Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 4. Одежда и пища





5. Принятие пищи

Первоначально был завтьрак, обед, скромный ужин. Потом ввели первыи завтрак, второи завтрак, как правило у богатых.

Кушанья подавались горячие и холодные.

Употребляли разные виды свинины, ели также овощи, фрукты, рыбу, яйца, грибы, из напитков вино с медом.

Обед был в конце дня.

2-3 часапополудни, ибо в час заканчиыввлся деловои день.

За обедом проводили от 3 часов до полуночи. Обед был временем не только приема пищи, но и отдыхом, увременем для разговоров, увлечений. Нередко приглашались музыканты и актеры.

За столом не сидели, а возлежали. Изначально возлегать мог только отец. Потом в разговоры стали вмешиваться и жены с детьми, лежали все

В богатых домах было несколько столовых для разных времен года.

Число возлежавших было 9, от чего устройство столовой приобретало неизменный характер. На одно ложе не ложились более 3-х человек.

Ложе застилались коврами, а места украшены подушками.

Из столового белья были только полотенца, т.к ели почти все руками. Позднее вошли в употребление салфетки. Скатерти не было. Из приборов были только ложка для жидких блюд. Нож и вилка употреблялись вне стола.

Каждая перемена подносилась на блюде рабами. Специальный раб придавал кушанью более изящный вид. Каждый по очереди брал себе кушанье, протинув руку к блюду. Перед пиром разносилась вода для омовения рук.

Перед хозяином лежало меню пира, где он объяснял достоинства каждого гостям.

Римская «cena» состояла из 3х частей:

1) Gustatio – закуска для возбуждения аппетита (яйца, овощи, салат, грибы и т.д)

2) Cena – состояла из 2х перемен кушанья. Сначала молитва богам, и часть пищи им в дар

3) Secundae mensae – десерт. До десерта пили умеренно, но после усердно.

Чтобы поглотить такую массу пищи, многие употребляли рвотное, иногда до, иногда после.

 

Д.З определения и признаки повседневности проверочная работа. Структуру (микро мир)

Законспектировать одну из глав хейзенга желание прекрасного

2 этап. Связан с именами ученых, в трудах, которых начинает формироваться новая культурологически ориентированная историческая наука. Йозеф Хейзенга (голландский историк), Л Февр, Блок – представители школы Анналов или новой исторической науки.

И. Хёйзинга.

«Осень средневековья» - работа Хейзенга написана в 1917, посвящена описанию форм европейской жизни и форм мышления 14-15 веков.

Фактически в конце средневековья осуществлен поворот исследовательского внимания к внутренним ценностным содержательным смыслом, жизненных и мыслительных форм западно-европейской средневековой культуры. В данной работе показывюется эмоциональные проявления массового сознания средневековья раскрываются стереотипы эмоциональных реакций, свойственным представителям всех сословий. Исследовательский интерес снесен с поверхностей событий, внешнего контура поведения к душевным, эмоциональным переживанием событием и поступков. Хёйзенга был одним из первых начинает проникновение в менталитет зрелого и позднего средневековья, который представлен в его работае на трех уровнях(его методология):

1. Эмоции: раскрытие эмоц. уровня эмоц. жизни. Главы «желание прекрасной жизни», «Чувство прекрасного», «Мечта о подвиге и любви». «Стилизация любви». «Обиходные формы отношения в любви». Эмоц. жизнь средневековья была бурной.

2. Образное представление: посвящает содержательной характеристике разного рода образов, из которых == >рыцарская идея, идеал в войне и в политике,», образ смерти, «образное претворение веры».

3. Мышление: анализирует религиозное мировоззрение, которое охватывает все.

Вывод: повседневность в культуре средневековья и в исследовательских установках Хёйзенга еще не выделена изз общего потока жизни, в которой чередуются будни и праздники, рутина повторяющихся событий, забот и праздничных ситуаций.

Уже в ранних работах основателей школы (Февра («Судьба: Маттер Лютер»1928). Блок «короли – целители» 1924)) в центре внимания находились социально-психологические механизмы. Лежащие в основе мыслительных структур, присущих всем членам общества. Таким образом, представители школы анналов пытаются раскрыть стереотипы обыденного сознания, которое лежит в основе повседневности. они доказали, что формулы обыденного сознания могут проявляться во всех слоях общества, могут действовать и в специализированных формах чел. деятельности – науке, искусстве, политике. Но основным носителем такого сознания является представитель соц. низов. А основная сфера жизнедеятельности, которой господствует обыденное сознание, реальная обыденная жизнь.

В рамках школы анналов или новой истор.науки формируется история повседневности, как одно из исследовательских направлений. Оно получает поддержку и широко распространяется во многих европейских странах. Начиная с 60-х годов 20 века. последние 30 лет историческая наука переживает «бум» и повседневности.

1. Характерно стремление связать повседневность как микроисторический уровень жизни с макроисторией (экономика +политика+уровень развития техники), показать их взаимодействие.

2. Отказ от самоценного быта писательства, обращение к ментальному уровню повседневной жизни, к идеалам. Стереотипам сознания, ценностным ориентациям.

3. Раскрытие культурных смыслов бытовых вещей. одежды, форм и формул поведения, общения, то есть раскрытие перспективы семиотического. Эстетического, культурологического исследования повседневности.

Яркий пример – исследование франц. ученого Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм», XV—XVIII вв. Том первый «Структуры повседневности: возможное и невозможное».

В отличие от быта писателей 19 века в работах современных ученых, в том числе и отечественных. Таких как Бахтин, Арон Яковлевич Гуревич, Георгий Степанович Кнабе,Лотман. Наметилась тенденция рассматривать повседневную жизнь не изолированно, не как сферу оторванную от исторических событий. Политики, а как область, в которой проявляются магистральные исторические процессы. Которые в свою очередь оказывают влияние на ход истории.

 

Останина Ольга «Повседневность и историческое познание: методологические аспекты»

Актуальность:

1. повседневность стала рассматриваться в 19 веке ачался порцесс разрушения «фантома мифологической науки», логического позитивизма, что привело к критике схематизации исторического знания, исторической науки. Дильтей: «повседневность – сознание в его полноте, целостности,, структурированности. По Ницше, повседневность – это нечто бессознательное, стихийно-волевое. Классическая наука больше внимания уделяла нормативным конструкциям. Неудача конвенциальных наук об обществе. Не соответствие созданного учеными образа обшества в к 20 – н 21 вв.

2. актуальность обусловлена существующими и прогрессирующим разрывом между наукой и повседневностью. В последнее время имеет место кризис соц.институтов, складываются новые формы социально –исторического бытия.

3. противоречивость повседневности. С одной стороны, ее описание делает историческое знание более ярким, подробным,с др. тсороны при внешней безобидности повседневность может порявлять себя как жесткая по отношению к человеку.

 

Повседневностью занимается историческая наука. История изучает жизнь, вещи и все что проявляется в повседневности.

Два метода изучения повседневности:

1. Онтологический: повседневность – формирующая, определяющая предмет изучения исторического познания. (кастомаров).

2. Гносеологический: повседневность рассматривается в связи с характеристикой субъекта познания.этот подход используется во втором и в третьем уровне. У кнабе. Этот подход яляется в настоящее время доминирующим. Здесь повседневность рассматривается как текс.(текстуализация).

Текстуализация – ЭТО…

1. комплексность и междисциплинарность исторического познания.

2. Интерпретативность – процедуры интерпретации.

3. Многоуровневая диалогичность – диалог между реципиентом и автором текста. В результате появляется «новыя. своя история».

4.нарративность – специфическая интерпритация исторических событий.

Так же используются герменевтический и феноменологический методы. Которые позволяют обнаружить ценности, нтенции. Лежащие на поверхности повествования.

Так же Ольга Александровна подчеркивает значение личностных качеств историка – ответственности, самоконтроля, способности к интуиуции. При работе с текстом.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия