Возвращение к национальным ценностям
Однако в 30-е годы ситуация резко меняется. Партийное руководство, исходя из потребности создания сильной, индустриальной державы, начинает апеллировать к традиционным, национальным ценностям. В немалой степени тому способствовала позиция И. Сталина, в 1929 году заявившего, что социализм означает не ликвидацию наций и национальных культур, а, наоборот, их расцвет. Нигилистическая «школа Покровского» подвергается жесткой критике, РАПП распускается (1932 г.). В 1936 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о пьесе Демьяна Бедного «Богатыри», поставленной на сцене Камерного театра. В пьесе русские былинные богатыри изображались в жандармской форме и были показаны как палачи своего народа. В постановлении пьеса подверглась суровому разносу за очернение прошлого. Это постановление можно считать поворотным для судеб русской культуры, оно надолго покончило с проявлениями нигилизма. Во второй половине 30-х годов наступает расцвет исторической романистики, призванной реабилитировать прошлое страны. Одним из ее наиболее ярких шедевров стал роман А. Толстого * Петр I», в котором деятельность русского царя была показана как прогрессивная. Настоящей проповедью патриотизма является трилогия В. Яна «Нашествие монголов», повествующая о борьбе с ордынскими завоевателями. Необходимо также назвать романы: В. Костылева «Кузьма Минин», С. Бородина «Дмитрий Донской», В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов». Ярким событием стало появление на экранах страны историко-героических лент: «Петр Первый», «Александр Невский» и др. В искусстве начал преобладать классический стиль, что в немалой степени было обусловлено эстетическими взглядам Сталина, ориентирующегося на «традиционный» реализм. Руководитель советского государства отрицательно относился к различным авангардистским поискам. В области театрального искусства он поддерживал «консервативную» линию Московского Художественного Академического театра (МХАТ), отдающего предпочтение отечественной классике. Сталин также активно защищал классическое наследие в: области музыкального искусства. Однажды он спросил молодого композитора И. Дзержинского о его отношении к классике. Услышав отрицательную оценку классического наследия, I советский лидер сказал: «Вот что, товарищ Дзержинский, рекомендую вам закупить все партитуры композиторов-классиков, спать на них, одеваться ими и учиться у них». Особенно большое значение Сталин уделял пропаганде и распространению наследия классической литературы. Наряду с культом Сталина в стране сложился настоящий культ А. Пушкина, чьи памятные даты превращались в общенациональные торжества. Русский религиозный философ Г. Федотов, живший в то время в эмиграции, писал по этому поводу следующее: «Ребенок и юноша поставлены непосредственно под воздействие благородных традиций русской литературы. Пушкин, Толстой — пусть вместе с Горьким — становятся воспитателями народа. Никогда еще влияние Пушкина в России не было столь широким». Начинает возрождаться русская музыкальная и песенная культура. В 30-е годы отечественная песня обретает светлый и задушевный настрой, что отличает ее от «агитационной», по преимуществу, музыки предшествующего периода. Здесь особо нужно выделить песни В. Лебедева-Кумача («Песня о роди-: I не»,«Марш веселых ребят») и М. Исаковского («Провожанье»,;; «Кто его знает»). Талантливейшим мастером в области песни, киномузыки и оперетты стал И. Дунаевский. В полной мере раскрылся талант выдающихся русских певцов: И. Козловского, С. Лемешева, В. Козина. В канун войны появляются произведения кантатно-ораториального жанра, посвященные патриотическим, историко-героическим темам («Александр Невский» С. Прокофьева, «На поле Куликовом» Ю. Шапорина). Вместе с тем, период 30-х годов ни в коем случае не следует идеализировать. Нельзя забывать о том, что массовый террор тех лет унес жизни многих талантливых людей, творивших на поприще искусства и литературы. В числе репрессированных оказались талантливейшие, самобытные русские литераторы: Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин, В. Наседкин, П. Васильев.
§ 3 Партийно-государственное руководство культурой
|