Студопедия — Ными ресурсами и средствами (финансовыми, материаль­ными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соот­ветствующую социально-культурную функцию.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ными ресурсами и средствами (финансовыми, материаль­ными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соот­ветствующую социально-культурную функцию.






Заметим, что любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культур­ной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-пра­вовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходи­мых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культур­ный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Например, такой социально-культурный институт норматив­ного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представ­ляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важ­нейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельно­сти, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функ­ции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.

Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдель­ной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональ­ных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а прежде всего субъект воспитания и образования человека.

Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержа­тельную функцию, направленную на удовлетворение тех соци­ально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различ­ными формами внутренней градации. Одни из них официально учреж­дены и фганизационно оформлены (например, система общего образо­вания, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масшта­бах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе дли­тельной совместной социально-культурной деятельности, часто состав­ляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возни­кающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформаль­ные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, об­ряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотип­ные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Сощ1альнснкультурш>1е инсттпуты классифицируются в зависимо­сти от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой ауди­тории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенци­альных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества со­циально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории.

Первая группа- социально-культурные институты, преиму­щественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеоло­гия, политика, право, государственное управление, наука, церковь, жур­налистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, ли­тература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа- социально-культурные институты, преиму­щественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-техниче­ской информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа- социально-культурные институты, преиму­щественно проявляющие себя в организации различных видов нефор-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащит-ные общества и движения.

В теории и практике часто используются и многие другие основания для типологизации социально-культурных институтов: 1) по обслужи­ваемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступ­ные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юно­шество (детско-юношеские); 2) по формам собственности: государствен­ные, общественные, акционерные, частные); 3) по экономическому ста­тусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие); 4) по масштабам действия и охвата аудитории: ме­ждународные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).

В структуру социально-культурной сферы включаются субъ­екты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятель­ность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заве­дения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, гале­реи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заве­дения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функциони­руют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массо­вое народное творчество, просвещение и самодеятельность; соци­альная защита и реабилитация отдельных категорий граждан сред­ствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; про­изводственная инфраструктура по созданию и обеспечению мате­риально-технической базы отрасли.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкрет­ных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциа­ция находит свое воплощение как на уровне принятия законода­тельных документов, так и в практике руководства отраслями (от­делов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, регио­нальных органов управления культурой и искусством).


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культур­ных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показа­телей этого уровня: связи прочны и постоянны: связи содержа­тельны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-куль­турными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.

В современном процессе развития и укрепления сотрудниче­ства многочисленных общностей и структур социально-культур­ной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каж­дый социально-культурный институт исходя из своего профиля и характера стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможно­сти. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совмест­ные, согласованные и скоординированные действия на основе об­щих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

4. Семья как социально-культурный институт

Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ве­дущим социально-культурным институтом. Она представляет со­бой первичный социально-культурный коллектив детей и взрос­лых, естественную среду их духовного развития.

Прямо или косвенно центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитектонику которого входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В общественной социально-культурной практике не мо­гут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмо­циональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Социально-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, форми­рования полезных взаимодействий.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности пере­носятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучше­нию общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, на­сыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными фор­мами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятель­ность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспита­тельный потенциал, заложенный в самой природе семейной общ­ности.

Семья занимает важнейшее место в социальных связях чело­века. История развития общества - это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпе­вает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации обще­ства, социализации личности, преодоления межнациональных кон­фликтов, достижения гражданского согласия. В процессе соци­ально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, од­но-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (вклю­чающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнацио­нальные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно вклю­чить семью в воспитательно-образовательную систему. В послед­ние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отно­шения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторва­ны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций се-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

мьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Были утрачены идеи народной педагогики. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бе­режного отношения к памяти предков заменялись педагогикой ме­роприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развле­кательно-образовательная система воспитания не всегда способ­ствовала включению в жизнь общества. Семья оказалась отстра­ненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, кото­рая веками была главной социальной воспитывающей силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаи­мопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изначального предназначения - быть духовным наставни­ком и воспитателем детей.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее соци­ально-культурном уровне. Это прежде всего проблемы количест­венного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Это отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуаль­ного, физического и психического развития детей в семье. Это не­хватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного до­суга и культурного сотворчества. Это недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семей­ных конфликтов и взаимного недопонимания.

Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потреби­тельским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищ­ные проблемы, условия проживания. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность госу­дарственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Существенное значение имеют разумное распределение до­машнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемей­ные отношения.

Многочисленные социологические исследования семейной среды, проведенные в стране за последние 10-15 лет, позволяют судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включенности городских и сельских семей в различные виды со­циально-культурной деятельности - на базе социально-культур­ных институтов, тех или иных досуговых общностей. Они свиде­тельствуют о весьма широком разбросе в оценках культурного уровня современной семьи. Степень освоения культуры членами семей характеризуется следующей градацией: а) высокая степень освоения: в семье господствует курс на специальное культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых; б) у членов семьи при­сутствуют устойчивые увлечения, «хобби»; в) есть стремление, но отсутствуют возможности; г) у семьи отсутствует потребность в приобщении к культурным ценностям.

Неравноценность позиций родителей наблюдается и в уровне их руководства культурным развитием детей в семье. Здесь роди­тели: а) активно и систематически занимаются культурным рос­том ребенка; б) влияние на духовное развитие детей осуществля­ется крайне слабо, эпизодически, от случая к случаю; в) в куль­турном развитии полный самотек, дети фактически предоставлены сами себе; г) родители оказывают дурное, негативное влияние на культурный облик ребенка.

Результаты исследования существенно расширяют представ­ления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановле­ния дефицита взаимного доверия, создания благоприятных воз­можностей для реализации множества альтернативных, в том чис­ле домашних, видов досуга. В системе семейного досуга на­блюдается тенденция перемещения ориентации семьи от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере активной деятельности. Несомненно, подобная тенденция способствует са­моразвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.


Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неос­поримых преимуществах не стандартной, а многовариантной мо­дели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.

Вот почему одним из приоритетных направлений государст­венной семейной политики должны стать не только меры по укре­плению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологиче­ской реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях.

В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров.

Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреаци­онной, воспитательной функции этого социального института, яв­ляется уровень организации, содержание досуга, наличие свобод­ного времени и возможностей для его использования.

Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: усло­вия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, фи­зические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клу­бов, музыкальными инструментами, инвентарем для любитель­ских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и др.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-досуговой сферы и одно­временное возрастание платных услуг в этой сфере.

Современные процессы в экономике общества, переход к рынку и новым формам собственности оказывают существенное влияние как в целом на приоритеты и стереотипы в семейном до­суге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи. Рыночные отношения, при­ватизация дают спасительный шанс для активного и продуктив­ного вторжения в сферу семейного воспитания. Не использовать


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

этот шанс - значит поставить десятки тысяч семей перед лицом непредсказуемых последствий, лишить их конструктивных соци­альных, нравственных, духовных ориентиров взамен утраченных.

Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, на­оборот, многократно обостряют проблемы современной экономи­ческой, социальной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культур­ной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, ор­ганизаторов семейного досуга требуется принципиально иная па­радигма мышления и поведения.

Здесь, с одной стороны, не могут не учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников - организаторов семейного досуга, а с другой - кон­кретно и полно отражается их собственная гражданская, нравст­венная позиция.

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общест­венных институтов может стать реальным фактором совершенст­вования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального об­щения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру до­суговых занятий.

В результате осуществления социально-культурных, досуго­вых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.

В основе организации среды семейного досуга главенствую­щее место занимает социально-культурная деятельность. В отли­чие от многих областей социальной среды с ярко выраженной по­исковой, исследовательской направленностью в социально-куль­турной сфере приоритет отдается активному деятельностному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья,


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассмат­риваем и оцениваем через парадигму действия, которая практиче­ски переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педаго­гики.

В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не остав­ляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отноше­ний, она может эффективно реализовать себя как фактор граждан­ского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В культурно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных социальных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает ме­ханизм согласия, а не конфронтации. Этот механизм находит бла­годатную почву в многочисленных досуговых, в том числе нефор­мальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотвори­тельных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, что­бы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семь­ях, так и в крупных многонаселенных общностях.

Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга использу­ются далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между под­линными возможностями этих институтов и степенью их реализа­ции в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочте­ниями семьи и реальными экономическими, материальными усло­виями их удовлетворения.

Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, мак­симально использовать все резервы социально-культурных инсти­тутов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации их деятельности в комплексном воздействии на семью. Необхо­дима четкая согласованность всех учреждений и организаций со-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

циума, не «развертывающих» семью на свои мероприятия, а пла­номерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности.

Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговой деятельно­сти преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким обра­зом, еще не стал устойчивой привычкой.

Между тем современная семья испытывает острую потреб­ность в многообразии, вариативности мышления и поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговой деятель­ности и социально-психологических отношений, тяготением к не­стандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания.

В условиях рыночных отношений и новых форм собственно­сти семья, женщина в семье, сфера материнства и детства осо­бенно остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической, социальной и социально-психологической под­держки. И следует отметить, что сейчас многое делается в этом плане различными государственными учреждениями, обществен­ными и частными фондами.

Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт созда­ния альтернативных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и т.д. и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях ры­ночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпоч­тительной формы раннего развития их детей - эстетического, фи­зического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.

Социально-культурная деятельность дает необходимый эф­фект только в том случае, если она направлена на семью как общ­ность. Усилия всех служб необходимо направить на семью как


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

коллектив, на организацию совместной социально ориентирован­ной досуговой деятельности родителей и детей.

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, се­мейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым со­держанием, опираются на интересы семьи. Большое распростра­нение получила организация традиционных форм семейного досу­га в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, поси­делки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ан­самбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семей­ного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы меди­ков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, по­ходы, экскурсии и т.д.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различ­ные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздей­ствуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-по­лезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна поста­новка перед муниципальными органами вопроса о дополнитель­ном материально-финансовом стимулировании действующих се­мейных клубов. Заслуживает внимания практика организации со-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

вместно с органами культуры и народного образования региональ­ных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и учи­лища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пунк­ты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.

Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых тра­диций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей - от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, так и в сфере свободного времени они стремятся самоутвердиться, про­явить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жи­тельства молодежного досугового центра с кафе, интернет-кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.

Особую актуальность в организации семейного досуга микро­района приобретает родительская общественность. В этом отно­шении наряду с родительскими комитетами в учебно-воспита­тельных учреждениях заслуживает внимания опыт создания еди­ного родительского общественного органа микрорайона, объеди­няющего усилия родительских активов школ, дошкольных и вне­школьных учреждений, других социальных институтов. Деятель­ность такого общественного формирования способствует повыше­нию активности взрослых жителей социума, ответственности ро­дителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общная» система ор­ганизации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в прак­тическом опыте деятельности семей США, Канады и других за­падных стран.


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности__

Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех соци­ально-культурных институтов в педагогическом просвещении ро­дителей, в организации психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социаль­ные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, препода­ватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педа­гогической культуры.

В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работ­ники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагоги­ческой деятельности. Они могут получить ответы на интересую­щие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт созда­ется при школе, досуговом центре, подростковом клубе или биб­лиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум ос­новным направлениям: подбор специальной литературы, методи­ческих материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у спе­циалистов по вопросам семейного досуга, педагогического обще­ния). В связи с широким распространением неформальных досуго­вых объединений и движений особое внимание в оказании психо­лого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и мо­лодежными группами.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

5. Средства массовой информации и коммуникации

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития - информационное общество, что значи­тельно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для ин­формации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней в обще­ственной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуника­ции, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятель­ности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникатив­ного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно орга­ничное развитие социально-культурной сферы. Особую актив­ность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые ин­формационные и телекоммуникационные системы, а также изуче­ние возрастающего влияния такого мощного социально-культур­ного института, как средства массовой информации и коммуника­ции. В этот процесс включена сегментация социокультурного ин­формационного пространства региона, специализация средств ин­формационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

власть». Это значит, что как вид социально-культурной деятельно­сти журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и су­дебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена сво­бодного обмена мнениями среди граждан и формирования незави­симого общественного мнения; г) канал распространения культур­ных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Продукт СМИ в контексте на­шего предмета - организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не по­треблять информационную продукцию.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, виде







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 396. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия