Глава 9. Техники повышения возможностей памяти
Запрос повышения тех возможностей нередок: информационная плотность этого мира возрастает, а качество образования Российского общества снижается неуклонно, и прежде всего базового среднего образования. Возрастает разрыв между "образовательными ступенями": если в былые времена добросовестно закончив школу выпускник с данным объёмом знаний поступал в ВУЗ практически любого уровня, то в настоящее время об этом не может быть и речи (то, что репетиторы, "школы с углублённым изучением" и лицеи при ВУЗах без работы не сидят тебе наверняка известно; не известно - информирую). Нововведённое обязательное одиннадцатилетнее образование "обвалит" систему окончательно: не секрет, что любой учитель преподаёт "на среднего ученика" (отстающих до среднего уровня подтягивая, а превышающих снижая); и если раннее была возможность "выпнуть балласт" после девятого класса с "натянутыми тройками" (а повезёт - так и со справкой) и в выпускных классах преподавать более серьёзно (да ещё и усиливая факультативами), то оная возможность ныне ахнула. Экономическое расслоение общества сформировало как целый "класс" бездельников-мажоров, интересы коих не простираются дальше модных тусовок (и с тем отсутствием образовательной базы оные под давлением родителей поступают на коммерческие отделения ВУЗов; в итоге студенчество реально мельчает), так и "класс" бездельников-голодранцев, интересы коих находятся в пределах удовлетворения основных физиологических потребностей, при том же отсутствии образовательной базы, зачастую ещё и на фоне отягощённой наследственности. В свете вышеизложенного, кстати, при "обязательно одиннадцатилетних" школах исходно необходимо открывать детские ясли и сады, что тем эфемерным государством, с переменным успехом ведущим войну с собственным народом, опять не предусмотрено (хотели, как лучше; получилось, как задумано одной из воюющих сторон). Таким образом, процесс "оскотинивания" масс нарастает, усиливается, что, облегчая управление оными "сегодня", гарантирует неизбежный крах "завтра", и сие очевидно; но в контексте темы малоинтересно. А интересно то, что память человека (о коей написана куча макулатуры размером с Эверест) работает по "принципу ассоциаций", когда поступающая новая информация связывается с уже имеющейся; при отсутствии же последней "дело труба"! И именно потому я выше оплакивал Российскую образовательную систему, что повысить память при отсутствии базы крайне проблематично. Проще говоря: память - это большой гардероб, где прибито много крючков-вешалок: когда в школе нам толкали в уши всякую информационную фигню, то сие имело большой смысл, потому как "прибивали крючки" (а что та информация ныне не осознаётся - не важно, ибо человек помнит абсолютно всё, что видел, слышал, чувствовал, читал; и в том ты легко можешь убедиться, проведя простейшие регрессии). И если перед тобой мажор Митрофанушка, то можешь свистеть ему в оба уха, что "его память на учебный материал повышается" - будет пустейшее занятие из самых бестолковых, и оплату придётся взять за процесс, дав пинка собственной репутации, коя "хлеб насущный есть". Тут нет противоречия: человек действительно помнит всё, но "подобное связывается с подобным"! Пример. Я знал профессионального танцора, который, один раз посмотрев исполняемый перед ним танец, легко воспроизводил оный в полном объёме (причём смотрелось лучше оригинала), не вынимая изо рта сигареты. И тот же танцор, имея глупость поступить на "вечернее" в ВУЗ (платно, разумеется), продержался в оном до первой сессии; ибо "подобное связывается с подобным"! Занавес! "Уважаемый автор! Я читаю Ваши заметки к будущей книге в третий раз и уже начинаю предполагать, что Вы всё же не дурак [это следствие "перегруза" - читай "Курочку Рябу"]. Однако, тут есть противоречие: если человек помнит всё (в этом я убедился, когда, регрессировав клиента из 30 лет в 14, попросил почитать мне "Белый отряд" А. Конан Дойла и сверил текст по изданию на его полке), то ассоциативные связи значения не имеют!" Вот! "Подобное связывается с подобным... для воспроизведения"! Одежда в том гардеробе есть, но лежит она большими кучами - выдать оную зело проблематично, и гардероб не работает. "Крючки" важны не для введения информации, а для воспроизведения оной! Предлагаемая модель понятна? Таким образом, упорядочив процесс введения информации, мы упорядочиваем процесс воспроизведения таковой. Это и есть традиционный базовый путь, и он весьма надёжен; отказываться от него просто неразумно, потому ассоциативные связи значение имеют, и предыдущие рассуждения "маранием бумаги" не были. Об оптимизации "упорядочивания процесса введения информации" сказано немало, причём нередко сказано "по делу", ибо от автора могут в любой момент потребовать "продемонстрировать его искусство" и придётся демонстрировать (понятно, что речь не идёт о "кандидате психологических наук, занимающемся вопросами памяти", неспособном запомнить с одного прочтения паршивые полсотни слов; этого прохвоста "посадить в лужу" очень легко - достаточно сразу и однозначно перевести разговор с пустой брехни в русло практики). Полки книжных магазинов забиты материалами по данной тематике - выбирай по вкусу. Я лично пользуюсь полученной на семинаре "адаптированной решёткой Гарри Лорейна", посему чтением литературы по той же мнемотехнике себя не утруждаю. В пределах рекомендации могу назвать советуемую Самим С.А. Гориным работу: "Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приёмов. - 1995", кою лично не читал, но мнению Мастера не доверять пока не имею оснований. Запотеет - найди и прочти; а я продолжу о собственных глюках в данном аспекте темы.
-- Техника "Адаптированная решётка Гарри Лорейна" Примитивна, как всё реально работающее. По словам давшего (точнее, "продавшего", ибо бесплатных семинаров не бывает, и это правильно) мне её преподавателя, разработана в восьмидесятых годах прошлого века в Новосибирской психологической конторе, как решение задачи повышения памяти простого советского прапорщика (не "фи!", а перечитай начало абзаца). Понятно, что в средней школе прапорщик спал на задней парте (вообще, "обучение во сне" возможно, но только при строжайшем следовании весьма малоизвестным методикам "гипнопедии"; не путай с "зоофилией"), и "крючков" прапорщик не имеет - иначе ему хватило бы мозгов хотя бы на военное училище. Кстати, одного толкового прапорщика (понятно, что бывшего и недолго) я в жизни всё же встречал; но у него "за спиной" было педучилище (можно предположить, что "закон нормального распределения" распространяется даже на прапорщиков). А ты что, закончил военное училище? Не задирай нос - методика в "Школах прапорщиков" не прижилась и "ушла в народ" потому, что преподаватели оных школ просто не могли понять: что есть сие, зачем надо и как работает (помнится, очень коряво, - не иначе, как таким преподавателем, - методика была опубликована в макулатурной книжонке "Помоги себе сам"; интересно - найди в библиотеке и, в свете информации главы, просмотри). О чём я хочу поинтересоваться, догадался?.. Точно не преподавал? Тогда читай дальше, разберёшься без проблем. Используется данная методика для "прибивания крючков" при их отсутствии либо недостатке, и, наряду с возможностью запоминания "тезисных" позиций, при регулярном использовании "уходит на подсознание", в итоге давая "повышение общей памяти" на 8 - 15% на фоне "контрольных групп". В психологической практике сия методика также используется для эстрадных демонстраций. Работая в школе, имей в виду, что дети будут в восторге, но "коллеги" возненавидят тебя люто: хорошая память есть основа Интеллекта, который в общественном сознании синонимирован с Умом; для тупого же быдла, осилившего пединститут, ты будешь "бельмом на глазу"; увы, другого преподавательского состава в школах уже не остаётся. Воистину: "Боже, кто учит наших детей!" На той же "связи" памяти и Ума построена игровая "замануха" вроде: "Давай сыграем "В слова": оба напишем по пятьдесят любых слов, затем друг другу зачитаем и посмотрим, кто умнее! Ты запомнишь, например, сорок слов из моего списка - у тебя сорок баллов; я запомню, например, тридцать пять из твоего - у меня тридцать пять баллов. В этом случае разница пять баллов в твою пользу; а балл - тысяча долларов. Расчет в течение суток, не вопрос, ум денег стоит! Но понятно, что я тоже вроде не дурак и постараюсь выиграть. Пусть победит умнейший! Играем?" Ты бы сыграл? Честно, хотя бы перед самим собой! Так-то... Причем, если методикой владеют оба, то сыграют "по нолям", только и всего; однако в жизни сыграют далеко не "по нолям"; а "игровой долг - святое"... Это уже серьёзный процесс, и многозначность правила "осторожно с игровыми делами" никто не отменял. То, что ты воспроизведёшь (чем больше практической тренировки, тем выше результат, разумеется) около 50 слов из его списка (причём, хоть "по номерам" и "с начала до конца", хоть "с конца до начала", а также по тем номерам "вразброс"), а клиент в среднем около 20 "кучей" (на моей памяти абсолютным и несравненным результатом было 38 при игре с профессиональным карточным "каталой") - ему исходно знать не надо. Также "в игровых делах" оговаривается предельное время на воспроизведение списков, понятное дело. Касательно этики - каждый играет, как умеет, а "из мозгов анализ не возьмёшь". Имей в виду, что даже малые дозы алкоголя нарушают ассоциативные связи, и "с каждым граммом" результат становится всё менее гарантирован. Если клиент откроет книжку и под каждым номером станет называть последовательно слово из осмысленного предложения, скажи: "Минуточку! Я не пользуюсь никакими материалами! Так будь любезен и ты из головы! По книжке да шпаргалке все умные!" (в том случае мозг начнёт строить логические цепи, а это уже другой режим, и работе с "решёткой" он будет мешать). То же говоришь (а в споре и игре всё оговаривается "на берегу", не так ли?), если клиент попытается выписывать для запоминания слова из словаря, тем паче сложные и незнакомые (запомнить оные вполне реально, но до фига возни с раскладкой большого объёма незнакомых слов на знакомые составляющие элементы; зачем тебе лишние трудозатраты). Общий подход к процессу понятен? Конкретизируешь сам с опытом; разбирайся дальше. Исполнение рассмотрим на примере выступления перед студенческой группой. Утилизируешь как угодно (от "велика сила Науки" до "десять лет в горах Тибета"), затем говоришь: "Сейчас я выйду из аудитории ["в сопровождении представителя группы, которая (!) проследит, чтобы я не подслушивал, не подглядывал, что при мне нет шпионской аппаратуры", - если в той группе есть представительницы, достойные твоего... уровня, разумеется]. В это время группа накидает на доску полсотни любых слов под номерами, надиктовав их ведущему из вашего состава [сотню, две, десять тысяч - это не важно; но даже полсотни будут накидывать долго, а учебный процесс по определению динамичен, и терять темп нельзя; из тех соображений я иногда заявляю вообще тридцать]. Затем закроете список и позовёте меня. Я войду и сяду к доске спиной. Ведущий прочитает мне список по принципу: "Один: "Забор..." Я говорю: "Угу", далее: "Два: "Небо..." Моё "угу", и так далее. Понятно? Начали!" Зачитали, "наугукался" ты, аки филин; теперь самое впечатляющее (даже если раскрыть методику, то студенты в коридорах при виде тебя начнут восторженно шептаться через два дня, а "коллеги" в бессильной зависти биться пустыми головами о стену и строить козни уже через день - проверено неоднократно: от средней общеобразовательной школы до государственного университета). Итак, ты называешь порядковый номер и слово из списка за спиной, ведущий ставит к оному "плюсик", быстро следующее и так до конца списка (студенты доску видят, как видят и то, что ты не ошибаешься). Затем ты называешь номера в обратном порядке и к каждому озвучиваешь слово (то есть сперва "с начала до конца", потом "с конца до начала"); всё сие исполняется без ошибок и быстро, набирая темп занятия до "рабочего". После чего предлагаешь студентам называть тебе любые номера "вразброс" - на назвавшего показываешь рукой, повторяешь озвученный им номер и говоришь слово из списка, тому номеру соответствующее; и так до полного убеждения присутствующих в Несравненном Величии Твоего Гения. Ну что, впечатлило? Так иди, работай! Ах, всего-то методика нужна! Как и в любом деле... В том же "мордобое" ничего нового не придумано, и нет никаких "тайных школ" - вся разница сводится к методикам в общем и гипнотехнологиям в частности, ибо человек не может "втянуть руку в тело" или "согнуть колено назад" (последнее я, видимо, в конечно итог смогу, к сожалению, потому и инвалид). Интересуешься - почитай теорию из работы Сенчукова Ю.Ю. "Да-цзе-шу - искусство пресечения боя" (ту книгу я читал с интересом, пока не посмотрел на видеокассетах практику - оплевался).
Так чем же отличается Великий тренер по боксу (уровня Самого А.Ф. Саломатова, например) от "никакого" (ткни пальцем в количественно подавляющее большинство)? Только наличием Понимания Процесса и значит владением Методикой Подготовки - всё прочее есть производные! Ибо недостаточно "увидеть" то, чего следует добиваться; главное - постичь "как этого добиться и тому обучить"! Пример доходит? Обдумай оное - это важно!!! Сему, в области гипноза, и посвящалась изначально данная книга; удастся ли то донести - судить в итоге не мне; но я стараюсь... Понятно, что в данной технике "гипнозом даже не пахло", но она зело хороша для исходного формирования общественного мнения и создания тебе репутации, а методический принцип гипноза: "Гипноз в большей степени есть "самогипноз", а потому клиента к сеансу нужно подготовить" ты, надеюсь, уже усвоил. Кроме того, данная техника часто используется как базовая в процессе реализации обозначенного главой запроса, а потому и имеет быть рассмотренной именно "здесь и сейчас". Посему продолжим. Чего следует добиваться - вроде ясно. Как этого добиться? Правильно, элементарно (ибо помним, что если нечто "очень сложно", то либо тебе врут, либо то "нечто" есть "ничто" и просто не работает). Берёшь лист формата А4 "в длину" и разлиновываешь на десять вертикальных колонок и пять горизонтальных. Каждую клетку по горизонтали нумеруешь в уголке (получится "1-10", "11-20" и так до 50). Теперь будем заполнять. С чем у тебя ассоциируется цифра 1? Ого! У тебя тоже?! Прекрасно: нарисуй инструмент в клеточке, снизу подпиши и никому не показывай. Цифра 2? Лебедь? Рисуй, снизу подписывай. Цифра 3? У меня лично со шваброй по звучанию, но это мой глюк, положи на место. Чо?! Отец, сын и дух святой? А ты их видел? Вот и не выпендривайся, ибо то, что не существует в природе, не будет работать. Образ должен быть абсолютно конкретным! Рисуй "очки" и поехали дальше (не будут работать, либо покажется образ оптимальным к другому номеру - заменишь)... Что требуется, понятно? Где нет ассоциаций - забивай произвольные символы (почему, например, у меня на 26 скелет - понятия не имею, но прижился и работает). После заполнения "решётка" заучивается наизусть (оптимальней "методом вопрос - ответ") и приступаешь к тренировкам. Мозг учится быстро [23], и через короткое время прошлые заполненные решётки перестанут "путаться" со вновь заполняемыми. Феномен в том, что в регрессиях я легко поднимал ученикам решётки, отработанные и выброшенные пару лет назад, и не исключаю, что именно в наличии в памяти больших объёмов "связных образов" и есть причина "общей" эффективности методики. Как тренироваться? А ты ещё не догадался?! Смотри: тебе читают номер и слово к запоминанию. Ты быстро строишь с этим словообразом картинку, где оный связан с твоим символом из решётки, расположенным под этим номером (картинка должна быть максимально нелепой и содержать движение, то есть динамичной). Затем сбрасываешь картинку (больше к ней в процессе заполнения решётки не возвращаясь), говоришь "угу" и аналогично работаешь со следующим словом. Заполнив решётку начинаем воспроизведение, по порядку поднимая свои символы по номерам, а твой символ связан в картинку с запоминаемым словом и тащит оную с собой - называешь клиенту его слово; и так до конца его списка. Затем то же самое, поднимая цифры "задом наперёд". Затем аналогично "вразброс по номерам". Имей в виду, что, дабы назвать "номера по словам", тебе придётся просматривать всю решётку, а это, в отличие от предыдущих, процесс не быстрый, и при выступлениях я того не делаю, дабы не портить общее впечатление. Пример. Допустим, что в твоей решётке наличествует: "1 - столб, 2 - лебедь, 3 - очки, 4 - стул, 5 - клякса..." Всё вызубрено должным образом и можно работать. Тебе дают: "1 - небо". Ты, например, запускаешь в небо десяток столбов, трясущихся от скоростной перегрузки (за коими хвосты пламени), и оные небо "дырявят в клочья". Готово - скинул, "угу" и следующее слово: "2 - сарай". Лебедь, разогнавшись с перепою, врезается в соломенную крышу сарая, хлопая крыльями, и солома летит во все стороны. Скинул, "угу", и следующее: "3 - мечта". О-па! Это номинализация, придётся проявить фантазию. Дед в огромных очках в восторге прыгает по берегу моря, на волнах которого до горизонта раскачиваются, сталкиваясь, гробы с мечтами. По желанию добавь мерзкую вонь гниющих отбросов, и полный порядок! "Угу" и: "4 -крякозябра" Не вопрос: на твоём "решёточном стуле" крокодил имеет зебру в диком темпе, конструкция раскачивается и брызги летят во все стороны. Сбросил (создав картинку ты слово отработал и больше до воспроизведения к нему не возвращайся, поскольку то типичная ошибка в процессе любого запоминания), "угу" и его "перл": "5 - трансцендентность". Элементарно: транс, ценники, день, плюс твоя жирная клякса (например, йог с безумной плоской мордой и расфокусированным взором, весь облеплённый ценниками, трясущимися от ветра, днём сидит в "позе лотоса", и всё там в смачных кляксах). Увидел? Сброс. Продолжай процесс аналогично на весь объём списка. Закончив, переходи к воспроизведению: на "1" у тебя зазубрен столб - привет картинке, ибо, конечно, искомое слово "небо"; на "2" у тебя лебедь - вспомнил лебедя, а он мгновенно вылезает вместе с сараем, и так далее. Всё понятно? Занавес! В режиме "ввод - снятие" решётка используется для подготовки к речевым выступлениям (тогда последовательно забрасываются тезисы в виде ключевого слова), для запоминания телефонных номеров (я связываю "решёточные образы" цифр справа-налево, но это не важно, хоть сверху-вниз, и добавляю в картинку действа абонента-участника) и т.п., но главное в аспекте повышения "общей памяти" - тренировка процесса "ввод - воспроизведение" и наличие больших объёмов связных образов. Освоив "решётку на 50" возьми второй лист и аналогично заполни и выучи наизусть "51-100" (советую на обороте ввести символ "ноль" - может пригодиться). А как запомнить, например, 123 слова? Третий лист не нужен! Для мозга эти процессы уже естественны, потому заполни решётку на 100, занумеруй "N1" (я для того окрашиваю её образ-картинку N1 в синий цвет), отложи любым удобным способом (я придвигаю "на себя"), и заполняй аналогичную, но ещё "чистую", на 23 картинки, занумеровав её "N2"; ничего нового тут уже нет - при наличии навыков это легко. С опытом будет всё меньше "пропускаемых" слов (в том случае созданная картинка была малоинформативной; у меня сие возможно если накануне я увлёкся дегустацией пива), и неуклонно повышается скорость "забросов" слов в решётку - это естественно. Не можешь вспомнить - не напрягайся (то пустейшее дело и "дорога в никуда"), а работай дальше, и вполне возможно, что картинка "выскочит" при обратном проходе, "разбросе" или возврате к "номерам с минусами" после основной отработки. Дерзай!
-- Техника "матрицы" Созвучна с предыдущим, использует те же подходы и аналогично весьма трудоёмка, хотя и эффективна. Рассматривается в пределах "общего понимания" процесса, что действительно есть первооснова обучения, и сие близко не новость (коей, например, пытался подать "общее понимание" некто А. Мануйлов в работе, содержавшей "дурацкие записки зятя главраввина", густо замешанные на быдлодоступном изложении содержания работ "Внутреннего Предиктора СССР", причём без всяких ссылок на оные). Сама техника вполне приземлена и сводится к осознанному заучиванию больших объёмов текста; в аспекте гипноза применялась при подготовке Учеников Александром Романовичем Довженко. Кстати, Учениками там считались отучившиеся "от полугода" - таковых не более 20 человек, и В.Г. Евтушенко в их числе; всё остальное - "самозванцы и дешёвые прохвосты", как оную шваль определял сам А.Р. Довженко. Его Ученики, сочетая с практикой, заучивали дословно текст лечебного сеанса (представлявший собой удачную эмпирическую находку автора) в объёме более тридцати печатных страниц (ошибки в воспроизведении не допускались). Таким образом, для подсознания материал играл роль "матричного образца" построения речи гипнотизёра. Сам базовый подход весьма здрав и широко применяется теми же шпионами при изучении иностранных языков [120]. В контексте школьного образования техника может использоваться для обеспечения ученика "стилистической матрицей", наличие коей позволяет ему в дальнейшем писать сочинения в стилистическом (а заодно грамматическом) соответствии с оной. В бытность для того мои Родители (в нашей Семье так принято) в восемь лет подсунули мне "Педагогическую поэму" А.С. Макаренко - стилистически вещь малоупречная, но меня, помнится, не устроило содержание. А вот в девять лет, с восторгом прочитав "Трёх мушкетёров", главу "Жена Атоса" я перечитал около 30 раз и, естественно, запомнил наизусть и дословно. Перевод был стилистически безупречным, грамотность тоже - потому я до сих пор пишу без орфографических ошибок, не зная ни одного "правила" русского языка - это и есть фактура, предметниками именуемая "чувством языка" (орфографические ошибки в данном тексте возможны разве что вследствие моего отвращения к корректурам предоставляемых наборов). Вполне достаточным подтверждением функциональности методики являются мои семь успешных поступлений в государственные (других не признаю) ВУЗы без всяких "протекций", со сдачей "сочинения" только на "4" и "5". Оные я и пишу в стиле той "матрицы" совершенно автоматически, и никогда в сделанном не раскаивался, спасибо Родителям. "Тяжеловестность" предложений в данной работе обусловлена специфичностью решаемой задачи (подготовка гипнотизёров "с листа") и, по отзывам рецензентов, восприятию материала "не препятствует"; в данном случае несомненную роль сыграли и другие "матрицы", получаемые и корректируемые с возрастом и опытом. Как в гипносеансах эффективно повысить грамотность школьника, догадался? Правильно, так я этот запрос и решаю. С дислексией сложнее, но базовые подходы те же. "Прочувствуй кишками", что в эффективной работе главное - это принципы; всё остальное - лишь творческие производные!!!
-- Информация к размышлению Разумеется, в реализации этих техник гипноз может использоваться для повышения мотивации и концентрации внимания в процессе работы, что, несомненно, усиливает эффективность оной деятельности; и это тоже базовый принцип, пригодный для решения многих запросов. Очевидно, что массовое использование данных подходов невозможно (вспомним историю с преподавателями "Школ прапорщиков" в том числе), да и не нужно, ибо доступ к оным всегда был и остаётся поныне ресурсом элиты. Кстати, первое известное человечеству изложение гипнотехнологий имеет место в жреческом "папирусе Эберса", возраст коего очень значительно превышает две тысячи лет; так что даже "в глубоком алкогольном эксцессе" не смешивай Жрецов с попами - ничего общего между ними просто нет. Имеешь сомнения - читай "навязший в зубах" закон нормального распределения [79], а заодно понаблюдай за процессом "изгнания бесов" очередным "отцом Г." - обсмеёшься! Воистину: "Быдлу - быдлово!", и никак иначе! Пример. Что касается массового использования гипноза, то, ляпнув с экрана, что он "силён, как дьявол", как жалко смотрелся в "Феномене Кашпировского" оправдывавшийся Анатолий Михайлович! Перед кем оправдывался?! "Невозможно любить всех, и невозможно, чтобы тебя все любили", - понял он лишь на старости лет; а я бы сказал не "невозможно", а "абсолютно не нужно и крайне опасно". Воистину: "У всех лицемеров этой Земли карманы всегда набиты любовью!" [48]; оные и вывели немедленно свою "паству" (то есть "стадо", смотри словарь В. Даля) на "крестные ходы", предавая анафеме раскрученного гипнотизера... Крики: "Распни его!" пару тысяч лет назад в сходной ситуации уже звучали; всё повторяется в истории! Занавес! Итак, твоя клиентура относится к элите социума; притом учитываем разницу между Умом и Интеллектом: человек, относящийся к общественной элите, умён всегда, а вот интеллектуалом может и не быть; потому, принимая запрос "повышение возможностей памяти" и определяя стратегию работы с данным клиентом, следует обязательно учитывать исходный уровень его интеллекта на предмет "наличного объёма крючков" и степени выраженности "когнитивной блокады" [96]. "Крючков" можно добавить. "Когнитивная блокада" проламывается через повышение мотивации к получению и усвоению новых знаний (очень важно "на берегу" определиться каких), и, с помощью столь мощного инструмента, как КГ, это не проблема. Касательно медикаментозной поддержки процесса. Как провизор я могу порекомендовать клиенту проконсультироваться с лечащим врачом по поводу возможности применения в его данном конкретном случае, например, хорошо зарекомендовавшего себя ноотропа "Семакс", вводимого интраназально (капли в нос). В случае наличия таковой возможности, врач назначает данный препарат и выписывает на курс лечения. А как гипнотизёр, в сеансах я использую факт введений данного препарата, связав его с повышением результативности отрабатываемых процессов (это вариант использования "эффекта плацебо", как ты понимаешь, базированный ещё и не на пустом месте). Всё вышеизложенное, конечно, интересно и, надеюсь, понятно; однако для клиента весьма трудоёмко, а потому зачастую неприемлемо. Можно, конечно, назвать оного лентяем (мысленно) и порекомендовать обратиться к другому специалисту (вслух). Однако, если человек обратился к тебе, значит он умён и имеет деньги, кои желает вложить беспроигрышно, то есть "в себя, любимого" (очень важно исходно не ошибиться в наличии сих позиций - в том числе и потому я принимаю только по рекомендации, а в Перми последние ещё и сортирую ввиду полного отсутствия в городе психологической культуры). Помни! Нигде, никогда и ни в каких случаях квалифицированный сеанс даже эриксоновского гипноза (а тем паче Классического) не может стоить "ломаный грош"(количество сеансов в курсе работы зависит от фактуры конкретного клиентского случая, потому я обычно не признаю групповых сеансов психокоррекции). Где имеет местобесплатный сыр - тебе наверняка известно; так вот, при цене "грошовой" тебя наверняка планируют использовать в качестве "подопытного кролика", да ещё и за твои же деньги, пусть невеликие; а "по уму, по твоей незнанке так не делается"! По большому же счёту цена тоже не есть абсолютный показатель качества товара. Поскольку фактически гипнотизёр является "последней инстанцией" (к нему обычноприходят, когда "прошли уже всех" и безрезультатно; к сожалению, иногда бывает просто поздно), то рассказов о психологических аферах я наслушался предостаточно. Типичный вариант. Приходит девочка со сложным многокомпонентным запросом (хотя реальной работы там на три сеанса - техники КГ быстрые, базовые, потому ивысокоэффективные): "Я ходила к психологам; а тут муж отправил к специалисту - она даже коучер [коучер - это человек с дипломом психолога, который знает про то "как делать деньги", больше чем тот, кто их имеет]. Она взяла полторы тысячи, протестировала меня и сказала, что мне нужен семейный консультант! И всё..." Не осуждай клиентку - это не дурость, а банальное психологическое бескультурье! Из реальных же показателей качества товара самый надёжный - отзывы предыдущих клиентов (потому приём и ведётся строго по их рекомендациям). Кроме того, может быть важен порядок оплаты: обычно Мастер берёт треть ставки "оплатой за процесс", а две трети по результату, буде есть возможность вывести критерий достижения такового. Типичный вариант. Лечение аллергии... тьфу, "психокоррекция нарушений лежащих в основе аллергических реакций". В данном случае после второго-третьего сеанса проводится контроль, который заключается, например, в поглаживании кошки, или поедании клиентом с тарелки всех его бывших аллергенов, прикупленных "доверенным лицом" по 50-100 граммов (понятно, что в процессе глаза доверенного лица достигают размеров той тарелки - меня это всегда забавляет). В других случаях оплата берётся "за процесс" в размере полной ставки, но лично я в своей практике стараюсь минимизировать работу с такими запросами "дабы неуподобляться" и прекращаю оную немедленно при малейшем "косом взгляде" клиента в мою сторону. Занавес!
-- Техника "Хранилище" Развивает содержание вышеизложенного материала в объёме, вполне достаточном для завершения главы. В бытность я создал оную, прочитав произведение глубокоуважаемого Т. Харриса [115] (имей в виду, что фильм "Ганнибал" реально снят не по книге, потому, в отличие от "Молчания ягнят", и относится к "киносору"; однако киноиндустрия частично реабилитировалась, создав "Ганнибал. Восхождение"; понятно, что серьёзные фильмы можно брать только "один на диске", поскольку в сборниках они зачастую урезаны). Вообще, в соответствии с мудрыми заветами моего Глубокоуважаемого Деда (земля ему пухом), художественной литературы, окромя "обязательной программы" (коя есть зло чудовищное, но неизбежное; почему зло - смотри раздел о "матрицах" с пониманием, что они бывают и поведенческие), я не признаю; но из любого правила есть исключения; оные (в контексте темы работы) указаны [115-131]. Сама идея не нова и использовалась от "римской комнаты" до разной степени эффективности потуг современных "эриксонистов" [25]; даже Сам Томас Харрис говорил, что для него большое значение имели работы Фрэнсиса А. Йейтса "Искусство памяти" и Джонатана Д. Спенса "Дворец памяти Маттео Риччи". Однако, предполагая, что мой методический подход в данном вопросе претендует на уникальность, излагаю авторский вариант последовательно. Итак, рассуждаем по аналогии. Поскольку в сеансе КГ человеку очень легко создать "с нуля" в том же теле другую личность с заранее заданными функциями и триггерными переключениями "туда - обратно" (прохвостами сие выдаётся за "вершины мастерства" - полистай [113] и соответствующие статейки в прессе; реально же уровень владения КГ для того нужен "среднеясельный" - перечитай "технику ложной регрессии" и из неё исполни, ибо это самый простой путь, хотя далеко не единственный), то логично предположить, что построить "дворец знаний" Доктора Лектера (моё "погоняло по тюрьме", кстати; будем знакомы) есть процедура наверняка вполне осуществимая (в обеих случаях мы строим некую систему "с нуля", а раз это в одном случае возможно, значит, при оптимальном подборе техник, возможно и во втором; ход мысли ясен?). Размахиваться на дворец или библиотечную комнату - вопрос к кошельку клиента. При наличии у клиента субличности "Гипнотизёр" вопрос снимается автоматически; Ганнибал Томаса Харриса, судя по прохождению им в "Ганнибал. Восхождение" теста на полиграфе, часть личности со сходными функциями имел. Воистину, если создавший оного силой творческого воображения Томас Харрис и не Мастер Гипноза, то Великий Наблюдатель однозначно! Кстати, наблюдательность есть очень мощный ресурс; вот только "озвучивать плоды процесса" полезно далеко не всегда, ибо от "слишком зорких" шарахаются все! Пример. Как-то, в очередной раз сменив город проживания (что делаю регулярно каждые 6 лет), поехал я по наличным психологическим шарашкам искать себе работу, а главное - тусовку, поскольку без контактов по интересам "наше дело труба". И во вполне приличном, на первый взгляд, ВУЗе мадам, числящаяся завкафедрой и мнящая себяпсихологом (по мне, так хоть Наполеоном, лишь бы выйти преподавателем-почасовиком, дорвавшись до тусовки), изрекла конкретное предложение, вроде: "Сходите, уважаемый, в такую-то околопсихологическую контору (местный аналог "секса по телефону", только с лёгким психологическим уклоном) и предоставьте мне обоснованное письменное заключение об организации в целом, а главное - о руководительнице оной в частности [тогда шла большая "подковёрная возня" по поводу открытия городского психологического центра - "отцам городов" всегда деньги девать некуда], а я ознакомлюсь и, при наличии компетентного отзыва, чинно-благородно предоставлю Вам "часы" на кафедре".
|