Раздел 2. Разрешается ли женщине посещать могилы постоянно и периодически
После прочтения прошлого раздела стало ясно, что женщинам разрешается посещать могилы, более того, это является желательным. Однако, это разрешение ограничивается тем, что эти посещения не должны носить постоянного, периодического характера. Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, постоянно посещающих могилы» (Хадис достоверный из-за подкрепляющих его цепочек; Тирмизи 1056; Ибн Маджа 1576, Ахмад 8449 и др.). Именно постоянным, периодическим посещением и занимаются женщины, посещающие Булгар, так как они отправляются туда не менее одного раза в год. Как же они хотят добиться довольства Аллаха, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял подобных женщин?!
Раздел 3. Выезд женщины в путь без близкого человека (махрам) Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом» (Хадис достоверный; Бухари 1862; Муслим 1341). Махрам женщины – это тот, кто не может жениться на ней никогда (как, например, ее отец, брат, сын и т.д.). Этот хадис явно указывает на запрет совершения женщиной поездки куда бы то ни было без махрама. В хадисе не пришло разделение на молодых и пожилых, далекого пути и близкого, поездки в Хадж или не в Хадж. Что же касается некоторых из хадисов, в которых, казалось бы, приходит внешнее ограничение запрета на путешествие длиной в один день, или длиной дня и ночи, то это не означает, что если путь будет менее одного дня длиной, то женщине разрешается выезжать в этот путь без махрама. Эти хадисы были лишь ответом на сложившиеся ситуации и вопросы. Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «Сказал ан-Науауи: «Женщине запрещено отправляться без махрама в любой путь, который можно назвать путем. Что же касается хадисов, в которых пришло ограничение запрета путем определенной длины, то это были ответы на сложившиеся ситуации, а не ограничения». [229] Поэтому большинство ученых, среди которых имам Абу Ханифа, Шафи’и и Ахмад, считали, что женщине запрещено выходить без махрама в любой путь, даже если это будет выезд для совершения добровольного Хаджа.[230] Как же после этого женщины, верующие в Аллаха и в Судный День, могут выезжать в Булгар без махрама, в то время как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит им: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом». Эти женщины своим действием как бы заявляют: «А мы все равно поедем!», даже если не говорят этого языком. Так как же они хотят, чтобы Всевышний Аллах остался доволен ими?!
|