Студопедия — III. МИХАИЛ БАКУНИН И СЕРГЕЙ НЕЧАЕВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III. МИХАИЛ БАКУНИН И СЕРГЕЙ НЕЧАЕВ






 

Если Ленин свою теорию о грядущей русской рево­люции позаимствовал, главным образом, у Заичневского и Ткачева, то свой план организации строго централи­зованной партии и тактику партии он в значительной степени позаимствовал у Сергея Нечаева и отчасти у Бакунина.

Михаил Александрович Бакунин —сын тверского помещика родился в 1814 г., воспитывался в артиллерий­ском училище, произведен был в артиллерийские прапор­щики, но скоро вышел в отставку. В знаменитом москов­ском кружке Станкевича, в который входили Белинский, Грановский, Константин Аксаков, Бакунин познакомился с немецкой философией и в 1841 году уехал в Берлин для завершения своего философского образования. В Гер­мании он сошелся с немецкими радикалами. В 1843 году он уехал в Париж, затем в Швейцарию. В Париже он по­дружился с французскими и польскими революционера­ми и стал коммунистом (коммунистами тогда называли себя социалисты).

В своей речи 29 ноября 1847 года на международном банкете в Париже в годовщину польского восстания 1831 года, Бакунин сказал:

«Я знаю, в Европе вообще думают, что мы с нашим правительством составляем нераздельное целое, что мы чувствуем себя очень счастливыми, что система принуди­тельная внутри и наступательная вне, прекрасно выра­жают наш национальный дух. Все это неправда.

Нет, народ русский не чувствует себя счастливым!... Лишенные политических прав, мы не имеем даже той свободы натуральной, которой пользуются народы на­именее цивилизованные... Никакое свободное движение {73} нам не дозволено.

Нам почти запрещено жить, потому что всякая жизнь предполагает известную независимость, а мы только бездушные колеса в этой чудовищной маши­не притеснения и завоевания. Но предположите, что у машины есть душа, и, быть может, вы тогда составите себе понятие об огромности наших страданий».

За речь на польском банкете в Париже, Бакунин был выслан из Франции, куда вернулся после революции 1848 года. Оттуда Бакунин отправился в Германию, участво­вал на славянском съезде в Праге, затем руководил обо­роной Дрездена от прусских войск в мае 1849 года. Был там арестован и приговорен к смертной казни, но выдан был саксонским правительством Австрии, которая выдала его России. В Петербурге он был посажен в Петропавлов­скую крепость, где он просидел до 1857 года, а затем был сослан в Восточную Сибирь, откуда он через не­сколько лет бежал через Японию и Америку в Лондон, где его старые друзья Герцен и Огарев издавали «Ко­локол».

Герцен в своих знаменитых мемуарах «Былое и ду­мы» рассказывает, что как только Бакунин огляделся и учредился в Лондоне, то есть перезнакомился со всеми поляками и русскими, которые были налицо, он принялся за дело.

«К страсти проповедования, агитации, пожалуй, де­магогии, к беспрерывным усилиям учреждать, устраивать комплоты, переговоры, заводить сношения и придавать им огромное значение, — пишет Герцен, — у Бакунина прибавляется готовность первому иттина исполнение, готовность погибнуть, отвага принять все последствия».

Далее Герцен дает следующую замечательную харак­теристику Бакунина: «Это натура героическая, оставлен­ная историей не у дел. Он тратил свои силы иногда на вздор так, как лев тратит шаги в клетке, все думая, что выйдет из нее. Но он не ритор, боящийся исполнения своих слов или уклоняющийся от осуществления своих общих теорий».

{74} Теорий Бакунина Герцен, как известно, не разделял, что, однако, не мешало ему писать о нем: «Бакунин имел много недостатков, но недостатки его были мелки, а сильные качества крупны... В пятьдесят лет он был ре­шительно тот же кочующий студент с Маросейки, тот же бездомный богема, без заботы о завтрашнем дне, пренебрегая деньгами, бросая их, когда есть, занимая их без разбора направо и налево, когда их нет, с той простотой, с которой дети берут у родителей — без заботы об уплате, с той простотой, с которой он сам готов отдать всякому последние деньги, отделив от них, что следует на сигареты и чай. Его этот образ жизни не теснил; он родился быть великим бродягой, великим бездомником... В нем было что-то детское, беззлобное и простое, и это придавало ему необычайную прелесть и влекло к нему слабых и сильных, отталкивая одних чо­порных мещан».

По прибытии в Лондон Бакунин проповедовал ре­волюционный панславизмом выражал крайнюю ненависть к немцам, как к насадителям «казарменной культуры» в Европе.

В своей речи на «Конгрессе Лиги Мира и Свободы» в 1867 Бакунин сказал:

«Если мы в самом деле желаем мира между нациями, мы должны желать международной справедливости. Ста­ло быть каждый из нас должен возвыситься над узким мелким патриотизмом, для которого своя страна — центр мира, который свое величие полагает в том, чтобы быть страшным соседям. Мы должны поставить человеческую всемирную справедливость выше всех национальных ин­тересов.

Мы должны раз навсегда покинуть ложный прин­цип национальности, изобретенный в последнее время деспотиями Франции, России и Пруссии, для вернейшего подавления верховного принципа — свободы. Национальность не принцип; это законный факт, как индивидуаль­ность. Всякая национальность, большая или малая имеет несомненное право быть сама собой, жить по своей {75} собственной натуре. Это право есть лишь вывод из общего принципа свободы. Всякий, искренне желающий мира и международной справедливости, должен раз навсегда от­казаться от всего, что называется славой, могуществом, величием отечества, от всех экономических и тщеславных интересов национализма. Пора желать абсолютного цар­ства свободы внутренней и внешней».

Закончил он свою речь следующими словами: «Все­общий мир будет невозможен, пока существуют нынеш­ние централизованные государства. Мы должны, стало быть, желать их разложения, чтобы на развалинах этих единств, организованных сверху вниз деспотизмом и за­воеванием, могли развиться единства свободные, органи­зованные снизу вверх, свободной федерацией общин в провинцию, провинций в нацию, наций в Соединенные Штаты Европы».

Через год на «Конгрессе Лиги Мира и Свободы» в 1868 году Бакунин в своей речи сказал:

«Я желаю, чтобы Финляндия была свободна и имела полную возможность организоваться, как желает и со­единяться с кем захочет. Я говорю то же самое, совер­шенно искренне и относительно Балтийских провинций. Я прибавлю только маленькое замечание, которое мне кажется необходимым, потому что многие из немецких патриотов, республиканцев и социалистов имеют по-видимому две мерки, когда дело доходит до международ­ной справедливости — одну для них самих, а другую для всех остальных наций, так что нередко то, что им кажется справедливым и законным, когда оно касается герман­ской Империи, принимает в их же глазах вид отврати­тельного насилия, если совершается другой какой-нибудь державой».

Бакунин не раз высказывался за свободу Польши и даже, не ограничиваясь платоническим сочувствием по­лякам, сам принял участие в польском восстании 1863 го­да. Бакунин писал:

«Я требую только одного, чтобы всякому народу, {76} чтобы всякому племени, великому и малому, были вполне предоставлены возможность и право по воле, хочет он слиться с Россией или с Польшей, пусть сливается. Хочет быть самостоятельным членом польской или русской, или общеславянской федерации, пусть будет им. Наконец, хочет ли он вполне от всех отделиться и жить на осно­ваниях совсем отдельного государства, Бог с ним, пусть отделяется... Где народам жить привольнее,.туда они и пойдут».

Одно время Бакунин был другом Карла Маркса,нопотом сделался его резким противником. Он стал анар­хистом. Вступил в Международное товарищество рабо­чих (Интернационал) одним из основателей которого был Карл Маркс. Бакунин начал организовывать всюду свои анархические кружки с целью захвата руководства в Интернационале. Борьба между Марксом и Бакуниным закончилась исключением Бакунина из Интернационала в 1872 года.

Бакунин был первым революционером в Европе, ко­торый предостерегал против «диктатуры пролетариата», которую проповедовал Маркс и его последователи.

Вот что Бакунин об этом писал:

«Мнимое «народное государство» будет не что иное как деспотическое управление народных масс новой и немногочисленной аристократией действительных или мнимых ученых... опекунов и учителей, начальников ком­мунистической партии... Они сосредоточат бразды прав­ления в сильной руке... создадут единый Государствен­ный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже научное произ­водство, а массы, народ, они разделят на две армии: про­мышленную и землепашескую, под непосредственной ко­мандой государственных инженеров, которые составят новое привилегированное сословие».

Так, возражая Марксу, писал Бакунин о так назы­ваемой диктатуре пролетариата. На возражение марк­систов, что это руководящее меньшинство будет состоять {77} не из капиталистов и богатых землевладельцев, а из ра­бочих, Бакунин отвечал:

«Да, пожалуй, из бывших работников которые станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государ­ственной: будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом».

И дальше Бакунин писал:

«Марксисты утешают мыслью, что эта диктатура бу­дет временной и короткой... Мы отвечаем: никакая дик­татура не может иметь другой цели, кроме увековечения себя, и она способна породить, воспитать в народе, сно­сящем ее, только рабство: свобода может быть создана только свободой, то есть вольною организациею рабочих масс снизу вверх...».

«Революция — писал Бакунин — перестает быть ре­волюцией, когда она действует деспотически и когда вместо того, чтобы вызвать в массах свободу, вызывает... реакцию».

В сентябре 1870 года во время франко-прусской вой­ны Бакунин писал: «Я уверен, что поражение и подчине­ние Франции и торжество Германии, порабощенной прус­саками, отбросит Европу в мрак и нищету, в рабство минувших веков. Я до того убежден в этом, что мне пред­ставляется, как священная обязанность для всякого, кто любит свободу, кто желает торжества человечности над зверством какой бы национальности он ни был — англи­чанин, испанец, поляк, русский и даже немец — обязан­ность принять участие в демократической борьбе фран­цузского народа против вторжения немецкого деспотиз­ма».

Бакунин вначале оказывал энергичное содействие знаменитому русскому фанатику-революционеру Сергею Нечаеву, не брезгавшему никакими средствами для до­стижения своей цели.

 

***

 

Сергей Нечаев родился в 1847-ом году в селе Иванове, Владимирской губернии. Он был сыном крепостного {78} крестьянина, который потом стал мещанином-ремеслен­ником. Сначала он учился в сельской школе, а потом сдал экзамен на звание учителя и, по приезде в Петер­бург, поступил вольнослушателем в университет. Ему был 21 год, когда он вступил в нелегальный революционный кружок. Одним из членов этого кружка был Петр Тка­чев. В конце 60-х годов Нечаевым, Ткачевым и другими членами кружка была создана революционная организа­ция под названием: «Комитет русской революционной партии». В «Программе революционных действий», вы­пущенной этим «Комитетом», говорилось, что целью ор­ганизации является уничтожение существующего строя, как основанного на эксплуатации и угнетении. Экономи­ческий переворот невозможен без политического. Един­ственный выход — это политическая «революция и истребление гнезда существующей власти».

Полиции очень скоро стало известно о деятельности Нечаева, и во избежание ареста, Нечаев бежал за границу, предвари­тельно распространив слух, что он арестован и заключен в Петропавловскую крепость. А затем из за границы он написал товарищам, что ему при отправке из Петропав­ловской крепости в Сибирь удалось бежать. Этим он хотел, во-первых, поднять свой революционный престиж среди студентов, надеть на себя корону героя и мученика, а, во-вторых, вызвать этим возмущение против прави­тельства. Нечаев собирался вскоре вернуться в Россию и стать там лидером революционного движения. Попав в эмиграцию, Нечаев стал искать поддержку у эмигран­тов-революционеров, имена которых были широко из­вестны в России и любимы молодежью.

Особенно Нечаев надеялся на помощь Михаила Бакунина, и он не ошибся в своем расчете. Бакунин, которому тогда было уже 56 лет, принял 22-летнего Нечаева с распростертыми объя­тиями и сразу подружился с ним. С большим воодушев­лением Бакунин выслушал живой рассказ Нечаева об его аресте и побеге. И еще больше Бакунин воодуше­вился, когда Нечаев поведал ему тайну, что он стоит во {79} главе большой революционной организации, которая послала его заграницу заручиться моральной поддерж­кой эмигрантов-революционеров, и в особенности его, Бакунина, которого они считают своим учителем.

Вся эта умелая ложь произвела на Бакунина сильное впечатление, и он сразу оказал Нечаеву свою, «мораль­ную поддержку», выдав ему мандат от «Русского отдела Всемирного революционного Альянса», за номером 2771. На мандате была печать «Альянса» и подпись Бакунина. Так Нечаев, глава несуществующей революционной ор­ганизации в России, получил от Бакунина мандат быть представителем «Всемирного революционного Альянса» который также существовал только на бумаге. Бакунин помог Нечаеву достать средства для издания брошюры, помог ему в выработке «Программы революционных дей­ствий» и в составлении «Катехизиса революционера». Че­рез несколько месяцев Нечаев, снабженный мандатом, выданным ему Бакуниным, и «Катехизисом революцио­нера», вернулся в Россию. «Катехизис революционера» состоял из 26 параграфов.

Первый параграф гласил:

«Революционер — человек обреченный: у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, или даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единой мыcлью, единой страстью — революцией».

Параграф четвертый «Катехизиса революционера» гласил:

«Революционер презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ее побуждениях и прояв­лениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все то, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все то, что мешает ему».

Параграф седьмой гласил:

«Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторжен­ность и увлечение.

Она исключает даже личную ненависть {80} и мщение. Страсть революционера, став в нем обыден­ностью, ежеминутностью, должна соединиться с холод­ным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предпи­сывает ему общий интерес революции».

Параграф двадцать третий гласил:

«Под революцией народною товарищество разумеет не регламентированное движение по западному класси­ческому образцу — движение, которое, всегда останав­ливаясь с уважением перед собственностью и перед тра­дициями общественных порядков так называемой циви­лизации и нравственности, до сих пор ограничивалось везде низвержением одной политической формы для за­мещения ее другой и стремилось создать так называемое революционное государство. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государ­ственные традиции, порядки и классы в России».

По возвращении на родину Нечаев поселился в Мо­скве и сразу же приступил к осуществлению своего пла­на: создания строго централизованной тайной револю­ционной организации, построенной на принципе стро­жайшей дисциплины и возглавляемой всесильным Центральным Комитетом из нескольких лиц. Члены Централь­ного Комитета должны быть диктаторами организации и обладать абсолютной властью. А остальные члены органи­зации слепо исполняют все постановления Центрального Комитета. Вожди должны крепко держать в своих руках всех членов организации и не останавливаться ни перед чем для достижения своей цели.

В России Нечаев везде выдавал себя за агента все­сильного Центрального Комитета. На самом деле все­сильный Центральный Комитет — это был он сам, других лидеров в ЦК не было. Но ему удалось создать ряд ре­волюционных кружков, которые были всецело подчине­ны его диктатуре. И если кто-нибудь из членов кружка не хотел выполнять какое либо из его распоряжений, {81} Нечаев грозил ему, что выдаст его Третьему Отделению, то есть царской Охране, указав на него как на опасного революционера. Для Нечаева все средства были хороши.

Он пользовался ложью, мистификацией и не останавливался даже перед убийством. Когда один член кружка, студент Иванов, не захотел слепо подчиниться Нечаеву, Нечаев организовал его убийство. Это повело к раскры­тию организации. Сам Нечаев успел бежать за границу, но другие участники убийства Иванова были арестованы, судимы и приговорены к каторжным работам на разные сроки. (Как известно, революционная организация Не­чаева и убийство Иванова послужили Достоевскому сю­жетом для его романа «Бесы»).

На этот раз в кругах русской революционной эми­грации в Швейцарии отнеслись к Нечаеву с крайним не­доверием, а когда стало известно об убийстве им Ивано­ва, то его прямо обвинили в провокации. В конце концов, и Бакунин порвал с ним.

Нечаев вскоре был арестован в Цюрихе и выдан швей­царским правительством русскому правительству с тем, чтобы его судили только как уголовного преступника (за убийство Иванова). В 1873 году Московский окружной суд приговорил Нечаева к 20 годам каторжных работ. Нечаев был посажен в Алексеевский равелин Петропав­ловской крепости, где умер около 1882 года.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия