IV. СВЕТОСТОЙКОСТЬ ОКРАШЕННЫХ ТКАНЕЙ
Светостойкость - это устойчивость окрашенных волокон к действию света и светопогоды, характеристика, определяющая наряду с другими свойствами продолжительность жизни текстильных материалов. Вопрос о светостойкости реставрационных тканей, нитей и пряжи всегда стоит в центре внимания реставраторов, так как от этой характеристики окрашенных материалов зависит экспозиционный вид памятника. Как оказалось, нет красителей какого-либо одного класса, которые бы полностью удовлетворяли требованиям, предъявляемым к ним для тонирования реставрационных тканей, а именно: давали выкраски достаточно полной цветовой гаммы; обладали высокими прочностными свойствами; окрашивали натуральные волокна всех видов; были просты в применении. Поэтому для подбора красителей с нужными свойствами в течение ряда лет проводились изучение и апробация красителей разных классов с учетом практической возможности приобретения импортных красителей реставраторами периферийных музеев. По величине светостойкости в порядке ее убывания изученные красители можно расположить в следующем порядке: 1. Кислотные металлсодержащие (окрашивают шерсть, шелк), светостойкость 6-7 баллов; 2. Кубозоли (окрашивают шелк, хлопок, лен), светостойкость 5-6 баллов; 3. Естественные органические красители (окрашивают шерсть, шелк, очень слабо хлопок), светостойкость 2-6 баллов; 4. Прямые светостойкие (окрашивают шерсть, шелк, хлопок, лен), светостойкость 4-5 баллов; 5. Искусственное индиго, индиго с тонировкой растительными красителями (окрашивают шелк, хлопок, лен), светостойкость 1-3,5 баллов. — 34 - Светостойкость определяется количественно, с применением синей шкалы международных стандартов по восьмибалльной системе, где 1 баллу соответствует очень низкая светостойкость 2 баллам - низкая 3 баллам - удовлетворительная 4 баллам - довольно хорошая 5 баллам - хорошая 6 баллам - очень хорошая 7 баллам - отличная 8 баллам - выдающаяся светостойкость. Светостойкими считаются выкраски, превосходящие 4 балла. Для характеристики времени светостарения окрасок используют количество поглощенной солнечной энергии. Красители разрушаются под действием видимой части спектра и небольшой части излучения в ультрафиолетовой (УФ) области, волокно же как полимер разрушается под действием лучей различных областей УФ-излучения. Как правило, краситель разрушается быстрее, чем волокно. Эталоны для определения светостойкости представляют собой образцы шерстяной ткани, окрашенные различными красителями. Светостойкость синих эталонов нарастает в геометрической прогрессии, знаменатель которой равен 2. Это значит, что энергия, необходимая для выцветания каждого эталона, возрастает от первого ко второму, от второго к третьему и т.д., в 2 раза. В СССР существуют стандарты 9733-61 и ГОСТ 10761-75, ГОСТ 10793-64 для определения светостойкости окрашенных тканей, составленные согласно рекомендациям Международной организации по стандартизации (IS0). Светостойкость определяется по ГОСТ методом облучения солнечным светом или на приборах типа ксенотест. Светостойкость синтетических красителей в интенсивности стандартного тона для окрашиваемых волокон всех типов можно определить по промышленным каталогам. Однако реставраторы чаще пользуются не одним красителем, а смесями нескольких красителей. Рекомендуется использовать смесь, содержащую не более трех красителей. Как правило, светостойкость такой выкраски на 1-1,5 балла меньше, чем у выкраски входящим в эту смесь красителем с наименьшей светостойкостью. Эту закономерность необходимо учитывать при работе. Кроме этого, необходимо помнить, что недопустимо смешивать красители разных классов, так как это также ведет к резкому снижению светостойкости и изменению оттенка окрашенных тканей. - 35 - 0 природных красителях в среде реставраторов бытует мнение как об очень светостойких, несмотря на наблюдения самих же реставраторов о степени выцветания древних тканей, определяемой, например, при снятии подкладки и сравнивании цвета ткани на лицевой и изнаночной стороне или после снятия каких-либо поздних наслоений. К бесспорно светостойким красителям древности можно отнести всего несколько красителей, таких как пурпур, ализарин, резеда. Большинство же растительных красителей древности обладало средней светостойкостью, а "деревянные краски", получаемые из красильных тропических деревьев, и красители из цветков, не закрепляющиеся на волокне, имели крайне низкую светостойкость. Натуральное индиго характеризуется средней светостойкостью. Шелка, окрашенные индиго, выцветают достаточно сильно, с появлением оттенков зеленого цвета. Целлюлозные ткани, окрашенные индиго, более светостойки, чем шелк. Зеленые красители, получаемые ранее с помощью индиго и растительных желтых протравных красителей, выцветают с изменением оттенка в голубую сторону на шерсти ("голубая болезнь" гобеленов). Шелк же может приобретать более желтоватые оттенки. В секторе реставрации тканей ВХНРЦ были проведены испытания на светостойкость более 650 образцов шерсти, шелка и хлопка, окрашенных вышеназванными красителями, при использовании инсоляции солнечным светом. Наибольший интерес представляли выкраски, полученные при крашении естественными красителями, а также смесями синтетических красителей для получения сложных тонов.
|