необходимо брать в десять раз более дров по весу. Дрова должны быть дубовые или берёзовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причём нос ладьи ставят на закат Солнца. Самым подходящим днём для похорон считается пятница — день Макоши. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник у вятичей должен лежать головой на запад.

 

[2] Поджигает Краду старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к Краде. Поджигают её днём, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шёл» вслед за уходящим Солнцем. Внутренность Крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва[392], например:

 

...Се сва оне ыде

А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.

А вейдеши в онъ — то бо есе красенъ Ирий,

А тамо Ра-река тенце,

Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.

А Ченслобогъ ученсте дне нашиа

А рещетъ Богови ченсла сва.

А быте дне сварзеню

Ниже быте ноще.

А усекнуте ты,

Бо се есе — явски.

А сыи есте во дне Божстем,

А в носще никий есь,

Иножде Бог Дид-Дуб-Сноп наш...

 

/Ср. из «Велесовой книги» [393]:

...А СЕ СВА ОНИЕ ОДЕ А ТУЖДЕ ОТРОЩЕ

И со всеми ними иди, и тут же отрок

ОДЕВЕРЗЕЩЕШИ ВРАТА ОНИА А ВЕИДЕШИ ВО НЬ ТО БО ЕСЕ КРАСИЕН РАИ СЛАВЬСЕК

отворит (тебе) врата те и войдёшь в них. То есть красен Рай (Ирий) Славянский!

ИА ТАМО РА РИЕКА ТЕНЦЕ ИАКОВА ОДЕЛИАЩЕШЕТЬ СВРЬГУ ОДО ИАВЕ ИА ЧЕНСЛОБГ

И там Ра-река течёт, коя отделяет Сваргу от Яви. И Числобог

УЦТЕ ДНЕ НАШИИА А РЕЩЕТЬ БЪГОВИ ЧЕНСЛА СВА А БОИТЕ ДНЕ СВРЗЕНИУ

считает/учитывает дни наши, и говорит Богам числа Свои. Быть ли дня совершению

НИЖЕ БОТЕ НОЩЕ А ОУСНОУТЕ ТОИ БО СЕ ЕСЕ ИА ВСК ИАСОИИ ЕСТЕ ВО

или же быть ночи, и погибнуть тем. Ибо есть всякий суть есть (т.е. жив) во

ДНЕ БЖЬСТИЕМ А В НОСЩЕ НИКИИ ЕСЬ ИНОЖДЕ БГ ДИД ДУБ СНОП НАШЬ...

дне Божеском, а в ночи никого нет. Лишь Бог — Дед, Дуб, Сноп наш... [394] /

 

По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени — знак того, что умерший возошёл до Ирия.

 

[3] У Северян, например, принято было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Возложив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм.

 

[4] В глиняный горшок.

 

[5] В маленькой погребальной избушке «на курьих ножках».

 

[6] На пути из селения к закату Солнца.

 

[7] Обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века.

 

Примечание: Присутствующие на похоронах должны быть в белой похоронной одежде или с белыми похоронными накидками. В знак скорби женщины покрывают голову белым покрывалом.

 

 

Слава Роду!

 

[2005]

 

Тризна

 

Злату Сваргу освети, погребальный костёр!

Я в последний раз взгляну на родные поля,

Вместе с дымом подымусь, порасправлю крыла;

Над просторами земли — неба синий шатёр...

 

 

1. Огнь-Пламень Ты, Яр наш Батюшка, Свет-Сварожич! Дозволи Те славу творити — не во злобе, не во гневе, не в суете, не в маяте! Славися-величаися, чествуйся-разгораися! Ярым пламенем, кудрями златыми — ко небу ко самому подымаися! Отвори пути-дороги во Светлы Божски Чертоги! Освети Землю, отверзни Небо! Гой! Сва! Слава!

 

УЖ ВЫ ГОЙ ЕСИ ЛЮДИ ДОБРЫЕ

ПРИГОТОВЬТЕ ВЫ МЕСТО КРАСНОЕ

ДЛЯ ОТХОДА [ ИМЯРЕК ПОЧИВШЕГО ]

К БЕЛЫМ ПРАРОДИТЕЛЯМ

ПРИГОТОВЬТЕ И ОБРЯДИТЕ

СОРОДИЧА ВАШЕГО [ ИМЯРЕК ПОЧИВШЕГО ]

ДЛЯ ОТХОДА К БЕЛЫМ ПРАРОДИТЕЛЯМ

ВО СВЕТЕЛ УДЕЛ ИХ

ДА НЕ ТОСКОЙ-КРУЧИНУШКОЙ

А СЛАВНОЙ СЛАВУШКОЙ

ДА ЯРОЙ СИЛУШКОЙ

ПРОВОДИТЕ [ ИМЯРЕК ПОЧИВШЕГО ]

ВО СВЕТ ИРИЯ!

ГОЙ!

 

2. Огнь-Пламень Ты, Яр наш Батюшка, Свет-Сварожич! Славы Те речем, требы Те кладём, поклоны Тебе бьём! Буди, Светлый, ко ны милостив! Пребуди ярен, пребуди славен — славен да триславен! Гой! Сва! Слава!

 

СЕ КРАДА БОЖЬЯ СИЛА СВАРОЖЬЯ

ДРОВЯНЫ ПАЛАТЫ ДА ОГНЕННЫ ВРАТЫ

НЕЗРИМЫ СТУПЕНИ ДА ИРИЙСКО ПЕНЬЕ

ОТ НАШИХ ПОРОГОВ ДО БОЖЬИХ ЧЕРТОГОВ

А СТА БОГОХОЖЕ СВАРГЕ ПРИГОЖЕ

ВСЕМ БОГАМ РОДНЫМ ДА ПРЕДКАМ СВЯТЫМ!

ГОЙ!

 

3. Огнь-Пламень Ты, Яр наш Батюшка, Свет-Сварожич! Боже Огнекудрый, Пресветлый, Премудрый! Жертвы Ядущий, со Небес Грядущий! Прелепый, Преблагой, Боже наш Честной! Угли распали, пламя разгори — Краду всполыми, славу вознеси! Гой! Сва! Слава!

 

ОГНИВО ЯРИВО БОГОВО СТАВИМО

СВЕТОВО СВЕТИВО БОГОВО ДЕТИВО

ЗДРАВИМО ПРАВИМО БОГОВО СЛАВИМО

ОГНИВО ЯРИВО БЛАГОМО ДАРИМО!

ГОЙ!

 

4. Уж Ты гой еси, Ты Свято Крадо! Чисто Лоно, Честны Врата! Вы откройтеся, Вы отверзнитесь — во Закрадень-Свет стези ладити! Стези ладити — в Ино грядити! О гнем рядити — Силой спрядити! Чистым — в о Чисто! Светлым — в о Светло! Гой! Сва! Слава!

 

ДИДЕВО КРАДИВО СВЕТИМО СВЯТИМО

ПРИДЕМО СТАВИМО БЛАГОМО ДАРИМО

СТАНИ-ВОССТАНИМО БОГОВО СЛАВИМО

СНИДЕМО СПРЯДЕМО ЯРО ВОЗЪЯРИМО!

ГОЙ!

 

5. Яри же, Огнь, Сила Богова! Пали Краду Честн у — восстань во Свет у! Гой! Сва! Слава!

 

КОЛОВО ЯРИВО СВЕТОМО ЗАРИМО

МАРОМО БОРИМО БЛАГОМО ДАРИМО

КРАДОМО ПАЛИМО БОГОВО СЛАВИМО

БУДИМО С НАМИБО В РОДУ ВОССТАНИМО!

ГОЙ!

 

6. Уж Ты гой еси, Ты Свято Крадо! Дивьей Лодией — вознесися! С земи в Ирий Ты — подымися! Белым светом Ты — яко морюшком, быстрым ветром Ты — яко пёрышком! Возгори — восстань, вознеси — возгрянь! Гой! Сва! Слава!

 

ИРИЙ-ЗАКРАДЕНЬ БЛАГОСТЕЙ КЛАДЕНЬ

СВЯТО КРАДО!

РАДОСТИ РАДИ РАТЬЮ ВОЗГРЯДИ

СВЯТО КРАДО!

НЕ УМРЕ В РОТЕ ВОССТАВИ В РОДЕ

СВЯТО КРАДО!

НЕ УМРЕ В РЯДЕ ВОССТАВИ В ЛАДЕ

СВЯТО КРАДО!

О ГНЕМ ОХВ А ТИ СИЛОЙ ОПР Я ДИ

СВЯТО КРАДО!

К НЕБУ ВОЗН Е СИ В ВЫШНИХ ВОСКР Е СИ

СВЯТО КРАДО!

ВЫШНИМ ПРИБ Ы ТИ ЯРО ЯР И ТИ

СВЯТО КРАДО!

РОДУ РОД И ТИ ПРАВИ ВЕРШ И ТИ!

СВЯТО КРАДО!

ГОЙ!

 

7. Возгремим же, други, мечами, возъяримся Ярью Огненной, сомкнёмся плечами — коло-оберег! Отыди, Мара! Восславися, Жива!

 

Зрите, сородичи:

Ветры Буйные — внуци Стрибожьи реют во небе! Слава!

Лодья Дивия над Земью летит, птицы Ирийски ей путь указуют! Слава!

Глядят очи Предков в Сердца наши! Слава!

Зрит Род Небесный потомков своих! Слава!

Род Небесный и Род Земной — един Род! Слава!

Гой!

 

8. Возрадуйтесь, Деды да Прадеды, Щуры да Пращуры Рода: ЖИВА РУСЬ! И быть по сему — вовек! Земле Светорусской — слава! Богам Родным и Предкам Святым — слава! Всему Народу Русскому — слава!

 

 

Слава Роду!

 

[2002]

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия