Чтение Корана
Абу Хурайра[309]рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превращайте ваши дома в кладбища, поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читается сура «аль-Бакара» (Хадис достоверный; Муслим 780). Сказал Кады Абу Я’ля: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил дом, в котором не читается Коран с кладбищем, потому что Коран не читается на кладбище». [310] Исходя из этого хадиса, а также из того, что ни от кого из сподвижников и их последователей не было известно чтение Корана на могилах, большинство ученых (джумхур) не разрешали читать Коран на могилах. Это мнение принадлежит также имаму Абу Ханифе [311], Малику [312] и Ахмаду. Более того, от имама Ахмада передается, что он сказал: «Чтение Корана на могиле – нововведение (бид’а)». [313] Сказал Абу Хафс ибн Муслим аль-’Абкари: «Более десяти человек передают от имама Ахмада, что чтение в местах захоронений – нововведение (бид’а)» [314]. Сказал шейх уль-ислам Ибн Таймия: «Что же касается имама аш-Шафи’и, то от него в этом вопросе вообще ничего не пришло. Это потому что такого вообще не делали в его времена. И сказал имам Малик: «Я не знаю никого, кто бы делал такое». Из этого становится ясно, что ни сподвижники, ни их последователи такого не делали». [315] Что же касается хадисов о достоинстве чтения Корана в местах захоронений, то все они ложные. Али ибн Аби Талиб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто будет проходить мимо кладбища и прочитает суру «аль-Ихлас» одиннадцать (11) раз, а затем подарит награду от этого чтения умершим, тот получит награду в соответствии с количеством умерших» (Хадис выдуманный, ложный; Ибн аль-Джаузи в «аль-Мауду’ат» 3/239; см. «Ахкам уль-джанаиз» с. 245). Анас ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то войдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то похороненным на этом кладбище будет облегчено наказание в этот день, а ему запишется столько добрых деяний, сколько умерших захоронено на этом кладбище» (Хадис не имеет даже цепочки передатчиков и является ложным; см. «ад-Да’ифа» 3/397).
|