Студопедия — Взаимосвязь экофеминизма с глобальными проблемами современности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взаимосвязь экофеминизма с глобальными проблемами современности.






СОДЕРЖАНИЕ

Введение...3

Глава I. Социально-исторические и мировоззренческие основания экофеминистского проекта

1.1 Проблематика «философии пола» в истории философской мысли...12

1.2 Религиозное измерение идеального образа женщины. Феминистская критика Библии...22

1.3 Феминизм как социальный феномен. Эволюция феминистских идей в тендерных и психоаналитических исследовательских программах.....31

Глава П. Теоретическая и ценностная специфика экофеминизма

2.1 Взаимосвязь экофеминизма с глобальными проблемами современности. Экологический дискурс феминизма...50

2.2 Сравнительный анализ мифа о «естественной женщине» в культурной архаике и экофеминизме. «Бегущая с волками» К.П.Эстес...85

2.3; Экофеминизм и постмодернизм: женщина и ее «Другое»...95

Глава III Феминная идея в культуре и философии России

3:1 «Святое» и «светское» феминной идеи в русской религиозной

философии. Социокультурные смыслы мифологемы «софийности»..117

3.2 Социально-экономические перспективы экофеминистского проекта в России: оппозиция патриархального и современного...133

Заключение...151

Библиография...154

 

 

 
  Введение  
 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-философская мысль конца XX - начала XXI вв. активно формировала особую предметную область, обусловленную необходимостью осмысления классических проблем в новых смысловых и методологических контекстах. Усиливающаяся деформация сциентистских моделей объяснения и понимания общественных процессов привела к переносу внимания с универсальных, претендующих на всеобщность, феноменов и соответствующих им теоретических реконструкций, на локальные явления, ранее остававшиеся на периферии философской науки. К их числу относится экофеминизм, заявивший о себе как о социально значимом мировосприятии и специфической системе концептов, в основе которых лежат традиции и тенденции философского понимания пола - особенности биологического, психологического и социального своеобразия женщин.

Важнейшим фактором, способствовавшим появлению в середине 70-х годов XX столетия экофеминистких умонастроений, оказался жесточайший кризис в системе отношений между природой и человечеством - кризис, вызвавший переоценку многих ценностей. Разрушение единого ценностного, пространства, вызванное глобальным характером антропогенного давления на природу, виртуализацией постиндустриальной реальности и размыванием идентичности человеческого «Я», привело к смещению всех основных координат человеческого бытия. Экофеминизм, утвердившийся в качестве особой интерпретации новой социальной реальности, охватывает широкий круг взаимосвязанных проблем: исторических, философских, религиозных, политических, социоэкономических, этических и оказывает влияние на изменение состояния общества. Поэтому социально-философский анализ экофеминизма представляется необходимым элементом современной социальной теории и гуманитарной мысли.

Экофеминизм генетически связан с западными культурными традициями и мировоззренческим наследием феминизма. Являясь элементом социальной

онтологии западного образца, экофеминистские идеи впитали в себя интеллектуальные особенности как индустриального, так и постиндустриального общества. Эволюция феминизма, его историческая и теоретическая переориентация, получившая свое отражение в экофеминизме, затронула такие тенденции развития человечества, как отражение массовым сознанием перспектив будущего цивилизации и путей выхода из глобального кризиса, социокультурные трансформации и их границы, восстановление экологического равновесия. Теоретический анализ экофеминизма является актуальным и своевременным, поскольку он направлен на выяснение того места, которое занимают экофеминистские идеи в формировании экологического сознания и развитии духовного вектора современной цивилизации.

Нелинейность социальной жизни, резкая смена проблем, стоящих перед людьми, взаимодействие в общественном сознании научной парадигмы с представлениями, которые долгое время оставались за пределами философской рефлексии, повлияли на характер методологических принципов социальных наук, вынужденных разрабатывать системные подходы к новым социальным явлениям, к таким, как экофеминизм. В этом контексте разработка методологии оценки экофеминистского проекта также представляется актуальной и значимой.

Развитие феминной идеи в России имеет свои особенности, обусловленные историей ее развития и национальной ментальностью, поэтому феминизм и экофеминизм не получили своего распространения в нашей стране в той степени, что в западном обществе. В диссертационном исследовании произведен сравнительный анализ западной и российской традиций в решении проблем философии пола. Компаративное исследование экофеминизма позволяет дешифровать глубинные, не всегда проявленные социально-философские смыслы российского социального и цивилизационного проекта в его национальной специфике, а также выйти на

уровень возможных прогнозов относительно развития философии пола в ее экофеминистской разновидности на отечественной культурной почве. В определенном смысле решение этой исследовательской задачи позволяет наметить контуры формирования гражданского общества в России в одном из его сегментов - сознании женской локальной социальной группы.

Экофеминизм представляет собой достаточно новый объект анализа для. социально-философской мысли, обращающий на себя внимание тем, что формирует наши представления не только о традициях, но и тенденциях развития современной западной цивилизации и культуры. Становление неклассической социальной онтологии западного типа, включающей и экофеминистский дискурс, отражено преимущественно в работах западных мыслителей, для которых трансформация феминистской философии пола явлена как социальная реальность. Несмотря на растущий интерес к феминной проблематике, ее разработка в отечественной литературе уступает западной. По этой причине когнитивное поле экофеминизма, его эвристический потенциал в гораздо большей степени представлены как западными авторами экофеминистских представлений, так и их критиками.

Научная разработанность данной темы имеет два основных вектора, обусловленных специфическим предметом и объектом исследования. Первый вектор указывает на генезис экофеминизма - западную философию пола в феминистской интерпретации; а также типологию форм феминизма и основные исследовательские программы феминизма. Второй вектор направлен на формирование собственно экофеминистской мысли, ее единства и различия с феминизмом, на содержательную специфику и социально-философскую сущность этого феномена. В свою очередь, имманентная гетерономная природа экофеминизма требует для своего понимания анализа двойственности смыслов - экологических и феминистских - в их взаимодействии и взамообусловленности.

Наибольшая степень аналитической выверенное™ получена в работах, посвященных феминизму - его происхождению и сущности. Аналитика феминизма в отечественной социально-гуманитарной мысли прошла путь от обзоров западной литературы до обсуждения феминистской проблематики в контексте социального знания и социальной структуры.1 Хорошо изучен вопрос об идейных истоках феминистской идеологии.2 Феминизм в качестве «философии пола», т.е. в виде специфической разновидности философской теории, представлен в работах Т.Б. Рябовой, Н.Л. Пушкаревой, О.В: Шабуровой. Тендерный проект феминизма получил самую широкую поддержку по сравнению с, другими направлениями исследования. Разработкой тендерной проблематики занимаются многообразные специализированные центры тендерных исследований по социально-экономической проблематике народонаселения, а также учебные заведения многих городов России (О. Воронина, А. Арутюнян, М. Баскакова, Н. Космарская, М. Малышева, Е. Мезенцева, С. Айвазова, В. Бодрова, Е.. Машкова, Р. Потапова, Г. Силласте, С. Табурова, А. Кириллина, О. Хасбулатова и др). Интерес представляет анализ «государственного феминизма» советского периода, обусловленного государственным характером эмансипации граждан.4 Получило развитие принципиально новое направление - лингвистическая гендерология, занятое разработкой дискурсивного анализа мужской и женской речи, деконструкции

1 Юдина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. №3; Юлина Н.С. Феминизм // Новая философская энциклопедия. Т.4.- М., 2001.; Керимов Т.Х. Феминизм // Современный философский словарь. - М.-Бишкек, Екатеринбург, 1996; Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х г.г. // Вопросы философии. 1988. №5; Воронина О.В. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. - М., 1980; Феминизм: перспективы социального знания. - М., 1992.

2 Феминизм: перспективы социального знания. - М., 1992. - С. 56-76; Воронина О.А. Философия пола// Философия. - М., 1996. - С.388-391; Феминизм // Новая философская энциклопедия. Т.4. - М., 2001.

3 Айвазова С.Г. Феминистская традиция в России. - М., 1998; Айвазова С.Тендерное равенство в контексте прав человека - М., 2001; Женщина в истории западноевропейского средневековья. - Иваново, 1999; Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М., 1989; Воронина О.А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М., 1993; Шабурова О.В. Феминизм // Современный философский словарь. - М.-Бишкек, Екатеринбург, 1996.

4 Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека. - М., 2001.

фиксированных в языке стереотипов феминности и маскулинности на фонологическом, лексическом, грамматическом уровнях текста.5

В отличие от феминизма экофеминизм имеет сравнительно меньшую степень изученности. И. Жеребкина и Т. Ладыкина, рассматривая новейшие формы феминизма, интерпретируют их как постфеминизм, сформировавшийся на почве постиндустриального, информационного общества. Экофеминизм в этом случае предстает как разновидность постфеминизма.

Ряд проблем экофеминистского дискурса получил освещение в работах западных авторов. Так, проблема духовности, как особого рода политики, рассмотрена P.P. Рутер, К. Крист, Д. Мери, Э. Грей, Р. Гросс, Э. Джеггер. Женский способ идентификации в мифорелигиозной архаике рассмотрен М. Мид, Д. Диннерстайн, Дж. Элстейн, Э. Джейнвэй, Ш. Спретнак; в том числе психоаналитическая интерпретация женской идентичности - у К. Хорни, Дж. Митчелл, К.П. Эстес. Часть философов разрабатывает подход к экофеминизму в контексте экологической проблематики постиндустриализма (Г. Бейтсон, С. Бенхабиб, К. Уоррен, А. Леопольд, К. Мерчант, А. Фергюсон, Э. Грей, Дж. Грир, Г. Сколимовски), а также постмодернизма (С. Бордо, Ю. Кристева, Л. Иригрей, С. Ловибон).

Эколого-экономические проблемы в рамках альтернативных моделей будущего (на материале экофеминизма) представлены работами X. Хендерсон, Е.Ф. Шумахера, Ф. Капры. В области методологических оценок экофеминизм чаще всего определяется как разновидность культурологического анализа. Социокультурное измерение пола представлено работами Г. Рубин, Д. Скотт, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Л. Николсон, В. Брайсон.

5 Тендер как интрига познания. - М., 2000.

Жеребкина И. «Прочти мое желание»... Постмодернизм, психоанализ, феминизм. - М., 2000.

Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна: Автореферат дне. канд. филос. наук: 09.00.11. - Омск: Омский гос. ун-т, 2002.

Несмотря на новейшую хронологию возникновения, экофеминизм объективирован в трудах многих западных авторов в самых разных контекстах. Вместе с тем, такие важные вопросы, как философский статус экофеминизма, системность этого социального феномена, возможность его существования в национально-культурной оболочке, мифогенерирующий потенциал, типологические свойства, структура ценностей - требуют исследования и обоснования.

Методологической основой работы является интеграция принципов историзма, системности, объективности с методами философского анализа социальных феноменов. Метод исторической реконструкции использован для выяснения того, как возник и развивался экофеминизм в качестве специфического когнитивного комплекса. При рассмотрении культурологических приемов обоснования экофеминизма автор использовал; герменевтический метод, позволяющий установить коррелятивные связи между основными концептами и социально значимым содержанием экофеминистских идей.

В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по теоретической рефлексии над социальными феноменами, их типологии, структуре, динамике социокультурного развития.

Теоретическую базу исследования составили:

• работы авторов феминистского и экофеминистского направления: Daly, Mary; Elstain, Jane; Gray, Elizabeth Dodson; Greer, Germain; Henderson, Hazel; Janeway, Elizabeth; Merchant, Carolyn; Ruether, Rosemary Radford; Spretnak, Charlene; Warren, Karen.J.; Kanpa, Фритьоф; Schumacher E.F., Leopold, Aldo; С. де Бовуар; Т. Абеляр и

др-;8

Daly, Mary. Beyond God the Father: Towards a Philosophy of Women's Liberation. -Boston: Beaccon press, 1973.; Elstain, Jane. Public Man, Private Woman: Knowing and Difference. - Prinstone,1981. Gray, Elizabeth Dodson. Green Paradise Lost. -Wellesley, Mass.: Roundtable Press,1981.; Greer, Germain. The Female Eunuch.

• труды русских религиозных философов-софиологов B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского;

• работы представителей психоанализа - К.-Г. Юнга, К. Хорни, К.П. Эстес и др.;

• ¦"•¦ работы западных постмодернистов (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.Ф.

Лиотар, Ж. Деррида, У. Эко, М. Фуко), а также работы феминистского содержания, близкие постмодернистской философии (Ю. Кристева, Э. Сикс, Л. Иригрей, С. Ахмед, А. Брукс, К. ди Стефано, Э. Снитоу).

• теоретико-методологические работы отечественных философов по социально-функциональному анализу общества (А.В. Бузгалин, B.F. Федотова), философской антропологии (Г.С. Киселев, Р.П. Трофимова), глобальным проблемам современности (Н.Н. Моисеев, А.И. Неклесса, В.Б. Пастухов, М.М. Скибицкий), социальной динамике и методологии социального познания, историко-философскому анализу постмодернистской мысли (Е. Ермолин, М.В. Ильин, П.К. Гречко, В.О. Рукавишников, А.С. Панарин, И.С. Скоропанова, Э.Г. Соловьев, О.В. Холмогорова и др.).

Целью исследования является анализ генезиса и сущности экофеминизма как социального феномена; создание системного представления о концептуальных особенностях экофеминизма.

Объект исследования - история и идеология западноевропейской феминистской мысли как компонента социального бытия.

N.Y.'McGraw-Hill; 1971.; Henderson, Hazel. Creating Alternative Futures. -N.Y.: Putnam, 1978.; Henderson, Hazel. The Politics of the Solar Age.-N.Y.: Anchor/Doubleday, 1981.; Janeway, Elizabeth, 1913. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology. - Harmondsworth: Penguin books, 1977.; Merchant, Carolyn. The Death of Nature: Women, Ecology and the Scientific Revolution. - San Francisco: Harper and Row, 1980.; Ruether, Rosemary Radford. Ecofeminism: Symbolic and Social Connections Between the Oppression of Women and the Domination of Nature. - Charlotte: University of North Carolina, 1991.; Spretnak, Charlene. Lost Goddesses of Early Greece. - Boston: Beacon Press, 1981.; Warren, Karen J. Ecofeminist Philosophy: A Western Perspective on What It Is and Why It Matters.- N. Y.: Rowman & Littlefield Publishers, INC., 2000.

Предмет исследования - теоретическая реконструкция возникновения, развития и трансформации экофеминистских концепций в социокультурном, методологическом и дискурсивном контекстах.

Основные задачи исследования:

• исследовать идейную специфику феминизма, как социально-теоретического основания экофеминизма;

• осуществить селекцию наиболее презентативных экофеминистских идей и соответствующих концепций;

• изучить методологические подходы к анализу и критике экофеминистского проекта;

• выявить ценностно-понятийную структуру экофеминизма и обосновать его наиболее характерные особенности;

• рассмотреть концептуальные и социальные основания экофеминистских идей в русской религиозной философии и современной социокультурной ситуации России.

Новизна научного исследования.

1. Разработана концепция экофеминизма, в которой он эксплицирован как системный социальный и мировоззренческий феномен постиндустриального общества. На основании критического анализа малоизвестных в отечественной литературе работ западных авторов экофеминизм представлен в качестве гетерогенного, понятийно незавершенного философского мировоззрения, сочетающего постфеминистскую философию пола с новым «универсальным» гуманизмом, экологической парадигмой и постмодернистским дискурсом.

2. Обоснована структура экофеминизма в теоретическом и практическом ракурсах:

- в логическом - как ряд взаимопорождающих дихотомий мужского и женского, социального и природного, рационального и интуитивного;

- в психологическом - как форма личностной культурной идентификации;

- в ценностном - как синтез экологических, социальных и личностных идеалов;

- в практическом аспекте экофеминизм реализует себя в качестве одного из направлений в экологическом движении.

3. Установлены особенности экофеминизма: содержательный эклектизм, неомифологизм, ситуативная этика, антисциентизм и антитехницизм.

4. Дифференцированы и классифицированы основные методологические программы исследования идеи феминности (натуроцентристская, культуроцентристская, социоцентристская, психоаналитическая). Экофеминистская концепция обоснована как разновидность культуроцентристского способа реферирования и теоретизирования своей предметной области;

5. Раскрыта зависимость между экономическими перспективами развития* современного российского социума и характером решения «женской» проблемы. В России экофеминизм не имеет социальной базы, поскольку в патерналистской ментальности общества понятия прав индивида и групповых прав находятся в зачаточном состоянии.

Материалы и выводы диссертационного исследования создают основу для дальнейшего исследования новейших социальных феноменов западного общества в их сопоставлении с тенденциями развития современной России. Критический анализ конструктивных возможностей экофеминистского мировоззрения представляет собой значимый практический вклад в формирование государственной политики социального партнерства, призванной учитывать интересы и потребности всех социальных групп.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания социальной философии, культурологии, политологии; они могут также быть использованы в политических экспертных оценках по состоянию массового сознания в общественной жизни России.

Глава 1

Социально-исторические и мировоззренческие основания экофеминистского проекта

В основе экофеминизма как социального и мировоззренческого феномена лежат традиции и тенденции философского понимания пола -особенности биологического, психологического и социального своеобразия женщин. В первой главе рассматриваются историко-философские и религиозные истоки феминистского дискурса; типология и этапы становления феминизма в западной традиции, а также основные теоретические модели философии пола.

1.1 Проблематика философии пола в истории философской мысли

Феминизм определяют как «термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, философским течениям западной мысли, занимающимся женской проблематикой».9 Комплекс идей, составляющих феминистский социально-мировоззренческий проект, обычно называют философией пола. Этот проект имеет два основных измерения - социально-онтологическое и философско-мировоззренческое, которые, взятые в единстве, задают параметры феминизма как альтернативной философской концепции социокультурного развития. Вначале следует остановиться на понятийном аппарате феминизма, формировавшемся под влиянием философской мысли и истории западной культуры. Основные концепты феминизма - равноправие полов, маскулинность и феминность, сексизм -

1 Феминизм//Новая философская энциклопедия в 4-х тт. Т. 4. - М., 20011 - С. 171.

важны не только в качестве этапов философии пола, но и тем, как эти идеи воспринимались феминистским сознанием XX века.

В истоке философии пола лежат дихотомии мужского и женского, нравственного и безнравственного, социального и природного. От методологической основы зависела трактовка женской природы и женской роли (рождение и воспитание детей, семья). В философии античности, Ренессанса и Нового времени антропологическая проблема обычно ставилась как проблема соотношения биологического и социального (правового и этического) в человеке. Частным вариантом этой проблемы выступила проблема дифференциации пола и специфических характеристик женщины. Чаще всего решение антропологических вопросов осуществлялось на путях общего решения проблем справедливого социального устройства, отношения к женщине, обсуждения характера женской сексуальности и в этом свете - соотношения этического и природно-сексуального, включающего также и мифо-поэтический элемент. Пифагор, например, утверждал, что «существует положительный принцип,

который сделал порядок, свет, мужчину, и отрицательный принцип, который

ю сделал хаос, сумерки и женщину».

Вплоть до Нового времени господствовали установки на мистификацию женской природы рационально-философскими (платоновский эгалитаризм) и теологическими (генетическая второстепенность) средствами, а объединяло их стремление редуцировать весь спектр женской проблематики к биологии женщины. Такой подход получил название сексистского.

Дихотомия «элитаризм - эгалитаризм» выступила идейным основанием для обсуждения проблемы социального равноправия мужчины и женщины у Платона и Аристотеля. Для Платона очевидны возможности равного участия мужчин и женщин в общественных делах, описанные в «Государстве». Положение женщин в афинском обществе было подчиненным, а

10 Айвазова С.Г. Феминистская традиция в России. - М., 1998. - С.119.

преобладающее отношение - пренебрежительным. Оно оставалось таковым на протяжении последующих тысячелетий развития общества, экономически основанного на частной собственности. В идеальном государстве, построенном в соответствии с идеей высшего блага, где каждый индивид существует ради целого (государства), возникает разделение труда граждан в соответствии с их способностями. Платона интересовал вопрос, могут ли женщины быть правителями и воинами, т.е. способны ли они к занятиям, которые традиционно считались мужскими? Он считал, что рождение и вскармливание ребенка (природные особенности женщины, отличающие ее от мужчины) не влияют отрицательно на ее способности выполнять какие-либо другие обязанности, как способность быть сапожником не зависит от того, лысый он или кудрявый. п

Многообразная практика убедила Платона, что у мужчин и женщин одинаковые природные способности. Вопреки обычаям Платон провозглашает тезис о пригодности женщин ко всем видам общеполезной деятельности, вплоть до духовной и политической ее форм. Женщины могут заниматься философией, защищать государство, заниматься искусствами, однако, Платон делает гуманистическую оговорку, «из-за слабости их пола женщинам надо давать поручения более легкие, чем мужчинам» (Государство. Y 457 а). Т.о., мысли Платона о равенстве мужчин и женщин близки к эгалитаризму, т.е. утверждению о всеобщности человеческих способностей мужчин и женщин.

В отличие от Платона, Аристотель стоял на позициях биологического пола, определяющего сущность женщин и мужчин, т.е. на позициях сексизма. Женщины воспроизводят потомство, мужчины делают все остальное. В «Политике» мыслитель уподобляет дихотомию духовного и телесного дихотомии мужчины и женщины: «первый по своей природе выше, вторая - ниже, и вот первый властвует, вторая находится в

11 Платон. Государство. Y 454 с-е // Платон. Сочинения в 3-х тт. Т. 3, ч.1.- М.: Мысль, 1971.

подчинении». Те же идеи Аристотель высказывает в трактате «О рождении животных».

Женское и мужское начала, по Аристотелю, принципиально различны по своему предназначению. В процессе зачатия мужское духовное начало придает форму женскому материальному, сообщает ему движение, вносит в него душу. Поэтому оно играет главную роль в создании новой жизни. Жизнь или душу Аристотель связывает с телом. Поскольку, полагал он, женский организм холоднее мужского, постольку женщины имеют меньше души и живут гораздо меньше, чем мужчины (это суждение Аристотеля отражает истинную демографическую ситуацию античного общества -действительно, продолжительность жизни женщин была значительно меньше, чем мужчин). Поэтому женщина по сравнению с мужчиной — некое незавершенное творение, незавершенный мужчина13.

Аристотель в I главе «Политики» подвергает критике положения Платона, в частности, об общности детей, жен и имущества. Аристотель высказывает мысль о том, что реализация этой политики приведет к противоположному результату: вместо упрочения государства - к его гибели. Аристотель противопоставляет Небо и Землю как мужское и женское начало. Для него земля существо женское, которое он называет Мать, между тем, как Небо есть Создатель или Отец. Противопоставление мужского и женского начала для Аристотеля было абсолютным: женское относится к мужскому, как материя к форме. Небеса поэтому четко отделены от презренной земли, ибо воплощают нечто лучшее и божественное, являясь принципом движения, тогда как Земля (женское) представляла собой только материю. В ситуации мужчины и: женщины превосходство мужского проявляется в способности мужчины к мышлению и рассуждению. И, таким образом, философия пола у Аристотеля, во-первых, оказалась философией мужчины - разумного и социально активного существа; во-вторых, с методологической точки

12 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. - Минск: Литература, 1998. - С.261.

13 Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. - Иваново, 1999. - С.15.

зрения, Аристотель использовал принцип биологоцентризма - редукции пола к его биологии.

Помимо дилеммы элитарного-эгалитарного в проблеме «мужское-женское» в древней философской культуре было сформировано еще одно очень важное понятие — Андрогина. Идея андрогина (сочетании мужчины и женщины в единую цельную личность) имеет свою историю в европейской культуре. В диалоге Платона «Пир» Аристофан рассказывает знаменитый миф об Андрогине. Согласно этому мифу, люди раньше были трех полов -мужчины, женщины и андрогины. Андрогины имели округлое тело, по четыре руки и четыре ноги, по два совершенно одинаковых лица. Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, за что в наказание были разделены Зевсом на половинки. «И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь...»14. Части прежних однополых мужчин и однополых женщин имеют влечение к своему полу и ищут свои половинки среди представителей того же пола; также ищут друг друга и мужская и женская половинки двуполого андрогина. Когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они не хотят разлучаться даже на короткое время15. В соответствии с андрогинной концепцией, женственность не включала характеристики личности, противоположные мужественности. Вместо этого считалось, что психологические характеристики женственности и мужественности - это два независимых параметра, которые могут не пересекаться, а могут и частично совпадать.

Платон. Собрание сочинений в 4 т. -1.2.11 Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф..Асмуса, А.. А. Тахо-Годи. Пер. с древнегреч. - М., 1993.- С. 98.

15 Там же, с. 99 - 100.

Феминистские идеи распространились в Европе в эпоху Возрождения, когда Кристина де Пизан, Корнелиус Агриппа стали описывать неравноправное положение женщины в обществе и выступили в защиту ее прав. Во времена Французской буржуазной революции лозунги свободы, равенства и братства стимулировали движение женщин за освобождение. Тем не менее, декларация прав человека и гражданина фактически явилась декларацией мужской правовой системы. Олимпия де Гуж сформулировала в это же время другую декларацию прав женщины и гражданки, которая содержала требования предоставить женщине избирательные права и свободы занимать государственные должности. Начавшееся женское движение было подавлено в ходе революции, а сама Олимпия казнена.

Логическая операция по отождествлению женщины с ее полом послужила основой для формирования ряда специфических идей и соответствующих концепций, зачастую носящих весьма экзотический характер. Биологическая интерпретация сущности женщины породила направления в дофеминистской социальной мысли, названное сексизмом. Сексизм - это взгляд на женщину с точки зрения ее первейшей природной роли. Именно сексизм первоначально породил протестный потенциал феминизма, направленный против ханжеской морали, являющейся составной частью сексистского взгляда на женщину. Гюго в свое время написал, что женщина - это «грязь, жаждущая превратиться в глину» («Человек, который смеется»), отразив тем самым уничижительный взгляд на женщину, сторонником которого сам он не являлся.

Одним из забытых сегодня образцов сексистского дискурса женщины является доктрина маркиза де Сада, изложенная им в книге «Философия в будуаре», изданной в ХУ111 веке. Стоит особо отметить тот факт, что работа де Сада вызвала неожиданный интерес у современных философов, рассматривающих ее в качестве неких «пролегоменов» к феминизму.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 654. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия