Студопедия — Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ






(1829-1889)

 

I

 

29-го октября 1969 г. исполнилось восемьдесят лет со дня смерти знаменитого русского ученого экономиста, публициста и литературного критика Николая Гаврило­вича Чернышевского. Карл Маркс, который не был щедр на похвалы, печатно назвал Чернышевского «великим рус­ским ученым и критиком». А знаменитому русскому ре­волюционеру-народнику Герману Лопатину Маркс не раз говорил, что «из всех современных экономистов Черны­шевский представляет единственного оригинального мы­слителя, между тем как остальные суть только простые компиляторы».

Чернышевский родился 24 июня 1828 г. в Саратове, где отец его был священником. Он учился сначала в та­мошней духовной семинарии, потом поступил в Петер­бургский университет, который окончил в 1850 г.

Чернышевский был с ранней юности и до конца жиз­ни революционером и социалистом. Еще юношей, в 1848 г., он писал в своем «Дневнике»:

«В сущности я нисколько не подорожу жизнью для торжества своих убеждений, для торжества свободы, ра­венства, братства, уничтожения нищенства и порока, если я только буду убежден, что мои убеждения справедливы и восторжествуют, и если уверен буду, что восторже­ствуют они, даже не пожалею, что не увижу дня тор­жества их».

Тогда же он писал в своем «Дневнике»: — «Истори­ческое значение каждого русского великого человека из­меряется его заслугами родине, его человеческое досто­инство — силой его патриотизма».

{16} Далее Чернышевский объяснял, в чем, по его мнению, заключается истинный патриотизм. Он писал: — «Неуже­ли наше призвание ограничивается тем, что мы имеем миллион пятьсот тысяч войска и можем, как гунны, как монголы, завоевать Европу, если захотим?... Таково ли наше назначение? Быть всемогущими в политическом и военном отношении и ничтожными по другим высшим элементам жизни народной? В таком случае лучше вовсе не родиться, чем родиться гунном, Аттилою, Чингисханом, Тамерланом или одним из их воинов и подданных».

Чернышевский был убежденным противником как расового, так и национального гнета. Еще юношей он по поводу подавления венгерского восстания русскими вой­сками Николая I, писал в своем «Дневнике» 17-го июля 1848 года: — «Я друг венгров, желаю поражения там рус­ских и для этого готов был бы самим собой пожертво­вать».

В 1850 г., по окончании университета, он вернулся в Саратов, где был преподавателем в гимназии. В 1853 г. он переехал в Петербург. Сначала он и там занимался педагогической деятельностью, но вскоре всецело по­святил себя литературному труду. Писал вначале в жур­нале «Отечественные записки», а потом стал писать ис­ключительно для журнала Некрасова «Современник». Благодаря ему и привлеченному им Добролюбову, «Со­временник» скоро приобрел огромное влияние. «Совре­менник» был самым популярным журналом в русском об­разованном обществе того времени. В 1861 г. тираж его дошел до 7.125 экземпляров, что было для той эпохи самым большим тиражом. Каждый экземпляр «Современ­ника» читался коллективно, таким образом действитель­ное число читателей журнала во много раз превышало его тираж.

Чернышевский был одним из образованнейших лю­дей в России. Он знал 16 иностранных языков. Из 225 юношеских рукописей Чернышевского было написано: на немецком языке 12 работ, французском — 4, {17} латинском— 62, греческом — 12, арабском —3, персидском — 5, татарском — 10, древнееврейском — 3. Некоторые из этих рукописей переведены на русский язык. За сравни­тельно небольшой период (1855-1862) из-под его пера вышло свыше 250 работ, посвященных вопросам внутрен­ней и международной политики, философии, истории, политической экономии, теории и истории литературы.

Верховной ценностью мира Чернышевский, как и Гер­цен признавал человеческую личность; возможно полная свобода развития человеческой индивидуальности была, в их глазах, конечной целью общественного союза; если они были социалистами, то именно потому, что только социализм мог в их глазах обеспечить человечеству сво­боду.

II

 

Чернышевский был убежден в неизбежности кре­стьянской революции в России, и в этом он расходился не только с тогдашними либералами, но также с Герце­ном. В 50-х годах Герцен верил в возможность мирного разрешения вопроса об отмене крепостной зависимости. Герцен в своем лондонском журнале «Колокол» взял русских либералов под свою защиту от критики «Современ­ника» и в оскорбительной форме отзывался о Чернышев­ском и Добролюбове. По настоянию Некрасова Черны­шевский поехал в Лондон объясниться с Герценом. Во время встречи с Герценом, состоявшейся 25 июня 1859 г., Чернышевский вел разговоры по принципиальным ко­ренным вопросам, связанным с практической подготов­кой крестьянской революции. В мемуарах современников сохранились отзывы Герцена и Чернышевского друг о друге, вызванные их встречей. «Какой умница, какой умница... и как отстал», — сказал Чернышевский о Гер­цене. «Ведь он до сих пор думает, что продолжает остро­умничать в московских салонах и препирается с Хомяко­вым. А время идет теперь с страшной быстротой: один {18} месяц стоит прежних десяти лет.

Присмотришься — у него все еще в нутре московский барин сидит».

«Удивительно умный человек, — заметил в свою очередь Герцен, — и тем более при таком уме показа­тельно его самомнение. Ведь он уверен, что «Современ­ник» представляет из себя пуп России. Нас грешных они совсем похоронили. Ну, только, кажется, уж очень они торопятся с нашей отходной — мы еще поживем».

Когда в 1861-1862 гг. начались крестьянские восста­ния, Чернышевский увлекся и написал прокламацию «К барским крестьянам», но прежде чем она была напечата­на, провокатор, который видел ее, выдал Чернышевского. Ненавидевшее его правительство, боявшееся его револю­ционного влияния на молодежь, воспользовалось доно­сом, арестовало его, и после того, как он просидел два года в Петропавловской крепости, он был присужден к семи годам каторги и по истеченииэтого срока — на вечное поселение в Сибирь.

19-го мая 1864 г. в «Петербургских ведомостях» было опубликовано объявление об исполнении приговора над Чернышевским. В этот день на Мытинской площади в Петербурге над Чернышевским был совершен обряд гражданской казни. Жандармский полковник Дурново в донесении от 19-го мая 1864 г. сообщил шефу жандармов Долгорукову: «По приказанию вашего сиятельства сего числа в 61/2 утра прибыл я на Мытинскую площадь, где в 8 часов должен быть объявлен публичный приговор го­сударственному преступнику Чернышевскому. На площа­ди я нашел, несмотря на раннее время и ненастную пого­ду, около 200 человек, ко времени же объявления приго­вора собралось от 2 до 21/2 тысяч человек.

В числе при­сутствующих были литераторы и сотрудники журналов, много студентов Медико-хирургической академии, три воспитанника училища правоведения, до 20 человек во­спитанников корпуса путей сообщения, несколько офи­церов пехотных гвардейских полков и офицеров армей­ских и стрелковых батальонов. Перед приводом {19} Чернышевского, находящийся в числе зрителей, г. Якушкин изъявил желание проститься с преступником, и когда к нему подошел полицмейстер полковник Ваннаш и спро­сил, он ли желает проститься,

г. Якушкин сказал, что же­лает не он один, а желают все». (M. H. Чернышевская. Летопись жизни и деятельности H. Г. Чернышевского. Москва, стр. 331).

На другой день, 20-го мая 1864 г. в 10 часов утра за­кованного в цепи Чернышевского из каземата Петропав­ловской крепости отправили по этапу в Сибирь на ка­торгу.

Почти 21 год Чернышевский томился в крепости, на каторге и в Сибирской ссылке, но ничто не могло сломить его железной воли. Еще сидя в Петропавловской крепости и зная, что его впереди ожидают тягчайшие испытания, он писал жене:

«Скажу тебе одно — наша с тобой жизнь принадле­жит истории; пройдут сотни лет, а наши имена все еще будут милы людям и будут вспоминать о нас с благодар­ностью, когда уже забудут почти всех, кто жил в одно время с нами. Так надобно же нам не уронить себя со стороны бодрости характера перед людьми, которые бу­дут изучать нашу жизнь».

III

 

Трагическая судьба Чернышевского не переставала волновать Герцена. Он проклинал палачей Чернышевско­го, которого называл «великим борцом за свободу рус­ского народа и одним из самых замечательных русских публицистов».

В своих «Письмах к противнику» Герцен в конце 1864 г. писал в «Колоколе»: «Что, Чернышевский отрексяотсвоих убеждений? Нет, он ушел на каторгу с святой не­раскаянностью». А через два года в конце 1866 г., Гер­цен в статье «Порядок торжествует» писал в «Колоколе»:

«Первые представители социальных идей в Петер­бурге были Петрашевцы. Их даже судили как {20} «Фурьеристов». За ними является сильная личность Чернышевского. Он не принадлежал исключительно ни к одной социаль­ной доктрине, но имел глубокий социальный смысл и глубокую критику современно существующих порядков. Стоя один, выше всех головой, середь петербургского бро­жения вопросов и сил, середь застарелых пороков и на­чинающихся угрызений совести, середь молодого желания иначе жить, вырваться из обычной грязи и неправды, Чернышевский решился схватиться за руль, пытаясь ука­зать жаждавшим и стремившимся — что им делать. Его среда была городская, университетская, среди развитой скорби, сознательного недовольства и негодованья; она состояла исключительно из работников умственного дви­жения, из пролетариата интеллигенции, из «способно­стей». Чернышевский, Михайлов и их друзья, первые в России звали не только труженика, съедаемого капиталом, но и труженицу, съедаемую семьей, к иной жизни. Они звали женщину к освобождению работой от вечной опе­ки, от унизительного несовершеннолетия, от жизни на содержании — ив этом одна из величайших заслуг их.

Пропаганда Чернышевского была ответом на насто­ящие страдания, слово утешения и надежды гибнувшим в суровых тисках жизни. Она им указывала выход. Она дала тон литературе и провела черту между в самом деле юной Россией — и прикидывавшеюся такою Россией, не­много либеральной, слегка бюрократической и слегка крепостнической. Идеалы ее были в совокупном труде, в устройстве мастерской, а не в тощей палате, в которой бы Собакевичи и Ноздревы разыгрывали «дворян в ме­щанстве» — и помещиков в оппозиции.

Огромный успех социальных учений между молодым поколением, школа вызванная ими, нашедшая себе не только литературные отголоски и органы, но начала прак­тического приложения и исполнения — имеют истори­ческое значение».

Чернышевский был не только замечательный публи­цист, но и выдающийся литературный критик. Он раньше {21} других заявил о мировом значении русской литературы. «Каково бы ни было достоинство произведений Пушкина, Грибоедова, Лермонтова и современных нам писателей, писал он еще в начале 50-х гг., — но они еще милее для нас, как залог будущих торжеств нашего народа на по­прище искусства, просвещения и гуманности». (Собр. соч. т. 1, стр. 3191).

Чернышевский высоко ценил талант Тургенева. Он первый раскрыл в творчестве Л. Н. Тол­стого его «глубокий реализм, умение отразить всю пол­ноту человеческих переживаний». Именно Чернышевский первый предсказал блестящее литературное будущее Толстому.

 

Один из товарищей детства и отрочества Александра II — известный писатель А. К. Толстой — зимой 1864-1865 г. во время охоты, стоя рядом с царем, решил во­спользоваться случаем и замолвить слово за осужденно­го Чернышевского, которого он знал лично. На вопрос Александра II, что делается в литературе и не написал ли он, Толстой, что-либо новое, писатель ответил: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осу­ждения Чернышевского»...

Александр II не дал ему кончить фразу: «Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминать мне о Чернышевском», — проговорил он недовольно и затем, отвернувшись в сторону, дал понять, что беседа кончена.

2 декабря 1871 г. начальство каторжной тюрьмы в которой содержался Чернышевский получило следующее предписание:

«Важность преступлений, совершенных Чернышев­ским, и значение которым пользуется он в среде сочув­ствующих ему поклонников, вызывают со стороны пра­вительства особые меры для отстранения ему возможно­сти побега и отклонения его вредного влияния на обще­ство. В этих видах, для поселения Чернышевского, по случаю окончания определенного ему срока каторжных работ, назначается отдаленное и уединенное место Якут­ской области, именно город Вилюйск, в котором {22} Чернышевский должен помещаться в том здании, где раньше его помещались важные преступники».

В казенной повозке, под конвоем двух жандармов и офицера, Чернышевский в сибирский лютый мороз, доходивший до 50 градусов, был отправлен в Вилюйск. Он проехал раньше больше 1.000 верст до Иркутска и затем 710 верст от Иркутска до Вилюйска. Путь лежал по мерзлым, занесенным снежными сугробами сибирским дорогам. На остановках у нищего якутского населения нельзя было достать даже корки хлеба. Чернышевский прибыл в Вилюйск в январе 1872 г. и был помещен в лучшем здании города — в тюрьме. Тюрьма в то время пустовала — ни одна душа не вышла ему навстречу. Сам он в письмах к родным писал: «Что такое Вилюйск? Это город только по названию. В действительности это даже не село, даже не деревня — это нечто такое пустынное и мелкое, чему подобного в России нет».

В этой пустыне Вилюйск, по словам Чернышевского, представлялся настоящим оазисом. Этот «оазис» был со­вершенно отрезан от всего культурного мира. Почта при­ходила туда раз в два месяца. Ближайший рынок — Якутск — находился в 710 верстах оттуда, и товары при­возились только раз в год. Достать стакан или тарелку или кусок мыла было нельзя. Условия питания были са­мые тяжелые. Мясом запасались там раз в год. Чтобы не заболеть, Чернышевский совершенно отказался от тако­го «свежего» мяса и питался исключительно хлебом, ка­шей и чаем. Ближайшего доктора можно было найти только — в Якутске. Климат в этих местах сносен только при самых жестоких морозах. В остальное время воздух пропитан болотными испарениями, гибельными для не­привычных людей.

Поселившись в «лучшем доме» Вилюйска, Чернышев­ский перестал ждать смягчения своей участи. Он пришел к заключению, что правительство решило похоронить его заживо, отрезать от всего культурного мира. Всю {23} свою энергию мысли и напряжение воли он сосредото­чил на одной цели: сохранить свое духовное «я» и не дать ему погибнуть в глухой сибирской тайге. Может быть, голос его когда-нибудь еще зазвучит, и поэтому надо во что бы то ни стало сохранить себя для того вре­мени. Он зарылся в книги и продолжал по целым ночам писать. Утром рвал все написанное на мелкие клочки, ибо он вечно боялся обыска и не хотел, чтобы какой-нибудь жандарм рылся в его бумагах. Надеяться на то, что написанное когда-нибудь увидит свет, он не мог. Цензура строго запретила русской печати даже упоми­нать его имя. Днем и ночью два стражника охраняли его дом.

Летом 1874 г. правительство попыталось склонить Чернышевского, чтобы он подал царю просьбу о помило­вании. Генерал-губернатор Восточной Сибири направил в Вилюйск (место ссылки Чернышевского) своего адъю­танта полковника Винникова для переговоров с Черны­шевским. Винников явился к Чернышевскому в остроги,поздоровавшись с ним, передал ему предложение подать царю прошение о помиловании. Чернышевский сказал:

«В чем же я должен просить помилования?... Мне кажет­ся, что я сослан только потому, что моя голова и голова шефа жандармов Шувалова устроены на разный манер, а об этом разве можно просить помилования?»

Лишь в 1883 г. царь Александр III разрешил Черны­шевскому вернуться из Сибири и поселиться под строгим надзором полиции сначала в Астрахани, а потом в его родном Саратове.

IV

 

Влияние Чернышевского на современников было гро­мадно. «Имя Чернышевского, — писал знаменитый исто­рик Н. И. Костомаров, — продолжало служить знаменем развивавшейся в России революционной пропаганды.

{24} Никто в России не имел такого огромного влияния в об­ласти революционных идей на молодежь, как Чернышев­ский».

Коммунистические историки объявили Чернышев­ского «предшественником Ленина и русских большеви­ков», но это явная неправда. Чернышевский, действитель­но, относился с презрением к либералам. Это презрение вызывалось у него тем, что тогдашние либералы не по­нимали или не хотели понять, что все на свете требует силы для своего осуществления. «Дурное и хорошее, пи­сал он, одинаково ничтожно, когда бессильно». Он едко смеялся над прусскими либералами, наивно ожидавшими, что желательные для них конституционные гарантии упа­дут с неба. Но либералы 50-х годов прошлого столетия не были похожи на русских либералов 20-го столетия, членов «Союза Освобождения» и Конституционно-Демо­кратической партии, против которых воевал Ленин.

Чернышевский говорил о себе, что он не принадле­жит к числу людей, готовых жертвовать нынешними ин­тересами народа ради будущих его интересов. «Выше человеческой личности, — писал Чернышевский, — мы не принимаем на земле ничего». В своей статье «Капитал и труд» Чернышевский изложил план известного фран­цузского социалиста Луи Блана, и главной особенностью этого плана было, в изложении Чернышевского, то что его осуществление не стеснило бы ничьей свободы. «Кто чем хочет, тот тем и занимается», «живи, где хочешь, жи­ви, как хочешь». В статье «Капитал и труд» Чернышев­ский называет план Луи Блана его собственным планом.

Чернышевский был решительным сторонником пол­ного народовластия и раскрепощения всех угнетенных национальностей и их национального самоуправления. Чернышевский был противником национальной ограни­ченности. Он не отрывал интересов России от общечело­веческих и был решительным врагом всякого шовинизма. Он писал:

«Народность развивается соразмерно {25} общечеловечности: только образование дает индивидуальности содер­жание и простор. Варвары все сходны между собой, каж­дая из высокообразованных наций отличается от других резко обрисованной индивидуальностью. Поэтому, забо­тясь о развитии общечеловеческих начал, мы в то же время содействуем развитию своих собственных качеств, хотя бы вовсе о том не заботились». (Н. Г. Чернышев­ский. Собр. сочинений. Том 1, стр. 180).

В другой статье он писал: — «Не люблю я тех господ, которые говорят свобода, свобода и эту свободу огра­ничивают тем, что сказали это слово, да написали его в законах и не вводят в жизнь, что уничтожают законы, говорящие о неравенстве, а не уничтожают порядка, при котором девять десятых народа рабы и пролетарии». (Там же, стр. 110).

Чернышевский был решительным врагом кнута и принуждения в экономической области. Он проповедо­вал образование производительных товариществ на до­бровольных началах. «Без добровольного согласия чело­века, — писал он, — ничто действительно полезное не может быть сделано для него». В одном из его романов один из его любимых героев говорит: «Без свободы счастье невозможно». А в одной из его статей, написан­ных им в 1879 г., Чернышевский писал:

«Мне всегда было тошно читать рассуждения о 'гнусности буржуазии' и обо всем тому подобном; тош­но, потому что эти рассуждения, хоть и внушаемые 'лю­бовью к народу', вредят народу, возбуждая вражду его друзей против сословия, интересы которого, хотя и мо­гут часто сталкиваться с интересами его (как сталкива­ются очень часто интересы каждой группы самих про­столюдинов с интересами всей остальной массы просто­людинов), но в сущности одинаковы с теми условиями национальной жизни, какие необходимы для блага наро­да, потому в сущности тождественны с интересами на­рода». (Однотомник Н. Г. Чернышевского: Избранные статьи. Москва, 1950, стр. 787).

{26} Известно, что Чернышевскийписал романы, которые, хотя и не блещут особыми художественными достоин­ствами, но ни кто иной, как Лев Толстой в письме от 26 сентября 1903 г. о романе Чернышевского «Что делать?» писал:

«Эта книга — проявление силы и величия души, сме­лый опыт, в котором гармонически соединилось чувство и истинное искусство. Не могу выразить вам того восхи­щения, которое эта книга вызывает во мне». (Сборник «Литературное наследство» № 31-32. Москва, 1937 г. стр. 1011).

Выдающийся русский философ Николай Бердяев, в книге «Русская идея», так пишет о романе Чернышевского «Что делать?»:

«Роман Чернышевского замечателен и имел огромное значение. Это значение было, главным образом, мораль­ное. Это была проповедь новой морали. Роман был окле­ветан представителями правого лагеря, — начали кри­чать о его безнравственности те, кому это менее всего бы­ло к лицу. В действительности мораль «Что делать?» очень высокая.

Бухарев, один из самых замечательных русских богословов, признавал «Что делать?» христиан­ской по духу книгой. Прежде всего, это книга аскети­ческая, в ней есть тот аскетический элемент, которым была проникнута русская революционная интеллигенция.

Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы пригото­вить себя к перенесению пытки, он готов во всем себе отказывать. Мораль «Что делать?» должна быть признана очень чистой. Проповедь свободы любви есть проповедь искренности чувства и ценности любви, как единственного оправдания отношений между мужчиной и женщиной. Чернышевский восстает против всякого социального на­силия над человеческими чувствами, он движется лю­бовью к свободе, уважением к свободе и искренности чувства....Чернышевский имел самую жалкую филосо­фию, которой была заполнена поверхность его созна­ния.Но глубина его нравственной природы внушала ему {27} очень верные и чистые жизненные оценки. В нем была большая человечность, он боролся за освобождение че­ловека. Он боролся за человека против власти общества над человеческими чувствами».

В сентябре 1884 г., через несколько месяцев после проезда Чернышевского из Вилюйска в Россию, моло­дому тогда писателю Владимиру Короленко пришлось провести несколько часов на пустом острове Лены. Ему пришлось разговориться с местными ямщиками. Эти лю­ди, которые, как все люди, все ждут чего то и на что то надеются, везли Чернышевского, когда его отправляли в Вилюйск. Они заметили тогда, что этого арестанта провожали с особенным вниманием, и долго в юртах этих мужиков толковали о «важном генерале», попавшем в опалу. Затем его через 12 лет повезли обратно и опять с необычайными предосторожностями. И вот теперь, рас­сказывая Короленко о своем житье-бытье, один из ям­щиков задумчиво сказал:

— Вот разве от Чернышевского не будет ли нам чего?

— Что такое? От какого Чернышевского? — удивил­ся Короленко.

И ямщик рассказал Короленко следующее:

«Чернышевский был у покойного царя (Александра II) важный генерал и самый первейший сенатор. Вот од­нажды созвал государь всех сенаторов и говорит: «слы­шу я — плохо в моем государстве: людишки больно жа­луются. Что скажете, как сделать лучше?» Ну, сенаторы — один одно, другой другое... Известно уже, как всегда заведено. А Чернышевский молчит. Вот, когда все ска­зали свое, царь говорит: — «Что же ты молчишь, мой сенатор Чернышевский? Говори и ты». — Всё хорошо твои сенаторы говорят, отвечает Чернышевский, и хитро, да все вишь не то. А дело то, батюшка-государь, просто. Посмотри на нас: сколько на нас золота и серебра на­вешано, а много ли работаем? Да, пожалуй, что меньше всех! А которые у тебя больше всех в государстве {28} работают — те вовсе, почитай, без рубах. И всё идет навы­ворот.

А надо вот как: нам бы поменьше маленько бо­гатства, а работы бы прибавить, а прочему народу уба­вить тягостей. — Вот услышали это сенаторы и осерди­лись. Самый старший из них и говорит: «Это знать по­следние времена настают, что волк волка съесть хочет». Да один за одним и ушли. И сидит за столом царь да Чер­нышевский один. Вот царь и говорит: «Ну, брат, Черны­шевский, люблю я тебя, а делать нечего, надо тебя в дальние края сослать, потому с тобой с одним мне делами не управиться». Заплакал да и отправил Чернышевского в самое гиблое место, на Вилюй. А в Петербурге осталось у Чернышевского 7 сыновей и все выросли, обучились и все стали генералы.

И вот пришли они к новому царю и говорят: «Вели, государь, вернуть нашего родителя, потому его и отец твой любил. Да теперь он уже и не один будет — мы все с ним семь генералов». Царь и вер­нул его в Россию, теперь, чай, будет спрашивать, как в Сибири, в отдаленных местах, народ живет? Он и расскажет. Привез я его в лодке на станок, да как жандармы то сошли на берег, я поклонился ему в пояс и говорю:

«Николай Гаврилович, видел наше житьишко?» — Видел, — говорит. — «Ну, видел, так и слава те Господи». Так закончил ямщик свой рассказ в полной уверенности, что в ответе Чернышевского заключался залог лучшего бу­дущего для них. Конечно, Чернышевский не был сена­тором и у него не было сыновей генералов. Но он гово­рил русскому читателю и правительству именно то, что приводится в легенде. Нам нужно работать больше на пользу народа, а народу нужно облегченье.Он твердой рукой разрушал шлюзы, из-за которых в русское обще­ство хлынул поток освободительных идей.

Когда через несколько лет Короленко рассказал эту легенду Чернышевскому, он с добродушной иронией по­качал головой и сказал:

«А-а. Похоже на правду, именно похоже! Умные пар­ни эти ямщики!»

{29} Чернышевский умер в Саратове 29-го октября 1889 г. Имя Н. Г. Чернышевского навсегда занесено в число тех, которые всю свою жизнь посвятили борьбе за права и счастье народа и принесли мировую славу великой русской культуре.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия