Происхождение сарматов.
Сарматы (греч.) – общее название ираноязычных племен, расселившихся с III в. до н.э. по IV в. н.э. в степях от Табола до Дуная. Ранняя история сармат связана с савроматами, в среде которых, вероятно, были образованы наиболее крупные союзы сарматских племен во главе с языгами, роксоланами, сираками, аорсами, аланами. Основу хозяйства сарматов составляло кочевое скотоводство. Земледелием занималась та часть сарматов, которая оседала в районах с прежним земледельческим населением. У сарматов происходило разложение родового строя и классообразования с выделением богатой и воинственной родоплеменной знати, военных вождей и их дружин. Широкое расселение сарматов на Юге Евразии было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ при экстенсивном кочевом скотоводстве, стремлением приблизиться к городам и земледельческим районам в целях торговли и грабежа. Расселение сарматов в степях Поволжья, Южного Урала и Казахстана привело к утверждению гегемонии сармат в степях Восточной Европы со II в. до н.э., когда одни сарматы (сираки и аорсы) прочно освоили предкавказские равнины, а другие (языги и роксоланы) перейдя Дон, установили свое господство в степях Сев. Причерноморья. Сарматы стали активной политической силой в международных делах Др. мира. В кон. II в. до н.э. сарматы выступают союзниками скифов против войск Диофанта. Участвуют в междоусобных династических войнах Боспора. В 1 в. до н.э. сарматы были союзниками понтийского царя Митридата IV в его борьбе против Рима. С этого времени бывшая терр. Скифии стала называться Сарматией. Восточная группа сарматов экономически и политически была тесно связана с государствами Ср. Азии, особенно с Хорезмом. Начиная с 1-го в. н.э. сарматы совершают походы в Закавказье и на Дунае, где часть сармат в основном языги и роксоланы осела близ границ Римской империи. Здесь происходили военные столкновения римлян с сарматами. В первые века н.э. в результате внутренних перегруппировок основная часть этнических сарматов была объединена под именем алан, образовав новое военно-политическое объединение. Скифская культура. Материальную культуру скифов характеризует, прежде всего, предметы вооружения, конского снаряжения и искусство. Легкая конница кочевников была вооружена луками и стрелами, а также мечами – акинак - (короткие двулезвийные мечи со специфически оформленной рукоятью, часто с изображениями в «зверином» стиле). Также предметы конского снаряжения – удила и псалии, бляхи и налобники. Искусство «звериного» стиля скифов отличается особой выразительностью. Его произведения невозможно спутать с изображениями животных любой другой традиции. Художник изображал зверя или отдельные его части преувеличивал по сравнению с натуральными пропорциями: рога, например, оленя тянутся вдоль всей его спины, большой клюв хищной птицы, и по природе изогнутый, может превратиться в спираль, глаза и уши зверей тоже выглядят преувеличенными. Этот прием художника имеет целью привлечь внимание к основным признакам животного. Для скифских изображений зверей характерны строго канонические позы: копытные – с подогнутыми под туловище ногами, хищники – свернувшиеся в кольцо. В скифском «зверином» стиле художник изображал и фантастические существа – например, грифоны, грифо-бараны. Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных имели не только декоративное, но и культовое значение. · Генезис феодальных отношений.Горная Осетия знала две модели развития феодализма. В относительно «чистом» виде одна из них представлена в восточной (Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), другая – в западной Осетии. В восточных горных обществах феодальные отношения развиваются на основе разложения соседской общины, а кардинальной линией развития является превращение свободного общинника в экономически зависимого крестьянина, арендатора чужой земли. Отличительные черты этой модели: 1. отсутствие у зависимого крестьянина собственной земли; 2. полная личная свобода арендатора, обязанного владельцу земли только рентой; 3. многочисленный слой независимого крестьянства, владевшего наследственными участками земли. На западе (в дигорском обществе) соседская община сохраняла свое значение в системе феодальных отношений. Если в восточной Осетии фамилии феодалов и крестьяне-арендаторы происходят из одних и тех же распавшихся общин, то в Дигорию аристократия пришла извне и подчинила себе общину, сохранив ее как удобную форму организации подвластного населения. Важные черты западной модели развития феодализма: 1. зависимые общинники могли владеть пашнями и покосами, но пастбища, как главный источник ренты держала в своих руках знать; 2. экономической зависимости сопутствовала и личная – в виде наследственного прикрепления к определенной семье феодалов. 3.
|