Социология повседневность
Интерес к определенным проявлениям общественной жизни с т.з. социологии нарастал постепенно с начала 20 века. Гуссерль, Хайдеггер, Лукач, Бергсон В к19в-н.20в. социологие повседневности занимались Вебер, Зиммель, петерим Сорокин Основной преобладабющей темой исследования повседневной становится в работах Щюца. Очерчен круг проблем социологии повседневности, O.w использует понятия: жизненный мир,мир повседневной жизни, социальная реальность повседневная жизнь Очень часто эти понятия взаимозаменяемы. Его жизненный мир есть создание человеческого сознания, есть образ мира-ментальная структура. Жизненный мир состоит из различных частных моделей или сфер реальности с конечными структурами знаний. Среди этих моделей центральное место – повседневной жизни. Повседневная жизнь непосредственно дана человеку как среда его обитания, которая как правило не создает для него никаких проблем. Такая без проблемность, самоочевидность есть результат естественной позиции человека, погруженного в повседневную жизнь, деиствующего и взаимоействующего в этом мире с другими людьми.хотя сомнения в реальности повседневной жизни, могут иногда возникать. Это приводит привычный порядок повседневности к угрозе исчезновения. Таким образом, реальность повседневности существует как привычный, знакомый, обжитый мир повторяющихся иззо дня в день действий, мыслей, событий. Феноменологии к которым относится Шюц, понимают существование социальнои (повседневной реальности) как процесс постоянного воспроизводства, конструирование жизненной реальности, в действиях поступках в процессе взаимодействия между людьми. ОБЫДЕННОСТЬ Выделяются и другие признаки повседневнои жизни: рутинность и тривиальность, однако повседневность не замыкается в рутине. Однако, повседневность не замыкается в рутине. В повседневности присутствует и инновация. Рутина и иноовации дополняют друг друга. Творческий потенциал человека в повсдневности используется при возникновении проблемных ситуаций. Повседневность чревата возможностью неожиданного поворота событий, внезапно принимаемых решений, не запланированных действий – это требует постоянного напряжения сознания. Таким образом, социологии стараются делать акцент на активности, напряженности сознания, погруженного в поток повседневности. Отсюда, повседневная жизнь требует бодрствования. Повседневная жизнь – это жизнь деятельная, это мир действий, и взаимодействий с другими для достижения каких-то практических целей. Естественной установкой сознания в повседневной жизни является прагматическая установка, типичными мотивами поведения – прагматические мотивы. Поэтому, в мире повседневности мы имеем не теоретические, а исключительно практические интересы. Главным в этом мире является то, что я делал, делаю или собираюсь делать. Таким образом, мир повседневности постоянно изменяется и изменяет самого человека. В основе всякого действия лежат определенные представления, идеи, понимание действительности, то есть в основе лежит обыденное сознание (мышление). Заслугой социологов повседневности является то, что они обратились к изучению обыденного сознания, сумели объяснить механизм его работы, открыли его универсальный характер.
В основе определенного,т.е в основе лежит обыденное сознание Обыденное мышление: Обыденное мышление основано на абстрагировании, схематизации, обобщении, типизации. Обыденное мышление использует определенный набор обобщений типизаций, без которых успешные действия невозможны. С помощью этих приемов конструируются мыслительные объекты или концепты. Концепция генерализации включается при встрече с каким-либо человеком. Можно определить человека, как своего или иностранца, женатого или холостого. При общении интерпретация уточняется. Типизация как механизм обыденного мышления позволяет упорядочить повседневную реальность и ориентироваться в ней. Типизации содержатся в языке. Прежде всего в языке слов, но также в языке жестов, знаков, символов. В языке аккумулирован социальный запас знания, который предоставляет человек в распоряжение схемы типизации необходимые для большинства дел. Практический характер повседневности определяет и характер обыденного знания, которое представляет собой «знания рецептов» решения повседневных проблем. Обыденное знание позволяет быть практически компетентным в повседневных делах, но компетентность имеет пределы, которые заданы кругом интересов человека. Пределы и характер компетентности обыденного знания социологи обозначают термином «релевантность». Т.О. Повседневное это не только знание собственных релевантных структур, но и релевантных структур других людей. То есть знание характера и границ их компетентности.
Д.З. Останина. Обыденное сознание и т.д. релевантность
Смыслы и значения закрепленных в социальной стихии языка является общим достоянием людей данного сообщества, социальной группы. Этим определяется интерсубъективность обыденного мыщления. Она возникает из необходимости понимать др. человека в процессе общения. Интерсубъективность – видение реальности и конкретной ситуации не только субъетом, но и всеми участниками социального взаимодействия. Каждый из участников выступает во взаимодействии имея комплекс неосознанных установок, предложений. Одну из установок Шюц назвал «предлагаемой взаимностью преспектив» Т.е речь идет не о том, что точки зрения двух взаимодействующих схожи и принципиально взаимозаменяемы. Если другой встанет на мое место, его видение ситуации будет подобно моему. В повседневном общении подобный обмен местами, фиксируется репликами «Войдите в мое положение». ВТОРАЯ УСТАНОВКА Состоит в допущении, что вступая в взаимодействие с другим по поводу решения конкретной ситуации мы одинаково понимаем ситуацию, т.е наши «системы реливантности» совпадают Обыденному знанию обычно противопоставляется национальное знание. Социологи феноменологической ориентации снимают это противопоставление. Они считают, что обыденное мышление дает базовое фундаментальное знание первого порядка, т.е до научное знание опирающееся на здравый смысл. На основе обыденного мышления создаются конструкции второго уровня, т.е научные абстракции, теории, гипотизы. Более того научное знание основывается на здравом смысле. Повседневность как и всякое бытие существует в пространстве и времени. Соц-пространство повседневности – мир организован вокруг индивида, который выступает нулевой точкой из которой расходится лучи пространственно временных координат повседневности. Топография пространства строится исходя из положения в нем человеческого тела, которое социологи обозначают обстоятельством ЗДЕСЬ Вокруг ЗДЕСЬ организуется секторы пространства определенными словами: «право, лево, впереди…» Это актуальное, достижимое пространство, доступное восприятию, заполнению объектами. Это зона «моих непосредственных действий, зона моих операций» Пространство может быть не только актуальным, но и потенциально воображаемым Система пространственных ориентации – это важная часть системы социальных отношений. В процессе социального взаимодействия актуальное пр-ва индивида часть совпадает с подобным пространством других людей Такое совпадение называется ОПЕРАТИВНОЙ ЗОНОЙ. Часть актуального пространства считается принадлежащеи индивиду и воспринимается как зона интимности. Она является важным социально-культурным показателем, частью пространственных норм интимности – официальности. Нормы эти большей частью усваиваются в процессе общения.
|