Один учёный, который прославился своими знаниями и великолепной длинной седой бородой, шёл однажды вечером по переулкам Шираза. Погружённый в свои мысли, он проходил мимо толпы водоносов, которые потешались над ним. Самый смелый из них подошёл к нему, низко поклонился и сказал:
– Великий Мастер, мы с приятелями заключили пари. Скажи-ка нам, где лежит твоя борода, когда ты спишь ночью, на одеяле или под ним?
Учёный вздрогнул, оторвавшись от своих мыслей, посмотрел с удивлением, но приветливо ответил:
– Я и сам не знаю. Я никогда не думал об этом. Но я обязательно это исследую. Завтра в то же время приходи сюда опять, и я отвечу на твой вопрос.
Когда наступила ночь и учёный лёг спать, сон не приходил к нему. Наморщив лоб, он размышлял, где же обычно лежит его борода. На одеяле? Под одеялом? Как он ни думал, но вспомнить не мог. Наконец, учёный решил проделать опыт: положил свою бороду на одеяло и попытался заснуть. Внутренняя тревога подступила к сердцу. Действительно ли это правильное положение? Если да, то почему же он так долго не может заснуть? А ведь раньше он давно бы уже спал. Подумав об этом, мудрец спрятал свою бороду под одеяло, но сна не было, ни в одном глазу. «Наверно, она все-таки должна лежать на одеяле», – пришло в голову учёному, и он снова положил бороду на одеяло. И так он промаялся всю ночь напролёт – борода на одеяле, борода под одеялом, – ни на миг не смыкая глаз и не получив ответа на вопрос.
На следующий день вечером он пошёл на встречу с молодым водоносом.
– Друг мой, – сказал мудрец, – до сих пор я спал, украшенный собственной бородой, и всегда отличался хорошим сном. С тех пор как ты спросил меня, где лежит моя борода во время сна, я больше не могу спать. И не могу ответить на твой вопрос. А моя борода, украшение моей мудрости и моего почтенного возраста, стала мне чужой. Я не знаю, когда вновь с ней примирюсь
Группы
Некий король однажды пришёл к мудрому Бахауддину Накшбанди, "Мастеру узора" и сел, наблюдая за собранием его учеников.
После, когда они сели ужинать Король сказал:
— О, Учитель Вечности! Я заметил, что во время занятий твои ученики сидят полукруглыми рядами, так же как и мои придворные. Есть ли в этом какой-то знак?
Бахауддин отвечал:
— О Повелитель Мира! Скажи мне скорей, как сидят твои придворные, и я смогу рассказать в таком ли порядке сидят Искатели.
— В первом круге, сидят те, к которым я чувствую особое расположение, — поэтому они ближе всех.
Дальше сидят важные и могущественные люди королевства и послы. В самом конце сидят меньшие мира сего.
— В таком случае, — сказал Шах Бахауддин, — мы делим людей по разным признакам. Те, что сидят ближе ко мне, глухи, так они могут слышать.
Средняя группа состоит из невежественных, так что они могут сосредоточиться на Учении.
Дальше всех сидят Просветлённые, для которых близость такого рода не важна.