Студопедия — Межкультурное сотрудничество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Межкультурное сотрудничество






К одной из наиболее динамичных и перспективных сфер реа­лизации социально-культурной деятельности относятся междуна­родное культурное сотрудничество и межкультурный обмен.

Актуальность этого вида общественной практики особенно возрастает в период проведения по инициативе ООН «Междуна­родного десятилетия культуры мира и ненасилия» в интересах на­родов планеты (2001 - 2010). Сама суть такой инициативы за­ключается в налаживании диалога между цивилизациями, в недо­пущении того, чтобы объективно развивающиеся процессы глоба­лизации носили неуправляемый характер и наносили ущерб со­хранению культурной самобытности и цивилизационного разно­образия народов.

Культурное разнообразие столь же необходимо современному миру, как и обеспечение его политической многополюсности, пре­дотвращение притязаний на гегемонизм или национальную ис­ключительность.

Для более полного понимания сущности межнационального культурного сотрудничества и международного культурного об­мена как области общественной практики, в которой реализуется социально-культурная деятельность, остановимся на ключевых понятиях, а также принципах, субъектах, формах и нормативно-правовом регулировании, характерных для этой сферы.

Впервые термин «общее культурное наследие человечества» стал общепринятым в середине XX века. Конференция ООН в Думбартон-Оксе (1945г.) предложила рассматривать культуру как общее наследие человечества и приняла решение о создании в рамках ООН специального органа - ЮНЕСКО, на который были возложены координация и руково­дство вопросами интеллектуального сотрудничества на международном уровне. В Уставе ЮНЕСКО (ст. 1) записано, что эта организация преж-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

де всего заботится о сохранении и об охране всеобщего наследия чело­вечества - книг, произведений искусства и других памятников историче­ского и культурного значения. На признании ценности культурного на­следия человечества основаны практически все концептуальные доку­менты ЮНЕСКО.

Термин «общемировое культурное наследие» используется практически во всех документах ООН и ЮНЕСКО, касающихся взаимоотношений государств в области культуры. Так, например, в Гаагской конвенции ЮНЕСКО 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта говорится, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, явля­ется ущербом для культурного наследия всего человечества, по­скольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру». В том же документе содержится определение и такого ключевого понятия, как «культурные ценности каждого народа», входящие в общемировое культурное наследие. Этим термином обозначается совокупность культурных явлений, движимых и недвижимых культурных объектов, которыми обладают отдельно взятые стра­ны и народы.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.27), каж­дый человек имеет право на пользование достижениями культуры как своего народа, так и других стран и народов. Следуя широкой трактовке этого права, его можно рассматривать как право на пользование дости­жениями мировой культуры, а не только культуры в рамках одного го­сударства. Для обеспечения этого права государства обязаны сотрудни­чать в области культуры, создавать для своих граждан самые благопри­ятные возможности и необходимые условия.

Социально-культурная деятельность является эффективным инст­рументом осуществления межрегиональных и международных связей в области культуры. Эта деятельность реализуется сегодня по определен­ным направлениям и формам. Среди них - культурные обмены как про­дуктами социально-культурной деятельности (фильмами, спектаклями, предметами живописи и скульптуры и т.д.), так и художественными кол­лективами, делегациями, отдельными исполнителями; защита культур­ных ценностей с помощью различных форм и способов как в мирное время, так и в периоды военных конфликтов; совместная деятельность представителей различных стран по созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований в библиотеках, архивах, музеях, на


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

раскопках историко-культурных памятников; организация разномас­штабных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников в честь зна­менательных дат и юбилеев; экспортно-импортная деятельность, связан­ная с покупкой и продажей произведений искусства и литературы через аукционы или на основе межгосударственных договоров.

Методологически важным для общественной практики соци­ально-культурной деятельности является понятие принципов как фундаментальных положений и правил, на которых основываются многочисленные акции и контакты в области межнационального культурного сотрудничества и международного культурного об­мена.

Как правило, здесь выделяют общие (базовые) и частные принципы. К общим (базовым) относятся зафиксированные в Дек­ларации Генеральной Ассамблеи ООН (1970) принципы междуна­родного права, распространяющиеся не только на политические и экономические, но и на социальные и культурные отношения и связи между государствами: запрещение угрозы силой и исполь­зования силы; уважение государственного суверенитета; невмеша­тельство во внутренние дела; равенство и право на самоопределе­ние; мирное разрешение споров; обязательное исполнение обяза­тельств.

Частные (специальные) принципы сформулированы в Декла­рации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур госу­дарств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культур­ного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценно­стей во время мира и во время войны.

Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодей­ствие и сотрудничество в таких областях духовной жизни, как художест­венная культура, политическая культура, бытовая культура, мораль, пра­во, наука и т.д.

В настоящее время множество акций, связанных с межгосударствен­ным культурным сотрудничеством и межкультурным обменом, прово­дится в рамках развития идеи общемировой межнациональной культу­ры, широко известной в последние годы под термином «культура ми­ра». Организация Объединенных Наций объявила 2002-2010 годы


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

«Международным десятилетием культуры мира и ненасилия». В самом понятии «культура мира» подчеркивается многозначность множества факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать ук­реплению мира. В этой связи существенную роль приобретают кон­цепции, выводы, предложения и рекомендации по использованию практического потенциала социально-культурной деятельности как средства реализации доктрины культуры мира.

Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как ее воспримет и осмыслит значительная часть стран и индивидов, обра­зующих мировое сообщество. Любые попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока в качестве основы не будет достигнуто равновесие альтернативных культур внутри каждой страны, каждой семьи, каждого взятого в от­дельности человека.

В самом обращении к термину «культура мира» подчерки­вается многообразие социальных, конфессиональных, этнокуль­турных и других факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противо­стоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного от­ношения к правам и свободам граждан.

Государствам- членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культу­ры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, ре­гиональном, национальном и международном уровнях разви­вать партнерские отношения и обмен информацией, участво­вать в проведении специальных крупномасштабных мероприя­тий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколе­ний.

Миротворческая деятельность как профилактическая превен­тивная работа, направленная на устранение или хотя бы смягчение конфликтообразующих моментов, приобретает все большее число сторонников. По существу программа культуры мира как антипода логики войны и насилия предполагает установление такого со­стояния общества, при котором при решении любых спорных во­просов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от лю­бого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

возможный альтернативный путь перехода от логики силы и стра­ха к логике разума и доброжелательности во всех сферах об­щественной деятельности.

Проблема выстраивания и реализации программных положе­ний требует серьезной теоретической разработки, развития кон­кретных технологий, формирования специальных знаний, умений и навыков.

Вместе с тем концепция культуры мира не является возвраще­нием к практике бытовавшего во второй половине XX века массо­вого движения защитников мира, выступавших за предотвращение третьей мировой войны и угрозы использования оружия массового уничтожения в глобальном масштабе. Ничего общего эта концеп­ция не имеет с предпринимавшимися несколько десятилетий назад попытками развернуть в различных, главным образом слабораз­витых, странах деятельность волонтеров из так называемого меж­дународного «Корпуса мира». И, наконец, в корне неверно ото­ждествлять концепцию культуры мира с якобы модернизирован­ной формой пацифизма, начисто отвергающего любую войну ис­ходя из идеи «непротивления злу насилием».

Укажем на несколько характерных черт, отличающих про­грамму культуры мира и ненасилия от предшествующего практи­ческого опыта в области миростроительства. Во-первых, это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнооб­разной по форме и содержанию настойчивой работы. Во-вторых, миротворческая деятельность, в отличие от многих других обще­ственных практик, характеризуется полисубъектностью, много-уровневостью, вторжением в самые сокровенные секторы общест­венных отношений - экономических, политических, культурных, социальных. В-третьих, программу культуры мира и ненасилия нельзя эффективно реализовать в одной, отдельно взятой стране, в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом со­обществе в целом.

Актуальность и гражданская востребованность программы культуры мира и ненасилия определяются тем, что коренные во­просы, касающиеся будущего развития мира в XXI столетии, ос­таются и по сей день открытыми, что мир по-прежнему сохраняет биполярность, что сегодня как никогда становится актуальной


Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

идея предупреждения конфликтов через воспитание, особенно для стран и народов, раздираемых гражданскими войнами, межэтни­ческими и межконфессиональными столкновениями, идеологиче­ской конфронтацией.

Реализуя концепцию культуры мира, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью разрешения противоречия, возникающего перед представителями разных стран и народов: с одной стороны, стрем­лением сохранить свою включенность в общемировой социокультур­ный контекст и сотрудничество, а с другой -желанием не порывать с истоками своей национальной культуры. Сутью и смыслом док­трины культуры мира может и должна стать выработка такой систе­мы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах времени могла бы обеспечить возможность представителям различ­ных национальностей: во-первых, самоидентифицироваться как носи­телям своей национальной культуры, уклада жизни своего народа, его традиций, норм и ценностей; во-вторых, создать условия для их вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением; в-третьих, включиться в современные общемировые культурные про­цессы.

На протяжении последних лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования социально-культурной деятельности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Всё более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой социально-культурная сфера есть и остается важным фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами.

Следует особо подчеркнуть практическую значимость двух понятий, принципиально важных для осуществления воспитатель­ной работы в рамках программы культуры мира и ненасилия. Речь идет об утверждении в качестве доминирующих и об адекватном восприятии на всех языках и континентах таких терминов, как «диалог» и «взаимная толерантность».

В широком смысле, опираясь на изначальную емкость и зна­чимость этих понятий для реализации программы, нам предстоит в долгосрочной перспективе определить те опасные для всего циви­лизованного человечества рубежи, за которыми любовь перераста­ет в ненависть, вера - в безграничный фанатизм, а толерантность -в безразличие и равнодушие; за которыми интерес к культурному


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

наследию перерастает в культурную ограниченность, а историко-патриотическая работа превращается в почву для взращивания на­ционализма и нетерпимости.

Как постоянно функционирующий социальный институт, культура мира не подлежит какому-либо искусственному конст­руированию либо директивному введению с помощью решения законодательного или исполнительного органа власти. Институт культуры мира нельзя культивировать в приказном порядке. Его можно терпеливо взращивать, опираясь на инициативу разных со­циальных слоев населения, обеспечивая государственную и обще­ственную поддержку распространению идей и практического опы­та отдельных лиц и организаций.

Именно поэтому инициаторы проекта программы культуры мира и ненасилия не пошли по пути создания формализованных структур - организации официального межведомственного коми­тета - и разработки соответствующего плана или программы ме­роприятий. Они совершенно справедливо полагали, что такой шаг с самого начала существенно ограничил бы участие неправитель­ственных, гражданских организаций, сковывал инициативу парт­неров, особенно неформальных организаций, отдельных групп добровольцев. Такая ситуация вступает в явное противоречие с целевой установкой проекта, делающей его «пилотным», - пробу­дить к жизни миротворческие устремления рядовых граждан, сде­лать их восприимчивыми к духу и ценностям культуры мира.

Более продуктивным подходом представляется рассмотрение культуры мира не как учебной дисциплины, рассчитанной на пре­подавание в образовательных и академических учреждениях (1), не как системы региональных центров на местах, осуществляю­щих принятые ими собственные локальные программы мероприя­тий по культуре мира (2), не как ограниченной временными рам­ками информационно-просветительной кампании, обладающей мощными средствами и каналами трансляции (3), а прежде всего в качестве крупнейшего межнационального социально-культурного института нормативного типа, который представляет собой сово­купность норм, идей, взглядов, традиций, принципов, отношений, которыми руководствуются отдельные страны и народы в своей общественной практике в области миротворчества и мирострои-тельства.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красипъников. Социально-культурная деятельность

Суть и смысл общественного назначения такого института культуры мира достаточно четко отражены в документах третьей консультативной встречи партнёров по реализации проекта в ре­гионах России. Как социально-культурный институт, культура ми­ра строится на «принципиально иной этике отношений, основан­ной на взаимном уважении, толерантности и диалоге как между разными этническими, религиозными и социальными группами, так и внутри этих групп, равно как и на формировании особого внутреннего мира и равновесия в душе каждого отдельного чело­века».

Полисубъектность культуры мира как современного межна­ционального института определяется целым рядом её характерных черт и особенностей.

Здесь прежде всего следует подчеркнуть включенность этого института в многочисленные виды общественных практик и куль­турных правоотношений, в которых, собственно, и реализуется сегодня социально-культурная деятельность большинства юриди­ческих и физических лиц как внутри каждой страны, так и за её пределами. Сегодня сферами реализации принципов и идей куль­туры мира и миротворческой деятельности являются образование,) культура и искусство, досуг и досуговая деятельность, физическая культура и спорт, средства массовой информации и общественные связи, социально-культурная реабилитация незащищенных групп населения и др.

Это, в свою очередь, означает, что широкомасштабная задача реального воплощения бытующих в мировом сообществе норм и принципов культуры мира и ненасилия, осуществления эффектив­ного миротворческого воспитания может быть решена усилиями многочисленных субъектов социально-культурной деятельности начиная с отдельной личности и института семьи и кончая широ­кой сетью учреждений и организаций, связанных с изучением, ос­воением, развитием и трансляцией огромных информационно-образовательных потоков, конкретизирующих цели и задачи по­строения культуры мира и ненасилия на уровне сообщества.

Решение этой поистине глобальной задачи невозможно без ввода в действие научно обоснованного комплекса методов и тех­нологий межсубъектного взаимодействия и сотрудничества этни­ческих, конфессиональных и социальных групп, межкультурного


Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

диалога и партнерства, развития культурного обмена, межлично­стных и межнациональных коммуникаций, охраны всемирного культурного и природного наследия.

Одной из разновидностей культуры мира как социально-культурного института является поликультурная среда, исполь­зуемая в качестве инструмента поликультурного общения и обра­зования. Педагоги разных стран настойчиво говорят о необходи­мости баланса в популяризации и освоении традиций и опыта раз­ных культур.

Подрастающему поколению, незнакомому с иными культура­ми, кроме своей, грозит вкусовой эгоцентризм, склонность судить о других культурах по собственным стандартам. Само наличие полиэтнического, многокомпонентного в культурном отношении населения в крупных городах (например, в таком мегаполисе, как Москва) заставляет подчинить поликультурное образование и вос­питание созданию условий для взаимопонимания различных групп, общин и этносов, формированию терпимости и взаимного уважения, выявлению общих ценностных ориентиров и культур­ных универсалий. Отсутствие взаимопонимания, связанное с эле­ментарной поликультурной неграмотностью, может обернуться проявлениями культурной нетерпимости, враждебности и даже действиями антикультурного агрессивного характера.

Поликультурная среда создает благоприятные возможности для «кросс-культурного» художественного восприятия и мышле­ния. Большинство исслед' вателей приходит к выводу о необходи­мости следования трем главным принципам, обеспечивающим благоприятное течение и результативность межкультурного взаи­модействия и взаимопонимания: равный статус участников, их действительно тесное, а не формальное и не поверхностное, взаи­модействие, наличие у них общей цели.

Например, педагоги московского Центра творческо-эстетического центра «Гармония» считают, что поликультурное воспитание и образование детей можно начинать с раннего возрас­та, но при этом доминирующими должны быть отечественные культурные традиции. Основное время в работе Центра отводится освоению фольклора, сказок, истории христианства, проведению детских праздников музыкально-поэтического и изобразительно-театрального характера.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Значительное время посвящается и другим культурам. При этом основным средством знакомства с ними служит комплексное «погружение» в инородные культурные пласты через обращение к сказочному материалу и его музыкально-игровой драматургии, изобразительную деятельность, пение, танцы, игру на различных детских музыкальных инструментах.

Педагоги в школах США, Англии и ряда других западных стран на собственном опыте убеждаются в эффективности поли­культурного образования в уменьшении разногласий между уча­щимися разных национальностей и в устранении проблем в обще­нии. Например, во многих американских школах появились учеб­ные классы африканской и индонезийской музыки, накапливается обширный дидактический материал в виде литературы, магнито-записей и видеофильмов.

Характерный факт приводился на музыкально-этнографической конференции в г. Сиэтле (США). В классе уча­щихся десятилетнего возраста при первом прослушивании афри­канской музыки у детей возникали ассоциации типа «дикари в джунглях», «праздник людоедов» и т.д. Накопив в течение не­скольких месяцев опыт музицирования на африканских нацио­нальных инструментах, учащиеся изменили подобное отношение к африканской музыке, к самим африканцам как создателям этой музыки.

Ученые и практики отмечают важную роль социально-культурного посредничества в достижении взаимопонимания ме­жду культурами. Посредники, выступающие в качестве многочис­ленных субъектов социально-культурной деятельности, являются по существу связующим звеном между культурными системами, давая людям возможность познакомиться с иной культурой, пере­водя её ценности на язык, доступный восприятию.

Особое внимание привлекают специфические социальные группы, обозначенные в базовых концепциях доктрины культуры мира и ненасилия: дети, женщины и молодежь; пожилые лица, ве­тераны труда и инвалиды; многодетные и неполные семьи; биз­несмены и предприниматели и другие. Степень интенсивности и эффективности социально-культурных акций и миротворческих мероприятий среди данных групп субъектов далеко не равнознач­на. В документах ЮНЕСКО это объясняется чрезвычайной распы-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ленностью и чрезмерным уровнем политизированности одних, ориентацией на экономические интересы других, влиянием тен­денций к сегрегации у третьих и т.д.

В проекте «Декларации прав культуры», предложенной академиком Д.С.Лихачевым, говорится: «Участие в культурной жизни есть неотьемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и её главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры» (статья 5).

Для реализации концептуальных положений культуры мира исключительно важное значение имеет активная позиция человека и семьи как полноправных субъектов культуры, постоянных но­сителей социальных ролей и культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности. В то же время культура рас­полагает незаменимыми средствами для того, чтобы глубоко про­никнуть в человеческую природу, понять истоки конфликтов и страданий, сосредоточить усилия по совершенствованию лично­сти.

Попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока не будет достигнуто гар­моничное воспитание альтернативных культур каждым человеком и в каждой отдельно взятг й семье. Сама идея культуры мира ста­нет всеобщей только поел того, как её примет значительная часть людей, образующих мировое сообщество.

Достижение этой цели, что следует подчеркнуть особо, во многом зависит от влияния такого традиционного социально-культурного института, как семья. Вся история развития мирового сообщества - это история развития семьи как социального инсти­тута, инструмента гуманизации и консолидации общества, социа­лизации личности, преодоления межнациональных конфликтов и достижения гражданского согласия.

Формируя общемировую межнациональную культуру, необхо­димо иметь в виду, что основополагающую роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья и школа

Культура мира начинается с культуры в собственном доме Семейная политика становится неотъемлемой частью политики

 

 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

государств мира, а культура брачно-семейных отношений - ча­стью мировой культуры.

В недрах семьи как социально-культурного института таится масса проблем, нуждающихся в обсуждении на уровне честного и предметного межкультурного диалога. Так, представителей вос­точных народов приводит в недоумение то пренебрежение, с кото­рым люди Запада относятся к семейным ценностям. С точки зре­ния «азиатских культур», взращенных на глубоких эмоциях, оди­ночество и отсутствие семейного тепла для человека гораздо более мучительно и страшно, чем несоблюдение прав человека.

По существу, социально-культурная деятельность не исчерпа­ла всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный воспитательный и образовательный потенциал, заключенный во внутрисемейных и межсемейных отношениях - как вертикальных (между дедушками, бабушками, родителями, детьми и внуками), так и горизонтальных (между сверстниками, супругами, отдельными семьями и т.д.).

Не менее важная роль в обеспечении гармонизации национальных культур с идеей общемировой культуры принадлежит современной шко­ле, социально-культурному институту образования. Определяющим ори* ентиром деятельности государства по реализации этнокультурных обра­зовательных интересов становится гармоничное сочетание дифферен­циации и интеграции в обучении, совмещение этнонационализма и пат­риотизма. Все этносы должны получить равные возможности для удов­летворения образовательных потребностей, в то же время каждый этнос и этническая группа требуют особого внимания, специфического диффе­ренцированного подхода.

Необходим такой тип образования и такая школа, которые бы учи­тывали и использовали этнокультурные особенности учащихся: этниче­ски различные структуры восприятия, этническое начало эмоций, памя­ти, внимания, пространственной ориентировки, мышления. Стержнем воспитания в такой школе является патриотизм, основанный на нацио­нальной идентичности каждого, диалоге и взаимопроникновении куль­тур народов, их взаимном обогащении.

Решение проблем национального и общечеловеческого в содержа-

1 Фиплипс Т. Универсальный эталон равенства и человеческих прав в свете се­мейной ЭТИКИ//Установление культуры мира... С.53.


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нии воспитательной работы учреждений образования приобретает в на­стоящее время приоритетное значение.

Интенсивное развитие международного обмена в области искусства, спорта, туризма, образования потребовало выработ­ки адекватных основ и технологий межкультурной информа­ции и коммуникации. Проводятся регулярные исследования проблем межнационального и межкультурного общения, разра­батываются рекомендации по конкретным вопросам адаптации к инокультурным явлениям.

Осмысление понятия «культура мира» предполагает изу­чение механизма так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной со­циально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответст­вует или соответствует не полностью1.

В практике социально-культурного маркетинга факты культурной экспансии представляют собой весьма частое явление. К механизму культурной экспансии относятся: внедрение как высокой, так и массовой культуры определенного образца (например, западной культуры); неод­нократное использование необходимого демонстрационного давления с помощью рекламы, средств массовой информации, выставочной дея­тельности, многих других социально-культурных институтов; соответст­вующая ориентация института образования; создание ангажированного в определенном смысле слоя интеллигенции.

Принадлежа к семейству широко применяемых инструментов международной конкуренции, культурная экспансия подчинена завое­ванию рынков сбыта для носителей определенного типа культуры в виде конкретных продуктов или услуг социально-культурного назна­чения.

К характерным чертам культурной экспансии исследователи от­носят: перенесение образа жизни и потребительских ориентации стран-«агрессоров» на другие территории; насаждение «своей» куль­туры как универсальной, исключающей вклад других культур; стремление достичь политических целей, используя культурные свя­зи; развитие одностороннего потока информации - от «центра» к

Практика глобализации: игры и правила новой эпохи/Под ред. М.Г. Деляги­на. -М: Инфра-М, 2000.- С. 122.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

«периферии», от крупнейших монополий в области социокультурного бизнеса (шоу-бизнес, СМИ, индустрия развлечений и т.д.) к много­численной аудитории зрителей, слушателей, читателей в других странах; формирование в этих странах социально-культурной элиты, которая способствует утверждению ориентации и укреплению влия­ния стран-«агрессоров»1.

Практика социально-культурной деятельности на мировом уровне наполнена проявлениями культурной экспансии. Они связаны, в част­ности, с межкультурной коммуникацией. Ряд стран, особенно колоний, постоянно прибегают к использованию чужого языка из-за политиче­ских и экономических причин. Некоторые из языков в силу разных причин приобретают статус межнационального (например, русский язык на территории бывшего СССР или английский как средство общения на международном уровне и в Интернете). Однако в данном контексте факт «культурной экспансии» следует воспринимать как объективную закономерность.

Межкультурное сотрудничество, таким образом, не может не затрагивать ментальной сущности и суверенитета национальных традиций каждого народа. В рамках концепции культуры мира нуждается в корректировке и определенном переосмыслении роль социально-культурной деятельности в освоении, сохранении и обогащении национальных этнокультурных традиций. Под влиянием энергичного натиска современных информационных технологий национальные традиции, этот один из самых поч­тенных социально-культурных институтов, в последние годы все чаще воспринимается как синоним отсталости, косности, консерватизма, неспособности к восприятию нового.

Существует определенное объективное несоответствие большин­ства национальных традиций тем требованиям, которые заключены в самой природе современных социокультурных, в первую очередь информационных, технологий.

В рамках общемирового культурного и информационного про­странства эти технологии отличаются повышенной мобильностью, отсутствием жесткого закрепления кадровых и финансовых ресурсов за каким-либо одним объектом, динамичным перемещением с одной

1 Ерасов КС. Социальная культурология. - М.: Аспект-пресс, 2000. - С.433. 274


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

территории на другую. Не имея однозначной территориальной «привязки», современные социокультурные, информационные техно­логии в сравнительно сжатые сроки могут быть эффективно освоены любой страной, входящей в мировое сообщество.

Именно такие процессы характерны сегодня для многонацио­нальных государств, внутренняя нестабильность которых обусловлена огромной пестротой национальных традиций образующих их народов. Успешное развитие экономики любой страны объективно зависит от единообразного применения всех используемых технологий, а это единообразие, в свою очередь, неизбежно переносится и на культуру, и на психологию межнациональных отношений. Эрозии обычно под­вергаются те этнические культуры, которые испытывают массиро­ванное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивых и раз­витых видов социально-культурной деятельности, способных адекват­но противостоять внешнему натиску и отвечать новым жизненным требованиям. Примерами подобного рода могут служить культура племени айнов в Японии или культура американских индейцев.

Распространение в пределах той или иной страны чужеродного для неё типа культуры, которая никак не интегрируется с собствен­ной культурой, не обогащает ее и остается обособленным придатком, существенно ослабляет культурную конкурентоспособность данной страны в мировом культурном пространстве. Существенно ослабля­ются её возможности для вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.

Страны, располагающие в мировом культурном масштабе поис­тине сверхмощными информационными ресурсами, обретают право на выработку собственных культурных доктрин, далеко не всегда и не по всем позициям согласующихся с концепцией гуманитарно -направленного развития культуры мира.

Возникает естественный вопрос: каким образом можно защититься от подобной культурной экспансии, уберечь самобытные националь­ные традиции и виды социально-культурной деятельности отдельных стран и народов от наступления внешнего «духовного агрессора»?

Ответ на этот вопрос может выглядеть парадоксально. Культура мира в силу многоликости самой своей природы содержит весомые гарантии противостояния культурному монополизму, тотальному под­чинению, культурному диктату одной, наиболее информатизирован-ной страны.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

В противном случае станет невозможной реализация самой идеи международного культурного сотрудничества и конкуренции. К сча­стью, это в принципе неосуществимо из-за наличия неустранимых, преимущественно объективных отличий культуры каждой страны, которая автоматически отстаивает минимальный интеллектуальный, духовный, информационный суверенитет своего народа.

Эту закономерность никак нельзя игнорировать в условиях гря­дущей постепенной «автоматической» интеграции культур в одну общемировую. Процесс глобализации сферы культуры, который вы­зывает много споров в настоящее время, вовсе не означает стандар­тизацию по американскому или какому-либо другому образцу. Это должно быть слияние различных культур в союзе высшего порядка, который будет представлять собой нечто большее, чем просто сум­марное выражение ряда составляющих.

Тем не менее, такая закономерность неоднократно наруша­лась. Как известно, до Октябрьской революции 1917 года пра­вославие (восточное христианство) было официальной религи­ей Российского государства, при этом другие конфессии, кро­ме некоторых сект, не испытывали идеологического давления. После революции коммунистические идеи оказались несовмес­тимыми ни с какой религией, поскольку сами, по сути, были «новой религией». В т







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия