Становление проблематики повседневности в гуманитарных науках
1. Повседневность в исторических исследованиях. Этапы изучения: 1)повседневность становится предметом интереса историков во 2 половине 19 века, в это время особенно в конце19- начале 20 в. появляются как отечественные так и зарубежные исследования. Например, Терещенко а. «быт русского народа» (1848), Костомаров Н.И. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа 16-17 столетии» (1860), Забелин И.Е «Домашний быт русских царей в 16-17 столетиях(1862-1869), Ешевский С.В. «Женщина в средние века в западной Европе» (1880), Виоле-ле-Дюк Э.Э. «Жизнь и развлечения в средние века» (1858-1875), Фукс Э. «Иллюстрированная история нравов: от Ренессанса до 18 века» (1909), Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков и римлян» (1914). Вопросы, которые интересовали ученых: 1) макро и микро- среда обитания: природа, город, жилище (в его обращенности во вне, наружу, внутренне пространство, включая интерьер, мебель, утварь) 2)тело и заботы о его природных и социо-культурных функциях, питание, гигиена, врачевание, костюм, физические упражнения. 3) ключевые повороты обрядово оформленные: рождение, крещение, создание семьи, свадьба, смерть) 4) семья и семейные отношения, межличностные отношения в других микросоциальных группах. 5) Досуг: игры, развлечения, семейные и общественные праздники и обряды.
Фактографическии описательный метод, т.е исследователи сосредотачивают внимание на внешний предметно-материальной образ жизни, на внешнем выражении человеческих чувств, взаимоотношений, зафиксированных в устоявшихся функциях: обычаях, обрядах, ритуалах.
Повседневность
Философский словарь 1) целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как "естественное", самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Как специфическая область социальной реальности выступает в качестве объекта ряда наук и междисциплинарных исследований 2) человеческая жизнь, рассмотренная с точки зрения тех функций и ценностей, которые плотно заполняют жизнь личности, включая труд, быт, отдых, передвижения и т. д. П. постоянно воспроизводится как мощный пласт отношений, ценностей, как постоянная система человеческих забот. 3) Повседневность - – это способ бытия присутствия, владеющий присутствием все “ время жизни”., то есть “ближайшим образом и большей частью”. “Ближайшим образом значит – так, как присутствие бывает в публичности. “Большей частью” значит – так, как присутствие себя кажет не всегда, но как правило. 4) Повседневность - - базисная сфера реальности "жизненного мира". Сфера повседневности "выступает конечной областью значений обыденного языка и культурной символики" (Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы Гиро «Частная И Общественная жизнь»
|