Исследования по методике Уинтера
Свою методику актуализации мотива власти Уинтер [D. G. Winter, 1967] разработал, вовсе не собираясь измерять этот мотив. Первоначально он занимался исследованием воздействия, оказываемого на людей лидером-пророком (в смысле Макса Вебера), при этом его интересовали такие мотивы, как подчинение и зависимость. Уинтер показывал своим испытуемым телефильм о произнесенной Джоном Кеннеди речи при вступлении на пост президента в 1961 г. (Исследование проводилось в США через два года после убийства Кеннеди, когда тот почти повсеместно почитался, особенно молодым поколением, национальным героем.) Предварительно с помощью специального опросника Уинтер выяснял, настроены ли испытуемые в пользу Кеннеди или против него. Однако на рассказы по ТАТ это обстоятельство не оказало никакого влияния. Они писались непосредственно после демонстрации фильма и сопоставлялись с рассказами по тем же картинкам ТАТ, написанными испытуемыми контрольной группы, просмотревшими перед этим фильм, в котором коммивояжер рекламировал приборы для естественнонаучных опытов. В рассказах испытуемых экспериментальной группы моментов, связанных с темой власти, оказалось значительно больше, чем у испытуемых контрольной группы. После знакомства с предысторией разработки ключевых категорий анализа Уинтера не приходится удивляться, что в качестве критерия актуализации мотива власти в нем на первый план выдвинуты переживание власти и произведение впечатления на других людей. Как уже отмечалось, первоначальный вариант своих категорий анализа Уинтер видоизменил, введя критерии мотива власти Юлимана (действия, вызывающие у другого человека сильные эмоции, угроза, противодействие) и Вероффа (внешние препятствия, связанные с целью негативные ожидания). Модифицированные таким образом категории оказались настолько чувствительными, что позволили выявить высоко значимые различия между рассказами по ТАТ испытуемых экспериментальных и контрольных групп в исследованиях Вероффа и Юлимана (см. табл. 7.5). Причем не только между суммарными показателями, но и почти по каждой из 13 категорий. Кроме того, работая с этими категориями, Стюарт и Уинтер [A. J. Stewart, D.G. Winter, 1976] установили, что методика Юлимана с применением гипноза, а также прослушивание записей знаменитых речей (речь Черчилля в Дюнкерке, первая речь Джефферсона при вступлении на пост президента, монолог Генриха V из пьесы Шекспира) вызывают у студенток не меньше мыслей, связанных с темой власти, чем у студентов. Таблица 7.5
Чувствительность различных категорий анализа к отдельным приемам актуализации мотива власти [D. G. Winter, 1973, р.71]
Выделенные для валидации корреляты мотива власти в дальнейших исследованиях [см.: D. G. Winter, 1973] оказались многочисленными и разрозненными. В целом исследования со студентами рисуют следующий портрет человека с высоким мотивом власти (или с высокой «надеждой на власть»; см. с. 319):
«...Занимает в организациях больше постов, чаще выдвигается кандидатом во влиятельные комиссии, активнее сотрудничает с редакциями университетских газет и радио, предпочитает индивидуальные виды спорта и достигает в них более высоких результатов; нередко избирает профессию, позволяющую «манипулировать» другими (учитель, священнослужитель, психолог, журналист); зачастую является автором «писем читателей»; выбирает в качестве близких друзей менее ярких студентов; раньше начинает половую жизнь; участникам групповой дискуссии представляется увлекающим за собой, инициативным и оказывающим по сравнению с другими большее влияние, его воспринимают как мало склонного к помощи; отвечая на вопросы о достижениях в учебе, преувеличивает свои успехи; нередко обладает престижными вещами; больше пьет спиртных напитков; активнее участвует в различных состязаниях; чаще читает журналы, посвященные спорту и сексу».
Уинтер делает отсюда вывод о склонности испытуемых с высоким мотивом власти обращать на себя внимание, привлекать сторонников, легко поддающихся влиянию, стремиться к обеспечивающим социальное влияние и официальную власть постам, контролировать каналы поступления информации, приобретать и накапливать престижные и символизирующие источники власти вещи, а кроме того, создавать себе возможности для замещающего удовлетворения потребности в обладании властью и ее применении. Если бы высокий мотив власти в понимании Уинте-ра был прежде всего ориентирован на страх (отчасти соответствуя «социализированному мотиву власти» по Мак-Клелланду), то таких коррелятов было бы меньше (ими оказались бы, прежде всего выраженное стремление к независимости, высокий общий уровень активности, невысокое умение играть в азартные групповые игры и т. п.).
Рис. 7.6. Поведение испытуемых с высоким и низким мотивом власти в «игре с переговорами»: а) частота трех типов расторжения коалиций (А — последующие действия в одиночку; В—предложение коалиции третьему лицу; С — принятие предложения, третьего лица); Ь) количество баллов, набранных в трех турах [U. Schnakers, U. Klein-beck, 1975, p. 307, 314]
В качестве архетипа власти (но не сексуальности) Уинтер проанализировал легенду о Доне Жуане. Со времени своего первого изложения в 1615 г. испанским монахом Тирсо де Молина история Дона Жуана породила в различных странах столько версий и вариантов, сколько едва ли породил какой-либо еще литературный сюжет. Количество этих версий и было использовано в качестве национальных индексов власти, документальным проявлением которых могли служить империалистические захваты территорий (Великобритания) или вступление в войны (США и среднеевропейские страны). Как ни удивительно, но Уинтер и в самом деле обнаружил взаимосвязь увеличения числа версий Дона Жуана и объема их изданий с проявлением в следующем десятилетии власти в форме присоединения новых территорий и вступления в войну. К сожалению, до сих пор проведено лишь единственное экспериментальное исследование, в котором наблюдалось поведение испытуемых с высоким мотивом власти (по Уинтеру) в ходе социального взаимодействия [U. Schnakers, U. Kleinbeck, 1975]. Испытуемые, разбитые на группы по три человека таким образом, что из каждых трех один обладал высоким мотивом власти, принимали участие в «игре с переговорами». Каждый игрок имел в своем распоряжении «карточки власти», с помощью которых мог увеличивать выпавшее ему число очков, чтобы приблизиться к цели. Каждые двое партнеров могли составлять для совместного достижения целей направленные против третьего игрока коалиции. В этом случае они должны были договориться о распределении выигрыша. Вплоть до последнего момента коалиции можно было расторгать и вступать в новые. Как и следовало ожидать, испытуемые с высоким мотивом власти чаще других захватывали инициативу и выступали с предложением о создании коалиции, чаще выбирались в качестве партнера по коалиции и соглашались вступить в нее, они чаще расторгали коалиции, чаще меняли договоренность о разделе выигрыша в свою пользу и чаще выигрывали. На рис. 7.6 показаны различия частоты трех типов расторжения коалиции и величины выигрышей в трех турах игры у испытуемых с высоким и низким мотивом власти. Коэффициенты корреляции между силой мотива власти и величиной выигрыша составляют для трех туров игры 0,33 (р 0,025), 0,42 (р0,005) и 0,45 (р0,005) соответственно.
|