Студопедия — МАХАТМА ГАНДИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МАХАТМА ГАНДИ






 

 

Полное имя – Ганди Мохандас Карамчанд

(род. в 1869 г. – ум. в 1948 г.)

 

 

Одним из немногих революционных вождей, которые не желали проливать ни капли человеческой крови, верили в революцию путем ненасилия, был «отец индийской нации» Ганди. Почетное имя «махатма» переводится с хинди как «великая душа». По словам папы Иоанна Павла II, Ганди был воплощением заповеди Спасителя о любви к ближнему. Папа писал, что Ганди «…был глубоко проникнут евангельским духом». Тагор сравнивал Ганди с Буддой, а современники называли его святым, «совестью человечества». О себе же Ганди говорил, что он «не святой и не политик».

Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 году. Он не принадлежал к высшим кастам брахманов и кшатриев, а происходил из торговой касты модбаниа; его фамилия означает – торговец-бакалейщик. Род Ганди в XVIII–XIX веках принадлежал к служилой прослойке. Его дед и отец были премьер-министрами при князьях Порбандара и Раджкото, что входили в состав Британской Индии. Семья Ганди была одной из самых образованных в Индии. Отец готовил будущего махатму к карьере премьер-министра княжества. Ребенок получил приличное образование в местной английской средней школе. Но с детства Мохандаса привлекали идеи мистицизма и религиозной терпимости.

Когда Ганди было 13 лет, родители женили его на девочке его возраста по имени Кастурбай. В 1883 году родился его старший сын. Невзирая на запреты своей касты, которая возражала против его отъезда из Индии и угрожала отлучить его от касты, в 1884 году Ганди уехал учиться в Лондон. В Лондоне он стал членом общества вегетарианцев, что соответствовало его убеждениям. В Англии Ганди получил юридическое образование, а также познакомился с масонством. Он стал поклонником теософии, познакомился с Еленой Блаватской и Анни Безант. Теософия подтолкнула его к изучению истории буддизма, ислама, христианства, индуизма. Близки Ганди были и идеи толстовства. Он писал: «Толстой укрепил мою любовь к ненасилию».

В 1891 году Ганди вернулся в Индию и был зачислен в Бомбейскую коллегию адвокатов. В это время его учителем стал «великий старец» – идеолог индийского национального движения и член английского парламента Дадобхай Наороджи. Однако ни в Бомбее, ни в Раджкоте адвокатская практика не принесла Ганди успеха, а кресло премьер-министра было ему недоступно. В 1893 году, приняв предложение торговой фирмы, Ганди уехал в Южную Африку, где возглавил борьбу против расовой дискриминации индийской общины, став общественным и политическим деятелем. В 1894 году под его руководством индусы Южной Африки создали политическую партию Индийский национальный конгресс (ИНК). Не будучи официальным главой Индийского национального конгресса, Ганди стал духовным лидером движения, для обозначения идеологии которого до сих пор используют слово «гандизм».

Ганди принял обет самоограничения – брахмачария (отказ от собственности, от поедания животных, половое воздержание) и сформулировал идею сатьяграха – «ненасильственного сопротивления», связав ее с ахимсой – идеей непричинения зла всему живому. Первая его сатьяграха проявилась в Южной Африке в 1907 году в знак протеста против расистского закона, вторая – в 1913 году. Южно-африканские власти после переговоров с Ганди приняли «Закон об облегчении положения индийцев». Вернувшись в Индию в 1915 году, Ганди основал собственный ашрам (обитель) на пожертвования богатых индийских националистов. В 1917 году Ганди провел процедуру сатьяграхи в Индии.

В 1918–1919 годах, когда Англия отказалась выполнить обещание и предоставить Индии самоуправление, по всей Индии вспыхнули волнения. Ганди призвал индусов к ненасильственной борьбе против господства английских колонизаторов. В ответ на угрозу введения чрезвычайного положения Ганди написал «Клятву сатьяграхи» и создал «Союз сатьяграхи». После введения чрезвычайного положения Ганди объявил о начале сатьяграхи и призвал индусов к прекращению деловой активности, к бойкоту колониального режима (отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских школ, колледжей, выборов в законодательные органы, бойкот иностранных товаров, отказ от уплаты налогов). Черчилль писал: «Тревогу и отвращение внушает вид Ганди – мятежного юриста, ныне выступающего в качестве факира того типа, который широко распространен на востоке, поднимающегося полуголым по ступеням дворца вице-короля с тем, чтобы руководить кампанией несотрудничества и гражданского неповиновения…»

Целью сатьяграхи объявлялось достижение свараджа – самоуправления Индии. Ганди стал главным редактором газеты «Молодая Индия». Программа и устав, написанные им, были приняты ИНК, идеи о ненасильственных методах борьбы были приняты в качестве идеологии Конгресса. Ганди выступал за социальную справедливость, за отмену касты неприкасаемых (называя неприкасаемых «детьми Божьими», пропагандировал идею индусско-мусульманского единства. Ганди подписал пакт об индусско-мусульманском единстве в борьбе за сварадж с лидером мусульман Индии Джинной. В то же время Ганди объявлял голодовки, протестуя против раздробленности Индии, выступал против создания мусульманского государства Пакистан.

Сатьяграхи 1919–1922, 1930–1932, 1939–1940 годов стали ступенями формирования индийской нации. Сатьяграха 1930 года началась соляным походом, когда Ганди и десятки тысяч его последователей стали сами варить соль в знак протеста против «соляной» монополии англичан. Подобным же методом борьбы был бойкот «английской одежды».

Во время первой сатьяграхи в Индии, когда был сожжен полицейский участок, Ганди резко осудил проявление насилия. Свыше 100 тысяч членов ИНК были арестованы в январе 1932 года, был посажен в тюрьму и Ганди. В мае 1933 года он решает приостановить всеобщую сатьяграху, но 1 августа 1933 года начал индивидуальную сатьяграху. Ганди снова был арестован. Сотни конгрессистов последовали за ним в тюрьму. Его освободили в 1934 году. В середине 1930-х годов Ганди вышел из ИНК и призвал своих последователей отдавать время домашнему ткачеству, движению за индусско-мусульманское единство, защите неприкасаемых.

Когда началась Вторая мировая война, Ганди не поддерживал Англию в этой войне, хотя и сочувствовал борьбе с фашизмом. В 1942 году Ганди объявил, что наступил решающий этап борьбы за полную независимость Индии: «Прочь из Индии!», «Действуй или умри!». Тогда же ИНК принял резолюцию о немедленном предоставлении Индии независимости и начале (под руководством Ганди) кампании несотрудничества с властями.

В то же время Ганди был против восстания индийских моряков в 1946 году, которое поддержали ИНК, Мусульманская лига и коммунисты. Вице-король Индии пригласил Ганди для переговоров о предоставлении Индии независимости. Было решено передать власть правительствам двух независимых государств – Индии и Пакистану. Первое правительство Индии при поддержке Ганди возглавил Джавахарлал Неру. Самого Ганди называли «отцом нации».

15 августа 1947 года была провозглашена независимость Индии – первого демократического государства в Азии. В то же время Ганди скорбел о разделе Индии, объявив, что поэтому не сможет участвовать в официальной церемонии провозглашения независимости. Он объявил голодовку в знак протеста против начавшихся индуистско-мусульманских погромов и прекратил ее только тогда, когда представители всех религиозных общин Калькутты поклялись не допускать в Бенгалии религиозных возмущений. В сентябре 1947 года Дели был охвачен религиозными волнениями. Ганди боролся со злом, но никогда не призывал к физическому уничтожению носителей зла. Ганди снова прибег к голодовке, которая на пятый день прекратила все погромы. Сотни представителей индусской, сикхской, мусульманской, христианской и иудейской общин пришли к обессилевшему от голодовки Ганди, поклялись установить мир между общинами.

Выступая против империализма, Ганди критиковал и социализм «сталинского типа». Он писал: «Социализм – прекрасное слово, и, насколько мне известно, при социализме все члены общества равны… Такой социализм чист, как кристалл. Он требует, таким образом, кристально чистых средств для своего установления. Нечистые средства приводят к нечистому концу. По моим сведениям, в мире нет ни одной истинно социалистической страны». Большевизм, по мнению Ганди, стремился насадить социалистические идеалы с помощью насилия и классовой борьбы, Ганди противопоставлял свою ненасильственную революцию большевистской революции, основанной на насилии.

Ганди считал, что капитализм, существующий на Западе, не может иметь будущего в Индии, но это вовсе не означает, что должно быть уничтожено свободное предпринимательство. В программе Ганди были и защита трудовой собственности и мелкого производителя от государства, помещиков и капиталистов путем нравственного усовершенствования последних и их добровольного самоограничения. Он искал путь гармоничного сочетания трудовой частной, государственной и кооперативной собственности, считая, что конфликт между рабочими и капиталистами может быть разрешен, если каждый будет выполнять «свой долг».

В конце 1947 – начале 1948 года Ганди постоянно подвергался смертельной опасности. 30 января 1948 года он отправился в храм, где его дожидались около 500 молящихся. К Ганди бросился член экстремистской организации «Раштрия севак сангх» индусский фанатик Натурам Годсе и три раза выстрелил в него в упор.

Ганди не только создал концепцию индийского социализма, не только привел Индию к независимости, он учил сотни тысяч людей побеждать в себе раба, освобождаться от страха за свою жизнь во имя блага народа. Бесстрашие положил в основу новой морали Ганди. Своей жизнью он доказал, что можно победить грубую физическую силу силой собственного духа.

 


 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 625. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия