Источники. Адам Бременский. История Гамбургской церкви // Глазырина Г.В
Адам Бременский. История Гамбургской церкви // Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М.: Ладомир, 1996. С. 217. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды // Звездочтец: Русская фантастика XVII века. М.: Сов. Россия, 1990. Былины. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. 512 с. Былины. М.: Сов. Россия, 1988. 576 с. Былины в двух томах. М.: Гос. издат. худож. лит., 1958. «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. Восточные авторы о русах и их военных предприятиях // Королёв А.С. Загадки первых русских князей. М.: Вече, 2002. Восточные авторы о славянах и русах IX в. // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2. М.: Мол. гвардия, 1986. Генрих Латвийский. Хроники Ливонии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Гельмольд. Славянская хроника. М.: Наука, 1963. Геродот. История. М.: Ладомир, 1993 — 600 с. Голубиная книга. М.: Моск. рабочий, 1991. Грамота царя Алексея Михайловича // Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. Б. г. С. 388-390. Добрыня Никитич и Алёша Попович. М.: Наука, 1974. Древнерусские предания (XI-XVI вв.). М.: Сов. Россия, 1982. 368 с. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Свердловск Средне-Уральское книжн. изд., 1980. 320 с. «Задонщина». Тула, 1980. Из «Вертинских анналов» // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Вып. 2. М.: Мол. гвардия, 1986. С. 564. Из «Датской истории» Саксона Грамматика // Там же. Из «Жития Георгия Амастридского» // Там же. Из «Истории» Феофилакта Симокатты // Откуда есть пошла... Кн. 1. М., 1986. С. 568. Из хроники «Продолжателя Регинона» // Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986. Кн. 2. Илья Муромец. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Исландские саги. В 2 т. Т. 1. СПб.: Летний сад, 1999. Исторические песни. Баллады. М.: Современник, 1991. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. 496 с. Корни Иггдразиля. М.: ТЕРРА, 1997. Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. Маврикий Стратег о славянах и антах // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1. М.: Мол. гвардия, 1986. С. 566. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М.: Эксмо, 2003. 432 с. Младшая Эдда. М.: Ладомир, 1994. 256 с. Молитвы и заклинания в круге жизни. Пермь: Стрелец, 1997. Народная проза. М.: Сов. Россия, 1992. Народные русские сказки. М.: Худож лит., 1976. 574 с. Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Новгородские былины. М.: Наука, 1978. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века. М.: Худож лит., 1978. 413 с. Памятники литературы Древней Руси XIII в. М.: Худож. лит., 1981. Повесть о разорении Рязанской земли Батыем в 1237 г. // Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1988. Поэзия скальдов. Л.: Наука, 1979 — 184 с. Пражский Козьма. Чешская хроника. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. М.: Мифи-сервис, 1992. Родник златострунный. Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков. М.: Худож лит., 1990. 527 с. Сатира XI-XVII веков. М.: Сов. Россия, 1986. С. 395; 777 заговоров и заклинаний русского народа. М.: Локид-Миф, 1997. 543 с. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. М.: Худож. лит., 1990. Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы. М.: Сов. Россия, 1981. 288 с. Снорри Стурлусон. Круг земной. М.: Ладомир; Наука, 1995. С. 15-16. Старинные диковинки: Т. 3. Кн. 1: Волшебно-богатырские повести XVIII в. М.: Сов. Россия, 1991. 496 с. Старшая Эдда. СПб.: Азбука, 2000. 464 с. Титмар Мезербургский. Хроника. М., 2005. Литература Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям IX-XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 1. М., 1997. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 2003. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. Беляев Е.Л. Арабы, ислам и арабский халифат. М., 1965. Былины. М., 1998. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., 1987. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь. М., 1996. Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском // ИОРЯС. Т. XI. Кн. 3 — СПб., 1906. Вилинбахов В.Б. Об одном аспекте историографии варяжской проблемы // Скандинавский сборник. Вып. VII. 1963. Вилинбахов В.Б. Современная историография о проблеме «Балтийские славяне и Русь» // Советское славяноведение. 1980. № 1. Власов В. Русский календарный стиль // Вокруг света. 1986. № 8. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринтное издание. М., 2000. Гедеонов С. Варяги и Русь. СПб., 1876. Гильфердит А.Ф. История балтийских славян. М., 1991. Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси: тексты, перевод, комментарий. М., 1996. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI-XX вв. М., 1991. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994. Дешнер К. Криминальная история христианства. М., 1996. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI-XIII веков. Ижевск, 1999. Древнерусские предания (XI-XVI века). М., 1982. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. Древняя Русь. Город, замок, село. М., 1985. Ельски А. Татуировка. Минск, 1997. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времён. Ч. 1. М, 1908. Иловайский Д.И. Начало Руси. М.; Смоленск, 1996. История боевых искусств. Россия и её соседи. М., 1997. Как была крещена Русь. М., 1989. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12 т. Т. 1. М., 1989. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997. Клейн Л.C. Воскрешение Перуна. СПб.: Евразия, 2005. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М., 2001. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. Королёв А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002. Костомаров Н.И. Раскол: Исторические монографии и исследования. М., 1994. Костомаров Н.И. Русская республика. М.; Смоленск, 1994. Кузнецов А.В. Болванцы на Лысой горе (Очерки языческой топонимики). Вологда, 1999. Кузьмин А.Г. Варяги и Русь на Балтийском море // Вопросы истории. 1970. № 10. Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов // Вопросы истории. 1974. № 11. Кузьмин А.Г. Истоки культовых особенностей западнославянских языческих храмов // Вопросы истории. 1980. №4. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988. Кузьмин А.Г. Руги и русы на Дунае // Средневековая и новая Россия. СПб., 1996. Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. Лев Диакон. История. М., 1988. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001. Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М., 2003. Меи А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966. Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее Средневековье. М., 2002. Младшая Эдда. М., 1994. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. Низовский А.Ю. Легенды и были русской старины. М., 1998. Никитин А.Л. По следам апостола Андрея // Наука и религия. 1990. № 9-12. Никитин А.Л. Праматерь всех князей русских // Наука и религия. 1991. № 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М., 2000. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. В 2 кн. М., 1986. Панченко А.Л. Народное православие. СПб.: Алетейя, 1998. С. 55. Пеннинк Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000. С. 290. Перес Ж.-Б. Почему Наполеона никогда не было // Наука и религия. 1993 — № 1. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск; М., 1995. Петрухин В.Я. Славяне. М., 1997. Плетнёва С.А. Кочевники Средневековья. Поиск исторических закономерностей. М., 1982. Плетнёва СА. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М., 1989. Плетнёва СА. Хазары. М., 1986. Поэзия скальдов. Л., 1979. Прозоров Л.Р. Ещё раз о начале Руси // Государство и общество. 1999 — № 3-4. Прозоров Л.Р. Мятежи волхвов в Верхнем Поволжье: индоевропейские параллели // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Ижевск, 2002. Прозоров Л.Р. Этническое и расовое самосознание в русском эпосе // Этнический фактор и политика. История и современность. Ижевск, 2000. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 2000. Прошин Г.Г. Чёрное воинство. М., 1988. Радзивилловская летопись. (Факсимильное воспроизведение рукописи. Текст. Исследования. Описание миниатюр.) В 2 т. СПб., 1994. Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Сов. археология. 1968. № 3. Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. Розанов В.В. Юдаизм // Тайна Израиля. СПб., 1993. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 2001. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 2001. Санкина С.Л. Возвращаясь к норманнской проблеме // Этнографическое обозрение. 1998. № 2. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1991. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002. Серяков МЛ. «Голубиная книга» — священное сказание русского народа. М., 2001. Славяне и Русь: проблемы и идеи. М., 1998. Славяне и скандинавы. М., 1986. Слово о полку Игореве. Древнерусский текст и переводы. М., 1981. Снорри Стпурлусон. Круг земной. М., 1995. Старшая Эдда. СПб., 2000. Соловьёв С.Н. Сочинения. Кн. 1. М., 1988. Татищев В.Н. История Российская // Собр. соч. в 8 т. Т. 1-6. М, 1994-1996. Тимофеев В.П. А всё-таки «Людота ковалъ»! (Названия днепровских порогов — возвращаясь к старой проблеме) // Сборник русского исторического общества. № 1 (149). М., 1999. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмуртский университет, 2003. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1984. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1989. Херрман И. Полабские и ильменские славяне в раннесредневековой балтийской торговле // Древняя Русь и славяне. М., 1978. Хлевов А.Л. Предвестники викингов. СПб., 2002. Хомяков А.С. Семирамида // История. 1997. № 3. Хомяков П.М. Россия против Руси. М., 2004. Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М., 2003. Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М., 2004. Честертон Г.К. Вечный Человек. М., 1991. Членов A.M. По следам Добрыни. М., 1986. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М., 2002. Янин ВЛ. Денежно-весовые системы русского Средневековья. М., 1956. www.e-puzzle.ru www.e-puzzle.ru [1] В предыдущих изданиях книга называлась «Язычники крещёной Руси». (ред.) [2] “Кумир” — церковно-славянское слово, означает “идол”, пришедшее в церковно-славянский язык из какого-то из семитских языков — kumrā «жрец». Место, где стоят кумиры, называется кумирней. Соответственно фраза «Не сотвори себе кумира!» в переводе на современный язык означает не делать идолов и не поклоняться им. Русские язычники же называли своих идолов капями, а место, где они установлены — капищем. (ред.) [3] На фоне всего этого презабавно смотрятся иные нынешние «неоязычники», блажащие при входе в дом или баню: «Слава домовому!», «Слава баннику!» Ребята, вы бы хоть поинтересовались, что Им самим от вас надо — ваши вопли или чего посущественней. Соловья-то баснями не кормят. (авт.) [4] “Ман” от слова манить. Был ещё “Баенный манн” — дух, живущий в бане, аналог “банника”. (ред.) [5] Тема весьма объёмная, любопытствующего читателя отошлю к работам Б.А.Успенского, а здесь отмечу, что после находки в Новгороде двух берестяных грамот, содержащих, по крайности, единственный матерный глагол да обозначение женского естества, говорить о «татарском» происхождении мата всерьёз не приходится. (авт) [6] В наши дни она повторилась с русским солдатом Евгением Родионовым, погибшим в Чечне. К слову, по воспоминаниям близких, при жизни Женя вовсе не показывал себя каким-то «упёртым» христианином в кураевском духе. (авт.) [7] Коего сам в этой же книге и пинает. Впрочем, во-первых, это их личные дела, да и Бушков, во-вторых, в долгу не остался. А всё-таки клеить на обложку рекламы ради чужую фамилию и в той же книге пинать её обладателя — это, надо сказать, нечто. (авт.) [8] Радетельница православия ненавязчиво впадает в злостную ересь — богомильство. Ибо, по учению православной церкви, дьявол НИЧЕГО не породил и не сотворил, всему и всем творец — только бог. (авт.) [9] Для сравнения — знаменитое сочинение черноризца Храбра известно в пяти списках. При этом лишь в двух, Московском и Чудовском, сказано, что «преже убо словене не имеху письмен... поганы суще», а в трёх — Савинском, Лаврентьевском и Хилендарском — в большинстве! — сказано «не имели книг». Разница, согласитесь, значительная. А теперь угадайте, какие списки цитируют наши историки? Совершенно верно, читатель, те два списка, где славяне изображены не знавшими не только книг, но и письменности. (авт.) [10] А чтобы осуждать их — надо быть твёрдо убеждённым, что в этом направлении идти нужно; а то невелика беда — отстать на пути к мировым войнам, феминизму, ядерной бомбе, СПИДу, абортам, ЛСД и психоанализу! (авт.) [11] Как-то довелось быть свидетелем дивной сцены — очередные неоязычники, где-то с полдюжины молодых людей обоего полу, пытались зарезать петуха — принести его в жертву Перуну. Цель сама по себе была, безусловно, благородной, но исполнение не оставило у меня сомнений, к какой категории людей относится наше поколение. (авт.) [12] Впрочем, здесь в православной традиции сохранилась и калька с греческого «гетеродокс» — инославный, в противоположность православному — ортодоксу. Само же слово «православный» было калькой греческого «ортодокс», в свою очередь бывшего калькой с... иудейского «иехудим», как ни грустно это будет слышать иным «славящим Правь» неоязычникам. (авт.) [13] Тогда было бы не «ротс», а «ротскарлар» (гребные парни) или «ротсмадр» (гребные мужики); впрочем, эти производные столь же неведомы никаким источникам. (авт.) [14] Впоследствии этот титул будут носить правитель русов, отправивший в 853 году послов в Константинополь, в конце того же столетия — верховный правитель русов, предводителем которых в походе на Царьград был Аскольд (Дир или Рюрик), затем правитель русов в середине X века, по Ибн Русте (возможно, Игорь Старый), в конце X века — Владимир Креститель, затем — его внук Святослав Ярославич и, возможно, сын последнего, Олег Святославич, известный также по прозвищу Гориславич в «Слове о полку Игореве». (авт.) [15] Напоминаю читателю — в шестом веке православная, кафолическая церковь ещё не разделилась на греко-кафолическую, которую мы сейчас и называем собственно православной, и римско-католическую. (авт.) [16] Вся эта детективная история подробно рассказана в моей книге «Святослав». (авт.) [17] Подробнее об этом смотри мою книгу «Кавказский рубеж». (авт.) [18] А вот тут всё же должен сделать замечание не только географического плана — надеюсь, читатель уже достал карту Древней Руси X века, хотя бы из школьного учебника или атласа? — но и исторического. Начиная с VI века, времени своего первого столкновения со славянами, и до самой своей гибели Восточная Римская империя, она же Византия, как раз с завидным упорством натравливала кочевые племена на наших предков. Не были исключением и печенеги, о чём прямо сказано в трудах византийского императора Константина VII Рождённого в Пурпуре («Об управлении империей»). (авт.) [19] Рискуя сам быть сопричтён к зловещим «антисемитам», коих так любят ловить под кроватями правоверные «правозащитники», замечу, что происхождение A.M.Членова, столь старательно напускавшего «древлянские» туманы на происхождение Крестителя, в этом контексте делается, скажем так, подозрительным. (авт.) [20] Подробное описание того, что представлял собой Хазарский каганат и в каких отношениях находился со славянами и русами, приведено в моей книге «Святослав». (авт.) [21] Подробно об этом см. мою книгу «Времена русских богатырей». (авт.) [22] В некоторых летописях есть вариант этого имени «Ярогнеда», и вовсе снимающий любые подозрения в норманнстве. (авт.) [23] См. «Тайны Киевского Пятибожия». (авт.) [24] А возможно, и не одна — не ясно, был ли старший сын Рогнеды Изяслав сыном Владимира или первого жениха княжны. (авт.) [25] О чём, в частности, свидетельствуют очень рано, ещё до перехода через Дунай, появляющиеся в болгарском именослове бесспорно славянские имена, вроде Телец, Безмер, Гостун, Кормисош. В антский именослов, напротив, рано попадает тюркское имя Идар. (авт.) [26] Любопытная параллель — династия Маурьев в Индии, отвергшая Богов Вед и на тысячу лет (!) сделавшая государственной религией Индии буддизм, происходила от... шудры! (авт.) [27] Пузанов В.В. Главные черты политического строя Киевской Руси X-XI вв. // Исследования по русской истории. К 65-летию профессора И.Я.Фроянова. СПб.; Ижевск, 2001. С. 31. (авт.) [28] Необходимость пользоваться выраженьицами из арсенала Кастанеды или брошюрок по фэн-шуй вызывает у меня глубокое отвращение; но что поделать — чтобы современные русские лучше поняли древних своих предков, приходится прибегать к китайским и тольтекским премудростям. (авт.) [29] «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят. И тишина.» — слова из юношеского боевика про гражданскую войну «Неуловимые мстители» (СССР). (ред.) [30] Возможно, впрочем, что он попросту пал очередной жертвой племянника, не оставившего своей «благодарностью» ни одного из тех, кто помогал ему взойти на престол, — ни варягов, ни новгородцев... следующим по списку шёл как раз Добрыня, а пример византийского шурина, утопившего возведшего его на престол Второго Рима придворного-евнуха, у Владимира был перед глазами. (авт.) [31] Один из так называемых обрядов невозвращения. Обычно ещё отрубают руки, ноги и вырезают печень, чтобы предотвратить т.н. «печёночное дыхание», ещё могут отрубить голову. Но в данном случае труп и так был уже разорван на части. (ред.) [32] Кроме того, сын старшего брата князя, по обычаю русов, так называемой «лествице», имел больше прав на престол, чем его сыновья — право Святополка в любом случае было неоспоримым. (авт.) [33] Любопытна и совершенно необъяснима крайняя скупость рассказа о кончине третьей жертвы Святополка — Святослава. Ни малейших подробностей, бедняга даже в святые не произведён. (авт.) [34] У нас как-то положено видеть в поляках исконных кознодеев Руси, озабоченных лишь тем, как напакостить православным. Не без влияния известных событий Смутного времени появилась версия, что Рейнберн-де вкупе со Святополком и его польской женой готовил переворот, рассчитывая обратить Русь в католичество. Такие идеи и применительно к XVII веку сомнительны, а в X, к тому же, что забывают обличители «польской интриги», никакого отличного от православия и враждебного ему католичества не существовало. Никаких доказательств злодейских предательских умыслов Святополка и завоевательных — его польского тестя тоже нет. Надо ли говорить, что немалую роль в возникновении этой версии сыграло твёрдое убеждение исследователей, что кроткий и мудрый Владимир посадить сына, кровиночку, мог только за какое-то сверхъестественное и обязательно антирусское злодейство, на которое Святополк — маньяк же, Окаянный! — только и был способен. (авт.) [35] Сенковскому и его современным братьям по разуму, право, стоило бы обратить внимание, что сага, при всём неописуемом бахвальстве и восхвалении своих соплеменников, и не думает намекать на скандинавское якобы происхождение варяжской династии русских князей, а «Ярислейф» говорит: «вы, норманны», ясно показывая, что себя-то к выходцам из Скандинавии не относит. А ведь от Рюрика его отделяют каких-то три поколения! Да и матерью его была, по летописи, полоцкая княжна Рогнеда-Горислава, как помнит внимательный читатель, если верить тем же норманнистам, дочь «полоцкого конунга Рагнвальда». Исследование сохранившегося черепа князя (по которому сделан знаменитый скульптурный портрет по методу Герасимова) также не выявило в нём генетических признаков скандинава. (авт.) [36] В христианский именослов имя Борис вошло ещё в IX веке, заслугами первого царя Болгарии и её крестителя, истребившего пятьдесят два знатных семейства за отказ предать прежних Богов и ослепившего родного сына Владимира по той же причине. (авт.) [37] Начиная с самого «равноапостольного» и «святого» Константина и до последних императоров Византии включительно. (авт.) [38] Другой, Словенский, как видно из названия, заселяли словене, потомки пришедших с южного берега Балтики варягов-ободритов. А самый старый, с постройками и мостовой конца VIII — начала IX века, принадлежал балтскому племени нереве и так и назывался — Неревский. Остальные два конца, Загородный и Плотницкий, появились много позднее времён Всеслава. (авт.) [39] О том, что за «лютый зверь» такой, учёные спорили немало. Позднее так называли иногда волка, иногда рысь — но, не говоря уже о том, что и того, и другую часто называют собственным именем в одном ряду с таинственным «лютым», с этим не согласуется, например, упоминание Владимира Мономаха о том, как лютый зверь, прыгнув к нему во время охоты на бедро, опрокинул князя вместе с конём. Предполагали какого-то хищного зверя породы кошачьих, впоследствии вымершего, даже реликтового пещерного льва, сохранившегося-де на Руси через тысячи лет после ледникового периода. Но скорее всего прав советский учёный Мавродин, предположивший в «лютом» леопарда. Его изображения в искусстве Восточной Европы часты — от знаменитых скифских пантер до картин охоты на леопарда на фресках Софии Киевской. (авт.) [40] Подробнее об этих персонажах можно узнать в моей книге «Времена Русских богатырей». (авт.) [41] Благодарю коллегу Georg’a с Форума альтернативной истории за указание на эти факты. (авт.) [42] Просили они помощи и у германского императора, обещая стать его вассалами — но у того хватало собственных мятежников, и приобретать новые, охваченные смутой области он не спешил. Просили помощи даже у римского папы — фактически крестового похода на Русь! На счастье, папа уже два года как провозгласил Первый крестовый поход в совсем другом направлении, на Святую Землю, и дробить силы воинства Креста ради далёкой варварской страны не пожелал. (авт.) [43] Некоторые исследователи полагают, что коней и оружие киевляне потеряли в битве с половцами. Любопытно, а эти учёные мужи когда-нибудь пробовали убежать на своих двоих от всадника-степняка, вооружённого луком и арканом? Конечно, кто-то из киевского войска в той битве потерял коня и оружие. Но вслед за этим несчастные потеряли, конечно, и жизнь, как минимум — свободу. (авт.) [44] Однако вот что удивляет — в самом конце XX века в России появляются два произведения, в которых утверждается, что князь Всеслав, чародей и оборотень, жив до сих пор. Разумеется, это фантастика — огромный девятитомник Андрея Валентинова «Око силы» и маленький, первый и самый лучший рассказ из цикла Ника Перумова «Русский меч». В одном вещий князь — настоящая нечисть, хладнокровный садист, повелитель оборотней и упырей. В другом — хранитель спрятанного в заповедной глуши от чужаков священного Русского меча — воплощённой судьбы России. И всё же невольно настораживают такие вот совпадения. Отчего именно он в двух вещах авторов, вряд ли охотно читающих друг друга, превращается в бессмертного, шагающего через века, где-то рядом с нами храня языческую память тысячелетий? Фантастика, конечно. Но всё же... (авт.) [45] О волхвах и жрецах Руси подробно рассказано в моей книге «Тайны Киевского Пятибожия». (авт.) [46] Особо надо отметить любопытное истолкование размещения останков волхвов на дубе и последующее похищение их медведем у И.Я.Фроянова. Исследователь видит в подвешивании останков убитых кудесников на дубе их почётное погребение, символ их посредничества между Землёй и Небом. (авт.) [47] Подробнее об этом — в моей книге «Кавказский рубеж». (авт.) [48] Очевидно, нужно добавить, что именно при Владимире был совершён первый набег норманнов на Русь, набег удачный — некий ярл Эрик разграбил Ладогу и с добычей ушёл восвояси. (авт.) [49] Томмиган — пистолет-пулемёт Томпсона. (ред.) [50] «Если только что можно назвать неевангельским, так это именно понятие «герои», — заметил как-то, хотя и совершенно по другому поводу, Фридрих Ницше — и спорить с ним в этом вопросе трудно. (авт.) [51] Современные христиане тщатся в буквальном смысле за уши втащить великую поэму в свою систему ценностей и уверяют, что Ветер здесь — «Дух Святой», а Солнце, «Светлое и Трисветлое» — не то «Солнце истины», Христос, не то почему-то отдельная от «Духа Святого» Троица. Осталось только доказать, что Днепр Славутич — это не кто иной, как бог-отец, и дело в шляпе... (авт.) [52] Вот, кстати, и ещё причина, по которой летописец молчит о подлинной природе «разбоев», умножившихся в конце княжения Владимира, подлинной причине «окаянства» Святополка, первопричине «мятежа великого» в Киеве 15 сентября 1068 года. (авт.) [53] Любопытно, что в поэме сказано: Ярославна плачет на стене, «аркучи». Это слово переводчики торопливо и совершенно разделили надвое «а ркучи». Между тем перед нами очень древнее слово — оно имеет созвучие даже в санскрите, языке древних Ариев. Там «аркати» означает именно молиться. Отсюда же и северорусское диалектное «аркаться» — браниться. Естественно, такой смысл древнее обозначение языческой молитвы получило уже под влиянием христианства, когда само поминание древних Богов — «бесов» — превратилось в брань-чертыхание. Отсюда же и прославленная Аркона на острове Рюген (Руян, Буян, Рус), попросту — «Мольбище». (авт.) [54] За указание на этот факт выражаю свою благодарность пономарю Троицкого собора г. Ижевска Егору Харину. (авт.) [55] Хотя в целом данное утверждение является типичнейшим выражением неискоренимой тяги христианской церкви к, по деликатному выражению самого диакона, «трофеям». (авт.) [56] За указание на этот факт вновь приношу благодарность Е.Харину. (авт.) [57] В книге «Тайны Киевского Пятибожия» я объясняю, почему считаю сомнительным такое название. (авт.) [58] Понятна, кстати, и ожесточённость, с которой воины Батыя брали русские города, и полная гибель населения этих городов. Вся еда, находившаяся в городах, доставалась ордынцам, всё зерно, скопившееся в них, — а города XIII века ещё во многом были посёлками земледельцев — доставалось их коням. Если кого-то из горожан миновала монгольская сабля или стрела, ему оставалась лишь смерть от голода и холода на руинах буквально вычищенного Ордой родного города. (авт.) [59] Любопытно, что решающее сражение чешские рыцари дадут монголам под горою Гостии, бывшей когда-то языческим святилищем божества Радагостя или Сварожича. (авт.) [60] Подробнее об основании Болгарского царства рассказано в моей книге «Святослав». (авт.) [61] Напомню, что истинная история гибели Игоря изложена мною в книге «Святослав». (авт.) [62] Сейчас Рязанью именуют бывший Переяславль-Рязанский, в который была перенесена столица княжества, а при Екатерине II и древнее имя. (авт.) [63] Многие помнят знаменитую просьбу Ермолова: «Государь, произведите меня в немцы!» Но просьба «произвести в татары» звучала бы не менее обоснованно. Чего стоит тот факт, что потомки Кучума в Российской империи стали сенаторами, а потомки его победителя, завоевателя Сибири Ермака, — никем. (авт.) [64] С анафемой Дмитрия Ивановича, возможно, связан ещё один из загадочных сюжетов Куликовского мифа, но, поскольку это имеет слабое отношение к теме взаимоотношений древней Веры Руси с новой религией, я позволил себе вынести его в Приложения. (авт.) [65] При этом в одном из романов, посвящённых ему, Боброка, выведенного этаким начальником тайной службы князя Московского, заставляют сражаться с... литовскими шпионами! (авт.) [66] Мультфильм, впрочем, на диво хорош, и я очень рекомендую его тем читателям, что ещё не успели его посмотреть. Было же время, когда у нас умели снимать не только хохмочки про могучих и тупых «Алёшу Поповича» и «Добрыню Никитича», обнимающегося со змеем-вегетарианцем. (авт.) [67] Совсем уж гротескный поворот сюжета — в Интернете, разыскивая сведения про Пересвета, наткнулся на утверждение в одном православном сайте, что тот с братом были... телохранителями Сергия Радонежского. Вот заставь некоторых богу молиться... до преображения скромного игумена в мафиозного «босса», окружённого «быками» в сутанах, не всякий атеист или язычник додумается. (авт.) [68] Речь, конечно, не об игрищах в духе группы «Тату». Слова «блуд», «блудить» имели на Руси не только сексуальное значение, но означали и «отпадать от истинной веры, впадать в раскол или в ересь». (авт.) [69] При Петре I “Поганые пруды” были переименованы в “Чистые”. Теперь от прудов остался только один, находится на Чистопрудном бульваре. (ред.) [70] Вполне возможно, это не отражающее физический недостаток прозвище, а титул — вспомним название языческих жрецов у балтов, «криве». На Смоленщине «кривой» называлась русальная неделя накануне Купалы, а в Полоцком Подвинье. (авт.) [71] Сами уж считайте, читатель, сколько между этими способами было христианских — только предварительно вспомните слова Ярослава Владимировича, обращённые к суздальским волхвам. Засуху посылает Господь, дело же человека — смиряться и молиться — вот истинно христианский подход. (авт.) [72] Товарищами в те времена называли заместителей. (ред.) [73] Впрочем, ситуация не настолько уж уникальная. В Смоленской губернии, неподалёку от Рославля, каменный истукан активно почитали, обороняя от недоброжелателей, до самого конца XIX столетия, по меньшей мере. В Пензенских краях в начале следующего, XX века деревянный истукан хранили не где-нибудь, а в церкви (!!!) на колокольне. (авт.)
|