Рассказывают, что один человек пришел к хакиму Омару Хайяму и сказал:
– Мое самое заветное желание – чтобы вы приняли меня для обучения и укрепили во мне истины, которым я научился у моих прежних учителей и которые, фактически, привели меня к вам.
Хаким подвёл этого человека к месту, где крутилось водяное колесо. Он взял кусок дерева, заклинил колесо, и оно остановилось. Тогда он сказал:
– Этот кусок дерева символизирует ваших прежних учителей. Дерево можно соединить с водяным колесом, чтобы временно остановить его, например, в случае, когда необходим ремонт.
Для колеса стук в момент вхождения клина может быть выдающимся переживанием. Оно может получить вкус к состоянию неподвижности, когда вода бежит мимо него, вместо того, чтобы самому быть в движении. Теперь колесо, сознавая, что отзвук от удара затих, может искать подобного переживания. Но можем ли мы согласиться, что то, в чём колесо нуждается – это ещё один брусок дерева? Только наблюдатель, дорогой спутник, может видеть картину в целом. Сама картина может воображать всё, что угодно. Воображение не является видением
Долг
Некий человек рассказывал своим друзьям в чайхане:
- Я дал взаймы такому-то серебряную монету, но свидетелей у меня нет. Боюсь, он будет отрицать, что брал у меня в долг.
Друзья стали ему сочувствовать, но суфий, который одиноко сидел в углу, поднял голову с колена и сказал:
- Пригласи его сюда и упомяни в разговоре в присутствии всех этих людей, что ты одолжил ему двадцать золотых монет.
- Но ведь я же одолжил ему только одну серебряную монету!
- Именно это, - сказал суфий, - он и выкрикнет, и каждый услышит его. Тебе ведь нужны свидетели, не так ли?