Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕТР ЛАВРОВ





(1823-1900)

 

«Средством для распространения истины не может быть ложь: средством для реализации справедливости не может быть ни эксплуатация, ни авторитарное господство личности... Люди, утверждающие, что цель оправ­дывает средства, должны были всегда сознавать: кроме тех средств, которые подрывают самую цель».

Это слова знаменитого русского мыслителя-социали­ста Петра Лавровича Лаврова, который родился 14 июня 1823 года в селе Мелехове, Псковской губернии. Отец его был русский дворянин, полковник в отставке, мать — дочь обрусевшего шведа. Петр Лаврович очень рано развился. К четырнадцати годам, когда отец определил его в артиллерийское училище, он знал уже три евро­пейских языка, читал в подлиннике произведения луч­ших представителей всемирной литературы. Одновремен­но он усердно занимался историей и математикой и пи­сал стихи.

Еще в артиллерийской школе Лавров проникся эн­тузиазмом к идеям свободы и прогресса, а молодым офи­цером он познакомился с сочинениями великих француз­ских и английских социалистов первой половины 19 века. По окончании школы в 1842 году, он был приглашен гуда же преподавателем высшей математики, которую преподавал потом и в других высших военных школах. В середине пятидесятых годов началась его учено-лите­ратурная деятельность. Полковник артиллерии, профес­сор математики, историк культуры, стремившийся всю {30} жизнь к научной работе, стал, «неисповедимыми судьба­ми русского интеллигента» одним из виднейших револю­ционеров, одним из теоретиков «русского социализма», иначе говоря, русского народничества». В 1862 году он вступил в тайное революционное общество «Земля и Во­ля», с которым был тесно связан Чернышевский. После покушения Дмитрия Каракозова на АлександраII, Лав­ров был арестован и сослан в Вологодскую губернию за свои «вредные идеи».

В ссылке Петр Лаврович усиленно занимался литературной деятельностью. Там он написал свои знаменитые «Исторические письма», которые печатались в журнале «Неделя», а потом вышли отдельной книгой. Статьи и книга имели огромный успех.

В «Исторических письмах» Лавров в основусвоегоидеала кладет всестороннее развитие человеческой лич­ности. Это цель. Общественная солидарность — лишь средство для развития личности. Он пишет:

«Развитие личности в физическом, умственном и нрав­ственном отношени, воплощенное в общественных фор­мах истины и справедливости, вот краткая формула, об­нимающая, как мне кажется, все, что можно считать про­грессом».

Развивая это положение и изучая отношение лич­ности к обществу, Лавров приходит к выводу, что нель­зя ни личность подчинять обществу, ни общество лич­ности. Поэтому он отрицает крайний индивидуализм и крайнюю общественность:

«И то, и другое есть призрак... Общество вне лично­стей не заключает ничего реального (действительного). Ясно понятые интересы личности требуют, чтобы она стремилась к осуществлению общих интересов; обще­ственные цели могут быть достигнуты исключительно в личностях. Поэтому истинная общественная теория тре­бует не подчинения общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слития обще­ственных и частных интересов. Личность должна развить в себе понимание общественных интересов, которые суть {31} и ее интересы; она должна направлять свою деятельность на внесение истины и справедливости в общественные формы, потому что это есть не какое-либо отвлеченное стремление, а самый близкий эгоистический ее интерес. Индивидуализм на этой ступени становится осуществле­нием общего блага помощью личных стремлений, но об­щее благо и не может иначе осуществиться. Обществен­ность становится реализированным (осуществлением) личных целей в общественной жизни, но они и не могут быть реализированы в какой-либо другой среде».

Знаменитое «движение в народ» в 1871 годуначалось под самым непосредственным влиянием «Исторических писем». Появление их в 1870 году отдельным изданием было событием для русской молодежи, и знаменовало собой новую эру в жизни русской интеллигенции.

«Надо было жить в 70-ые годы, в эпоху движения в народ, — пишет Н. С. Русанов, — чтобы видеть вокруг себя и чувствовать на самом себе удивительное влияние, произведенное «Историческими письмами»! Многие из нас, юноши в то время, а другие просто мальчики — не расставались с небольшой, истрепанной, нечитанной, ис­тертой в конец книжкой. Она лежала у нас под изго­ловьем. И на нее падали при чтении ночью наши горячие слезы идейного энтузиазма, охватившего нас безмерной жаждой жить для благородных идей и умереть за них... К черту и «разумный эгоизм», и «мыслящий реализм», и к черту всех этих лягушек и прочие предметы наук, ко­торые заставили нас забывать о народе! Отныне наша жизнь должна всецело принадлежать массам». (Н. Русанов — «Социалисты Запада и России», Спб. 1909 г., стр. 227 и 228).

В начале 1870 года Лавров бежал из ссылки и в марте 1870 года очутился в Париже. «Вывез» его из ссылки и благополучно доставил в Петербург знаменитый рево­люционер Герман Александрович Лопатин. В Париж Лав­ров приехал по приглашению Герцена, но уже не застал его в живых (Герцен скончался 21 января 1870 г.).

{32} По словам Лопатина, который потом был очень бли­зок к Лаврову и в течение ряда лет чуть ли не ежеднев­но бывал у него в Париже, Лавров быстро познакомился со знаменитыми французскими учеными и с руководи­телями рабочего и социалистического движения. Внача­ле Лавров надеялся на скорое наступление в России луч­ших времен и на возможность возвращения на родину. Поэтому он рассчитывал «служить делу прогресса в наи­более свойственной ему сфере, путем литературной про­паганды в легальной русской печати наиболее прогрес­сивных идей из области философии, религии, науки, ис­кусства и политических учений». Практическое участие в политике он считал несвойственным для себя делом и всячески отстранялся от него. И только когда он убедил­ся, что его надежды на возвращение в Россию тщетны, и когда внезапная смерть его второй жены, А. П. Чаплицкой, опустошила его личную жизнь, он решил за­няться антиправительственной пропагандой за границей и для этого вступил в сношения с кружком молодых рус­ских революционеров, наиболее близких ему по своим взглядам. Он также стал членом Интернационала.

В начале мая 1871 года, по поручению руководителей Парижской Коммуны, Лавров поехал в Лондон, позна­комился там с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и потом подружился с ними. С 1873 по 1876 год Лавров издавал сначала в Цюрихе, а потом в Лондоне револю­ционный социалистический журнал «Вперед». В статье «Наша программа», опубликованной в первом номере журнала, Лавров писал:

«Перестройка русского общества должна быть совер­шена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа. Современный русский деятель должен оставить за собой устарелое мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшой группой более развитого мень­шинства, что революционеры-социалисты, свергнув удач­ным порывом центральное правительство, могут стать на {33} его место и ввести... новый строй, облагодетельствовав им неподготовленную массу. Мы не хотим насильственной власти, какой бы ни был источник новой власти».

Как и Герцен, Лавров был ярым противником всякой диктатуры. В 1874 году он писал в журнале «Вперед»:

«История доказала и психология убеждает нас, что всякая неограниченная власть, всякая диктатура партии, самых лучших людей, и что даже гениальные люди, ду­мая облагодетельствовать народы декретами, не могли этого сделать. Всякая диктатура должна окружить себя принудительной силой, слепо повинующимися орудиями. Всякой диктатуре приходилось насильно давить не толь­ко реакционеров, но и людей, просто несогласных с ее способами действия. Всякой захваченной диктатуре при­шлось истратить больше времени, усилий, энергии на борьбу за власть с ее соперниками, чем на осуществление своей программы с помощью этой власти.

О сложении же диктатуры, захваченной власти какой-либо партией, то есть о том, что диктатура послу­жит лишь «исходным пунктом революции», можно меч­тать лишь до захвата. В борьбе партии за власть, в вол­нении явных и тайных интриг каждая минута вызывает необходимость сохранить власть, вызывает новую невоз­можность оставить ее. Диктатуру вырывает из рук дикта­торов только новая революция... Неужели мало доказала история бессилие декретов, мероприятий, распоряжений для облагодетельствования масс?... Истина и солидар­ность нового социального строя не может быть основана на лжи и лицемерии, на эксплуатации одних людей дру­гими, на игре принципами, которые должны лечь в осно­ву нового строя, на овечьем подчинении кружков несколь­ким предводителям».

«Немногие диктаторы, поставленные случайно у конца государственного рычага, навязывающие механичес­кой силой свои личные фантазии несочувствующему, непонимающему и инертному большинству, суть отврати­тельные представители принудительной {34} государственности и могут сделать зло, как бы, впрочем, ни были направ­лены к общему благу их намерения».

Журнал «Вперед» имел большое влияние на широкие круги русской интеллигенции, особенно на учащуюся мо­лодежь.

Иван Сергеевич Тургенев писал Лаврову:

«Программу Вашу я прочел два раза со всем подо­бающим вниманием; со всеми главными положениями я согласен». (А. Островский. Тургенев в Записках Современ­ников. Издательство писателей в Ленинграде, 1929 г., стр. 266).

Тургенев субсидировал этот журнал. Сначала он да­вал тысячу франков в год, а потом пятьсот. По словам Германа Лопатина, который встречался в Париже с Тур­геневым, Тургенев далеко не разделял программы «Впе­ред». Но он говорил:

«Это бьет по правительству и я готов помочь всем, чем могу» (Там же).

Лавров в статье «И. С. Тургенев» писал:

«Иван Сергеевич никогда не былни социалистом, ни революционером. Он никогда не верил, чтобы револю­ционеры могли поднять народ против правительства, как не верил, чтобы народ мог осуществить свои «сны» о но­вом «батюшке Степане Тимофеевиче» (Стеньке Разине); но история его научила, что никакие «реформы свыше» не даются без давления и энергичного давления — снизу на власть; он искал силы, которые были бы способны произвести это давление» (Там же, стр. 267).

Вследствие разногласий, возникших между так назы­ваемыми «впередовцами» и редактором, Лавров в 1876 году вышел из редакции. Появившийся в том же году его труд «Государственный элемент в будущем обще­стве», составил первый и единственный выпуск четверто­го периодического сборника «Вперед». После выхода Лаврова из редакции, вышел еще пятый том, в состав­лении которого он не участвовал и на котором прекра­тилась деятельность «впередовцев» в России и за гра­ницей.

{35} В мае 1877 года Лавров опять переехал в Париж. В первые годы этого нового периода своей жизни он, по его собственным словам, имел очень мало сношений с русскими революционными группами. Он был связан с французскими социалистами, которые в 1877 году созда­ли орган "Egalité" и принимал участие в этом органе. С того же года он начал читать у себя на квартире, а потом в зале на рю Паскаль, для русской молодежи, жившей в Париже, лекции о разных вопросах теоретического со­циализма и истории мысли.

В 1881 году в России было создано общество Крас­ного Креста Народной Воли. Желая основать отделзаграницей, оно избрало уполномоченными для этого Ве­ру Ивановну Засулич и Лаврова. Публикации в иностран­ных журналах, приглашавшие к пожертвованиям в поль­зу только что основанного общества, послужили пово­дом изгнания Лаврова из пределов Франции.

Об этом ему было объявлено 10 января 1882 года. 13 февраля он выехал в Лондон. Вскоре после этого в газетах появилось сообщение, что какая-то русская дама, в Женеве, стреляла в немца, которого приняла за Лаврова. Ее судили и при­знали помешанной.

В Лондоне Лавров получил от Исполнительного ко­митета Народной Воли из России приглашение вступить, вместе с Сергеем Степняком-Кравчинским, в редакцию органа партии, который должен был издаваться за гра­ницей, под названием «Вестник Народной Воли». Через три месяца после приезда Лаврова в Лондон, он получил возможность вернуться в Париж. Дело об издании «Вест­ника Народной Воли» тянулось более года, до приезда в Париж Льва Тихомирова, одного из уцелевших вождей «Народной Воли». Он был назначен редактором, вместо отказавшегося Степняка-Кравчинского; в ноябре 1883 го­да вышел первый том «Вестника» под редакцией Лаврова и Тихомирова. Последний, пятый том, вышел в декабре 1886 года. В этом журнале Лавров, под своей подписью, поместил много статей по социально-политическим {35} вопросам, а также воспоминания о Тургеневе и критику учения Л. Н. Толстого, под заглавием «Старые вопросы».

После прекращения выхода «Вестника Народной Во­ли», Лавров продолжал безвыездно жить в Париже. Он часто читал рефераты в «Рабочем обществе», в собраниях, устраиваемых кассой русских студентов в Париже, в «Об­ществе русской молодежи», в собраниях польских соци­алистов. Многие из этих рефератов потом были напе­чатаны отдельными брошюрами. В 1886 году Лавров ре­шил осуществить свой план работы по истории мысли. Он начал писать этот труд, не зная, откуда взять средства для его издания. Нашелся, однако, человек, обещавший дать деньги на первый том — на эти средства, с декабря 1887 года, в Женеве начали выходить, отдельными вы­пусками, «Опыты истории мысли нового времени», в ко­торых автор резюмировал все свои предыдущие работы. В 1889 году появился уже пятый выпуск «Опытов».

В том же году восемь социалистических русских и армянских групп (из которых одна была петербургская) послали Лаврова делегатом на Международный социа­листический конгресс, который состоялся в Париже 14-21 июля и на котором был основан Второй Интернационал. На этом конгрессе Лавров был избран в состав бюро и прочел перед конгрессом реферат о положении социали­стического движения в России.

В рефератах, которые Лавров читал в Париже в 1877-82 годах, он, по его собственным словам, много раз воз­вращался к указанию на те опасности, которые пред­ставляют для успеха революционной партии анархические начала и террористические приемы.

«Он с радостью видел, что в самой России анархиче­ские начала мало-помалу исчезают, но не мог не заметить и того, что рядом с ослаблением анархизма в России, все группы, кроме так называемых «террористов», теряют значение в движении и успех революционного дела в России все более отожествляется с успехом «террори­стов». Поэтому он решительно отверг приглашение стать {37} во главе издания, объявлявшего войну «Народной Воле».

Он считал войну против этой партии прямо вредной для дела в России, если история русского революционного движения выдвинула на первое место эту партию, поста­вившую себе непосредственной задачей сотрясение само­державия, а потом и его разрушение. Тем не менее, Лав­ров тогда только вошел в союз с этой партией, когда убедился, что она остается социалистической...

В про­должение своего участия в «Вестнике Народной Воли», он смотрел на свою деятельность в этом издании, как на теоретическое уяснение тех социалистических начал, которые остались основой деятельности этой революци­онной партии в России, в эпоху, когда она одна, в конце 70-ых и начале 80-ых годов умела выработать нечто по­хожее на общественную силу» («П. Л. Лавров о самом себе», «Вестник Европы», Петербург, 1911 г., № 19). Герману Лопатину Лавров тогда говорил:

«Я считаю своим долгом — помогать той партии дей­ствия, которая имеется в данный момент налицо, хотя бы я далеко не во всем соглашался с ней. Что до того, что я не мог разделить наивной веры «впередовцев» в возможность скорого и полного социального переворо­та? Что до того, что я не могу верить вместе с «народо­вольцами» в осуществимость путем заговора и так на­зываемого «террора» тоже внезапного, коренного, поли­тического переустройства России? Но ведь их конечные идеалы и цели тоже и мои. Ведь их средства действия не противоречат моим моральным принципам, хотя бы они и казались мне иной раз непрактичными и нецелесо­образными? Ведь я знал и знаю, что, стремясь к неосуществимому в близком будущем, они все же содействуют попутному достижению хотя бы более скромных, но все-таки прогрессивных, задач более умеренных партий, по известному, ироническому закону истории: «Sic — vos, sed — non vobis?» Так что мне до их иллюзий или до на­ших чисто тактических разногласий, которые я старался и стараюсь обходить? Повторяю; я всегда был и буду {38} с теми, которые действуют, борются, а не с теми, что си­дят у моря и ждут погоды». (Г. Лопатин о П. Л. Лаврове, «Минувшие годы», Москва, 1916г.).

По словам Лопатина, Лавров работал совместно с крайними революционерами-утопистами, хотя — «по собственным взглядам и был, может быть, ближе к не­которым из нынешних левых кадетов — как я представ­ляю их себе, то есть людям, признающим в теории соци­алистический строй за конечный, неизбежный финал развития современных обществ, но считающим, что сей­час нужно сосредоточить все силы на борьбе за ряд бо­лее скромных, но более осуществимых, политических, эко­номических и социальных перемен общественного укла­да».

Лопатин писал это в 1916 году, в той же статье о Лаврове:

«Из моей тесной, многолетней близости с Лавровым, я вынес о нем понятие, как о человеке железной воли, твердого непреклонного характера, упорного до упрям­ства в своих взглядах, неуклонного в своих замыслах, любезного и уступчивого только с виду, в мелочах, но ни на минуту не забывавшего своей главной цели и на­стойчиво пробивавшегося к ней через все препятствия, скрытного с посторонними и не откровенного беззаветно даже с друзьями, медленно, обдуманно принимавшего свои решения и затем уже не отступавшего от них ни на шаг, и при этом — неутомимого работника, умевшего заставить себя трудиться с успехом даже в несвойствен­ной ему области. «Мягкого» в этом человеке было только его светская внешность, благовоспитанные манеры да ста­ромодная «любезность»...

Лавров в течение многих лет был умственным и нрав­ственным центром для всей русской молодежи, находив­шейся за границей.

С. Ан-ский, бывший в последние го­ды жизни Лаврова его секретарем, пишет:

«К нему прибегали и за советом и за помощью, и по общественным и по личным делам; к нему молодая {39} душа приносила свои первые порывы, свои колебания и сомнения; к нему приходили за решением трудных вопро­сов теории и практики жизни; у него искали облегчения при личном горе» («Русское Богатство», «Памяти Лавро­ва», Петербург, 1905 г., № 8).

Лавров умер 6 февраля 1900 года в Париже. Его по­хороны состоялись 11 февраля. В похоронной процессии приняло участие более восьми тысяч человек. Было очень много венков от различных эмигрантских организаций, от всех социалистических партий Европы, а также от многих студенческих групп разных городов России.

Осо­бое внимание к себе привлекли суровый терновый венок «От политических ссыльных и каторжан» из России, огромный венок из лавровых листьев от народовольцев, от группы русских писателей в России с надписью «Апо­столу свободы и правды Петру Лаврову», и от много­численных друзей покойного. Из них особенно замеча­тельна была одна надпись: «Петру Лаврову от Германа Лопатина», который сидел тогда в Шлиссельбургской крепости.

На кладбище говорили выдающиеся лидеры французского социализма, представители почти всех рус­ских, польских, еврейских, латышских, литовских и ар­мянских социалистических групп и течений. Было также получено много телеграмм и адресов из России, в том числе телеграмма от «Союза русских писателей» из Пе­тербурга, следующего содержания: «Петербург, 8 февра­ля. Комитет Союза русских писателей, узнав тяжелую весть о смерти Петра Лаврова, выражает свою глубокую печаль по случаю утраты великого писателя, столь до­стойно служившего делу человечества и прогресса». Не только все социалистические и радикальные газеты все­го мира, но и многие русские газеты в самой России по­местили сочувственные некрологи и почтили память Лаврова.

В 1916 году, к пятнадцатилетию со дня смерти Лав­рова, его бывший близкий друг Лопатин писал в москов­ском журнале «Минувшие годы»:

{40} «Лавров стоял, как могучий кряжистый дуб, как све­точ, возженный наверху горы, до самой своей смерти окруженный почтением и симпатиями русских и иностран­ных социалистов, шедших к нему за участием, советом и посильной помощью и никогда не встречавших отказа в этом со стороны этого несокрушимого человека долга и идеала».

Петербургский «Ежемесячный журнал»во втором но­мере от 1916 года писал:

«Как народничество, так и народовольческое движе­ние прошли под непосредственным влиянием Лаврова... Он более чем кто бы то ни былоиз наших выдающихся писателей был учителем молодежи России в течение не­скольких десятилетий... Большое значение в нашей обще­ственности имело учение Лаврова о роли личности в исто­рии. Перед всеми нами Лавров выдвигал активную борьбу личности на право своего всестороннего и целостного развития на основах общественной справедливости... Своей литературной деятельностью Лавров много содей­ствовал развитию в России философии, этики и исто­рии...»

К двадцатилетию со дня смерти Лаврова историк и социолог, профессор H. H. Кареев писал о нем:

«Энциклопедически образованный в гуманитарных и социальных науках, сам он не был специалистом, произво­дящим «исследования для всестороннего исчерпания предмета».

Даже культурно-социальная эволюция вдви­нута была им в более широкие рамки мировой эволюции с ее космическими, геологическими и биологическими процессам. И здесь сам он не был естествоиспытателем, как не был специалистом ни в психологии, ни в истории, ни в этнографии, ни в государствоведении, ни в полити­ческой экономии, ни в юриспруденции, но он не был и дилетантом. Большая эрудиция и самостоятельность мышления сделали его ученым... В России он был первым социологом. В общем развитии социологии Лаврову то­же принадлежит почетное место... То, что составляет {41} объективную сущность его социологии, было результатом синтеза всего того, что сделано было научной и философ­ской мыслью Запада в понимании как задач социологии, так и природы человеческого общества». (Сборник «Па­мяти П. Л. Лаврова», Петербург, 1922 г., изд. «Колос», стр. 246-248).

«Ежемесячный журнал» писал:

«В Париже на кладбище Монпарнасса есть могила, покрытая скромным памятником на дикой скале. Под ней лежит тот, чье громадное сердце медленно горело в гор­ниле любви к людям, чей широкий ум неустанно искал пути к грядущей солидарности человечества...»







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия