Революционный авангардизм
Было бы неверным считать, что лагерь Октябрьской революции 1917 года составляли исключительно сторонники марксисткой ортодоксии. Большевиков поддержали представители разных направлений, которые вкладывали свой смысл в проводимые преобразования. Культурная жизнь первых лет Советской власти демонстрирует это наиболее ярко. Тогда за рождение новой культуры наиболее активно ратовали два течения — «авангардное» и «религиозно-народническое», находящиеся на солидном отдалении от марксизма. Очень многие деятели отечественной культуры ориентировались на т. н. «футуризм» (от латинского слова «футурум» — будущее), авангардное направление, пытающееся создать культуру, полностью соответствующую эпохе социальной и технической революции. Футуристы считали, что технический прогресс требует радикального изменения стиля и языка. Их стратегией стало искажение всех прежних форм, а также эпатаж публики, призванный вызвать шок, с помощью которого окажется легче усвоить все новое. Футуристическое движение было расколото на несколько организаций: «Союз молодежи» (В. Татлин, М. Шагал), группу «Гилея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский), выставочные группы «Ослиный хвост*, «Трамвай», «Минень» (М. Ларионов, И. Гончаров). Несмотря на некоторое различие в тактике, все эти группы отличала приверженность индустриальной культуре, пронизанной влиянием техницизма. Совершенно понятно, что такая практика не могли не вызывать восторженной реакции со стороны революционной молодежи, которая охотно поддержала футуристов. Многие" же лидеры большевизма, в частности Ленин, скептически оценивали деятельность футуристов, считая ее излишне эпатажной и слишком уж радикальной. В деятельности футуристов прослеживались нигилистические моменты, наиболее характерным из которых было требование «сбросить Пушкина с корабля современности». Пожалуй, самым ярким представителем авангардного направления был Владимир Маяковский, чье творчество, впрочем] нельзя отождествлять только с футуризмом, скорее, сам футуризм вошел в него составным элементом [4-]. (Владимир Владимирович Маяковский (1893—1931) —поэт, ставший одним из ярчайших символов советской эпохи. Сталин наградил его эпитетом «лучший и талантливейший», что надолго утвердило культ Маяковского в отечественной поэзии. Вряд ли можно найти кого-нибудь из поэтов советского периода, кто так органично соединял бы агитационно-пропагандистский пафос и богатейший литературный дар. Маяковский родился в семье лесничего. Еще в юности связал свою судьбу с революционно-социалистическим движением. Свои первые поэтические опыты он начал в 1909 году, причем многие его ранние произведения не сохранились, нам он как поэт известен лишь с 1912 года. Ранние стихи Маяковского («Из улицы в улицу», «А вы могли бы?», «Я», «Послушайте!» и др.) не столько пафосны, сколько лиричны. Однако уже в них присутствует его знаменитая рубленая рифма, стремление к динамике. Октябрьскую революцию Маяковский одобряет без колебаний. Его поэзия становится строго агитационной, сам Маяковский с гордостью характеризовал себя как «агитатора, горлана-главаря». Он дал образец яркого "политического» искусства, глубоко въевшегося в историческую память народа. Многие строки Маяковского стали хрестоматийными, к примеру: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй...». Мощной силой убеждения насыщены стихотворения «Приказ по армии искусств», «Левый марш», пьеса «Мистерия-буфф», поэма «150 000 000». Поэмы «Хорошо» и «Ленин» стали настоящей летописью революционной России. В то же время, при всей убежденности и политической честности, Маяковский отличался некоторой нездоровой амбициозностью. Он пытался стать вождем революционной культуры, создав собственную организацию — Левый фронт искусств (ЛЕФ) — потом бросил', ее. Сказались все отрицательные черты манерничанья и эпатажности футуристов. Очевидно, эта амбициозность, не всегда объяснимый разлад с реальным миром, и стали одной из причин его трагического решения уйти из жизни. Маяковского ни в коем случае нельзя считать придворным поэтом, хотя несомненно его весьма лояльное отношение к властям. В конце жизни они держали его на некотором расстоянии, причем в поведении власть предержащих прослеживались элементы опалы. Так, Маяковскому не дали визу во Францию, а официальная пресса замолчала его выставку, посвященную 15-летию творческой деятельности. В любом случае, вне зависимости от идеологической конъюнктуры, Маяковский навсегда останется в памяти народа как действительно один из самых лучших и талантливейших русских поэтов.)
|