Студопедия — Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины






В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равни­ны расселились древнейшие племена восточ­ных славян. Начиная с VI века восточные сла­вяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные пле­менные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, се­верян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тес­ном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, адалее на восток — вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствова­ли многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и др., а также поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.

Природно-климатические условия способствовали формирова­нию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные пеки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птицы, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян.На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях — кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах — охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основ­ным занятием восточных славян во II—V веках было земледелие. Они сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для сель­скохозяйственных работ применялось рало — примитивная деревян­ная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20—30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы, и была под силу только родовой общине.

Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли мог освоить каждый член рода.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI—VIII веках к соседской, сельской общине,

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться «вервь» («мир»).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки — наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время, А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались в совместной собственности. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др. Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье, Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников — феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В VII—VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы в Византию, на Балканы и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга. В этот период усиливается роль высшего военачальника — князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием — вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству

Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как прави­ло, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, про­фессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лич­но свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю людей. Дружина яла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее от­личившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при кня­жеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собра­ния. «Княжьи мужи*» начали приобретать землю, создавать свое хозяй­ство с собственными «отроками». Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками3.

Объективные предпосылки образования Древнерусского государства Прогрессивные изменения в земледелии,превращение родовой общины соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.

Как известно из древних летописей, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одина­ковыми правами. Но постепенно различные группы населения фак­тически стали отличаться между собой по богатству и социальному положению. Представители знатных слоев назывались «лучшие», «леп-шие», «большие», «старейшие», «передние», «нарочитые» мужи. Наи­более высокий статус среди них занимали «земские бояре» («боляре»), то есть представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути -^з варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили [верховные дружинники, «княжьи мужи», среди которых, было немало представителей варягов-скандинавов, финнов и других народов. Они поступали на службу к князьям. В течение IX—XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали боль­ше земельные угодья и становились крупными землевладельцами4.

В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом возникала«вотчина» («отчина»,), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно при­соединять к себе земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вот­чинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинни­ков не только задолги, но и насильственным путем, заставляя их пла­тить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных земле­владельцев, а обедневших общинников — в феодально зависимых, по­лучил название «обояривание».

Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании опре­деленных правовых норм для юридического закрепления подобных от­ношений, Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономи­ческих предпосылок объективно приводили сначала к созданию племен­ных союзов, а позже — к государственным образованиям.

Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI—VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил «род Кия». Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение близких и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути *из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяж­ские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогволд в Полоцке.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дру­жиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества вДревне­русское государство — Киевскую Русь, провозгласив себя великим ки­евским князем.

Киевские князья на протяжении IX—Х веков проводили актив­ную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могуще­ственных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими пле­менами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при по­мощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

Огромное значение для начальной русской истории сыграли отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси и не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия — на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось при­нятие идеологам, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более, что язычество уже не спо­собствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного госу­дарства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих бо­гов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различньм религи­ям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством. Так, княгиня Ольга еще г 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана сво­ими подданными, В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией — Крещение Руси, а князь Вла­димир получил имя * Креститель».

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал дальней­шему укреплению государственности, а также повысил международный авторитет Киевской Руси, поскольку поставил ее в ряд с цивилизован­ными европейскими державами. Например, киевские князья могли те­перь участвовать в династических европейских браках. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры. Визан­тийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и т.д.

Общая характеристика социально-экономического раз вития Киевской Руси В IX—XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, фе-шами и сельским населением по поводу производства продукции, налогов, военной службы. Первоначально великие киевские князья собирали дань-полю­дье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или по­сылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» — дружинников. Кроме полюдья, еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, дол жно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посад ники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

Такая форма сбора дани возникла еще в У1~У1П веках. Сохра­нялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и вре­мя сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «ды м» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты — оброка.

Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная — на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и •еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская об­щина, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смер­дов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор -«ряд», по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом («ролья» — пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или «изорники» — это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвобь. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же ор.,условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорни). одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными дол­жниками, а временная юридическая зависимость превращалась в по­стоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинни­ков и становились полностью зависимыми от феодалов7.

Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «си­роты», которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в част­ности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холо­пы», или «челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном, на полях (так называемые «страдники»). Были также «обельные» (пол­ные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора-ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усы­новлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффек­тивно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпу­щенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми»8.

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, зах­ват общинных земель — все это приводило к росту сопротивления зем­ледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», то есть на свобод­ные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разра-: ботке правовых норм внутригосударственной жизни. Так, в 1016 году |при Ярославе Мудром появилась «Русская правда» («Правда Роська», ревнейшая правда»), которая стала важнейшим сводом норм древ-?усского законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена

«Правда Ярославичей», вторая составная часть «Русской правды» В этих документах ограничивалась, а позже — отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, то есть п'римерно 16 кг серебра, а за убийство смердов и холопов-страд никои — 5 гривен (1 кг серебра)9.

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярс­кие вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани — «прокорма». Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государ­ственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимы­ми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сель­скую общину такими же методами, как и князья, через постепенное неэкономическое и юридическое закабаление.

Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными соб­ственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общин­ников и т.д.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 915. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия