Студопедия — Культура Европы ХIХ столетия. Культура индустриального общества.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура Европы ХIХ столетия. Культура индустриального общества.






Начался пространственно-временной рост цивилизации: в духовн. мир человека входили новые территории и «пласты» прошлого. Познание раздвинуло границы вглубь и вширь. Возникли нов. способы преодоления времени и простр-ва: новая техника с ее небывалыми скоростями, ср-вами связи. вселенная как бы сузилась и одновременно расширилась.

В культуре Нового времени 19 век – это особый и значительный этап развития европейской культуры. Буржуазная цивилизация этого периода достигает зрелости, которая довольно быстро переходит в стадию кризиса. Все это значительно меняет облик духовной жизни буржуазного общества и его художественную культуру. В своих основах 19 столетие содержит все те же базисные ценности буржуазной культуры предшествующих времен – антропоцентризм, рационализм, европоцентризм и др. В решениях мировоззренческих проблем культура 19 века пытается удержаться в рамках уже известных парадигм капиталистического восприятия мира, но мир кардинально меняется и назревает острейшая необходимость переоценки ценностей.

В основе создания нового мира лежат три основных фактора – демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Эти факторы не были созданием собственно 19 века, они появились гораздо раньше, но именно в 19 столетии они были полностью проведены в жизнь.

Пути формирования культуры 19 века намечают такие важнейшие события века Просвещения как промышленный переворот в Англии, борьба североамериканских колоний за независимость и Великая французская буржуазная революция. Именно эти события определяют все социокультурные процессы 19 века.

Экономическое развитие западноевропейских стран стало возможным благодаря промышленной революции, которая привела к образованию индустриального общества, где производство и труд становятся идеалом, а затем и идолом, а затем одновременно с наукой и демократией превращаются в ведущие доминанты культурного развития.

Индустриальная цивилизация имела свои особенности, которые заключаются в следующих чертах:

1) мануфактура заменяется фабричным производством, что приводит к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Само производство дегуманизируется, освобождается от всех духовных ценностей.

2) Качественно изменяется рост благосостояния и уровень жизни людей. В жизнь активно входят телефон, телеграф, фотография, кинематограф. Появляются новые транспортные средства – паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро. Все это позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Повышается комфорт городских домов – появляется паровое отопление, канализация, центральное водоснабжение и т. д.

3). Складывается «средний класс» по признаку устойчивого материального положения – служащие государственный учреждений, частных компаний, лица свободных профессий, мелкие буржуа. Этот класс отныне обеспечивает устойчивость общества.

4). Формируется новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс, который вместе с наукой и обеспечивает то, что называется благосостоянием общества. В культуре доминируют понятия пользы, комфорта, достатка. Прогресс культуры отождествляется с экономическим прогрессом. Восприятия технического прогресса как основной определяющей черты развитости цивилизации приводит к противопоставлению и противостоянию «передовой» западной цивилизации и «отсталых» цивилизаций других стран.

В пересмотре этой точки зрения трудно переоценить роль войны североамериканских колоний за свою независимость. Война за независимость предопределила судьбу колониализма. И хотя на протяжении всего 19 века шел передел мира, возникали новые колонии, итоги национально – освободительной борьбы не всегда были утешительными, старейшие колониальные империи рушились, а новые не имели уже возможности долгого существования.

США продемонстрировали всему миру перспективы ускоренного развития ранее зависимых народов по пути капитализма, минуя стадию феодализма. В 19 столетии складывается мировая система капитализма, мировой рынок объединил оба полушария, общий принцип капиталистического способа хозяйствования стал всеохватывающим и более однородным.

В 19 веке налицо процесс сложения всемирной истории, формирования мировой культуры как целого, как единства многообразия, куда включаются национальные, локальные культуры, национальный художественные школы. В этот процесс уже включены традиционные общества, которые придают особый колорит проблеме диалога культур.

Как уже отмечалось выше, политический процесс Европы во многом определила Великая французская революция. Франция 19 столетия стала своеобразным политическим полигоном для Европейских стран. Здесь, в годы революции за короткий исторический период были опробованы самые разнообразные политические устройства – от классической буржуазной республики до революционно – демократической диктатуры мелкой буржуазии и буржуазной империи. Цикл буржуазных революций, начатый во Франции в конце 18 столетия, завершился в Западной Европе только в конце 70-х годов 19 века. Не зависимо от политической ориентации все политические и общественные партии европейских стран испытывали на себе влияние идей французской революции. В этот период происходит коренная трансформации общественного сознания.

Необходимо отметить, что хотя формирование индустриального общества охватило все мировое сообщество, сама Европа 19 века не представляла собой однородного социального – экономического и политического единства. На фоне передовой в промышленном отношении Англии существуют Франция и Германия, обремененные избыточным крестьянским населением и малоэффективным сельским хозяйством. На политической карте Европы существуют «лоскутная» Австро - венгерская империя, завершается процесс объединения Германии и Италии в единое государство, Испания 19 века является одной из самых отсталых стран Европы. В конце века, благодаря мощному развитию экономики и политическим преобразованиям внутри страны, вперед вырываются Германия и США. Европа 19 столетия уже перестает быть обществом со свободной конкуренцией, она превращается в общество «организованного капитализма» трестов и монополий. Начинается борьба за передел уже поделенного мира.

Изменившиеся социально – экономические условия оказали сильное влияние на все области культуры, особенно позитивными они оказались для науки. Бурный рост производства явился мощным стимулом для научных исследований, как фундаментальных, так и прикладных. В общем виде наука остается в рамках классической формы. Но в ней происходят существенные изменения. Дифференциация науки приводит к возникновению в ней все новых и новых самостоятельных дисциплин, между которыми происходит своеобразный передел мира. Механика утрачивает свою монополию на создание общенаучной картины мира. Наблюдается усиление роли биологии, геологии, химии. При этом существенно меняется стиль научного мышления, в котором важную роль играет идея развития, составляющая основу концепции эволюционизма. Решающий вклад в ее разработку внес английский биолог Ч. Дарвин. Благодаря изысканиям Менделя была открыта новая область науки – генетика. Огромный клад в развитие химии внес русский ученый Менделеев, открывший периодический закон химических элементов. Во второй половине 19 столетие настоящий расцвет переживают физика и математика.

Важные изменения происходят и в области философии. Наиболее существенные из них связаны с развитием науки. В 19 столетии в философии складываются три основных направления, своеобразие которых во многом определяется их отношением к науке. Первое направление остается традиционным, оно берет свое начало еще в Древней Греции, философия здесь остается выше всех других наук, поскольку все остальные вышли из нее. В 19 столетии эту традицию воплощала немецкая классическая философия в лице Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В наиболее яркой форме она представлена именно у Гегеля, который отдавал явное предпочтение философии перед всеми другими науками, считая, что только она нам дает полное и подлинное знание, тогда как другие науки не идут дальше отрывочных сведений. Данное направление покоится на рационализме в его абстрактно – теоретическом виде. К нему могут быть отнесены некоторые течения религиозной философии томистского происхождения.

Второе направление возникло еще в эпоху Просвещения, но в 19 веке приняло форму позитивизма, основателем которого называют французского философа О. Конта. Это направление опирается на рационализм, но в его конкретном, эмпирическом виде. Это направление отдает приоритет конкретным наукам, естествознанию. Весьма скептически осмысливает философию, считая ее способ познания мира устаревшим. Суть позитивизма составляет сциентизм, абсолютизирующий роль науки в культуре и жизни общества.

Третье направление в философии сложилось во второй половине 19 века, получило название «философии жизни». Его основателем считают Ницше. Данное направление опирается на иррационализм. Противопоставляет себя первым двум. Науку считает враждебной человеку и культуре. Отвергая науку и рациональное мышление, данное направление сближается с искусством, возрождая традиции Древней Греции, где философия тесно связана с поэзией.

В середине 19 столетия складывается еще одно мощное направление в области философии – марксизм, основателями которого стали К. Маркс и Ф. Энгельс. В основе марксизма лежит рационализм гегелевского типа и во многом перекликается с позитивизмом. Марксизм полагает, что общество в своем развитии подчиняется достаточно строгим законам, познание которых позволяет осуществлять его организацию и управление на научной основе. Марксизм преувеличивал роль разума и сознательной деятельности людей,, при этом недооценивал значение иррационального, бессознательного начала в человеческой жизни и жизни общества.

В повседневной жизни формир-ся нов. стиль жизни - «светская жизнь». В отличие от придворной, она не группировалась вокруг особы монарха и двора, светская жизнь протекает в салонах.

В 19 столетии значительно снижается роль религии в жизни общества, положение религии становилось проблематичным. Ускоряющийся научно – технический прогресс усиливал и углублял процесс секуляризации, религия теряет свои позиции в деле воспитания и образовании людей. Особенно это было характерно для протестантских стан, в которых религии отводилось незначительное место в повседневной жизни людей.

Значительно сложнее в 19 столетии стало и положение искусства. С одной стороны, создаются благоприятные условия для дальнейшего развития различных видов искусства. В нем возникали новые стили, направления, художественные школы. С другой стороны, в искусстве назревает кризисная ситуация. В нем все отчетливее проявляется невостребованность со стороны населения. Это объясняется в какой – то степени тем, что пришедшая к власти буржуазия имела весьма скромный уровень как политический, так и эстетический, явно проигрывая в этом отношении уходящей в прошлое феодальной аристократии.

Буржуазия проповедовала философию утилитаризма, в котором главными ценностями выступали польза, удовольствие в узком смысле этого слова, в их материальном понимании. Духовные и художественные потребности и запросы буржуазии были весьма ограниченными. Ситуация в некоторой степени меняется к середине 19 столетия, когда богатые буржуа начитают активно покупать предметы искусства. Хотя обладание такими предметами являлось лишь внешним свидетельством принадлежности к просвещенной элите общества. Внутренняя, духовная потребность к искусству оставалась уделом единиц, являлась исключением.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что и в искусстве линия размежевания буржуазной и демократической культуры просматривается явно. Ограниченность стремлений и чувств буржуа не могла породить великое искусство, которое ставило бы коренные проблемы жизни общества и отдельного человека. Искусство глубоких мыслей и сильных чувств было даже опасно для буржуазии, поскольку неизбежно подвергало сомнению «справедливость» капиталистического строя, разрушало замкнутый мещанский мир, звало к борьбе. Буржуа требовал от своих художников такого искусства, которое не тревожило бы его совесть, не будило мысль. В готических храмах средневековья, во дворцах эпохи классицизма, барокко была стилистическая законченность, выражавшие определенную художественную идею. В архитектуре 19 века преобладает смешение стилей, подражание готическим или чаще классицистическим образцам, совершенно неуместным в атмосфере капиталистического города.

Буржуазия пыталась поставить себе на службу те направления в искусстве, которые в прошлом удовлетворяли духовные потребности дворянства. Вместе с художественными академиями она поддерживала принципы классицизма в живописи и скульптуре. Буржуа льстило, если его портрет был выполнен в классицистической манере. Он хотел, чтобы его облик был приукрашен, чтобы ему придали благородную осанку, окружили предметами роскоши, то есть, чтобы демонстрировалось его богатство. Ценились так же полотна на исторические и мифологические сюжеты – непременно пышные, оторванные от реальной жизни не только настоящего, но и прошлого. Эта академическая живопись высоко оплачивалась заказчиками, награждалась государством. Художникам – новаторам, стремившимся к отражению действительной жизни и развитию самого искусства. трудно было добиться признания. От литературы, театра, музыки буржуа ожидал только развлечения. Ему не нужны были ни накал страстей, ни реалистическое отражение действительности, ни тем более сатира на буржуазное общество. Наибольшим успехом у буржуазной публики пользовались успехом жанры легкой комедии, веселой оперетты, «душещипательный» роман.

Буржуазной художественной культуре противостояла литература и искусство, выражавшие идеалы и стремления широких масс трудящихся. Решающая роль трудящихся в буржуазных революциях, нарастающая борьба рабочего класса против господства буржуазии повышала роль народа в духовной жизни буржуазии. Ненависть масс к феодальному прошлому и его пережиткам сохранилась, но все большее место в чувствах рабочих, крестьян, городской бедноты стал занимать протест против нового господствующего класса – буржуазии. В массах хранились и развивались те нравственные ценности, которые на протяжении веков вырабатывались народом. Высшими ценностями в народной среде являлись не богатство и карьера, а прежде всего доброта, справедливость, дружба и любовь.

Конечно, и в народную среду, в среду трудящихся проникали буржуазные взгляды, в силу господствующего положения буржуазной культуры. Но в целом демократическая культура опиралась на традиции культуры народных масс.

Тем не менее, художники различных направлений по разному отображали окружающую действительность и различно понимали его цели и место в жизни общества. В одном случае, искусство бежало от проблем действительности в мир грез, фантазии, воображения, как это делали сторонники романтизма, символизма. В другом случае, искусство занимало критическую позицию по отношению к окружающей действительности. Такой подход характерен для искусства реализма.

Новые социально – экономические условия тоже осложняли положение искусства. Складывающиеся капиталистические отношения были далеки от тех идеалов свободы, равенства и братства, которые выдвинула эпоха Просвещения. Становление капитализма сопровождалось острыми социальными противоречиями и конфликтами, жестокой эксплуатацией наемного труда, ограничением политических свобод. Все это ставило перед искусством сложные проблемы, не пробуждало у художников творческого вдохновения. В целом искусство 19 столетия не принимало буржуазную действительность.

В одном случае, искусство бежало от проблем действительности в мир грез, фантазии, воображения, как это делали сторонники романтизма, символизма. В другом случае, искусство занимало критическую позицию по отношению к окружающей действительности. Такой подход характерен для искусства реализма.

На развитие искусства оказало влияние и наука 19 столетия. В это время наука и искусство не просто продолжают обособляться друг от друга. Взаимоотношение науки и искусства становятся все более антагонистическими и напряженными. Искусство не могло смириться с претензиями науки на монополию в области познания мира, считая, что научный рационализм бессилен в познании того, что касается человека и общества. Искусство выдвигало на передний план чувство, эмоции, стихийное, иррациональное, что не подвластно логике, разуму. Но одновременно, искусство не могло игнорировать достижения науки. Поэтому некоторые течения модернизма, возникшего в конце 19 столетия, начинает использовать научные методы и достижения.

К числу благоприятных факторов развития искусства относится возникновение и формирование интеллигенции как особого социального слоя. Этот слой включал в себя самих творцов, и наиболее подготовленных зрителей. Значительное место в кругу интеллигенции стали занимать профессиональные критики, которые выполняли роль посредников между творцом и воспринимающей публикой.

Развитие искусства в 19 веке идет по пути усиления субъективного начала, личности художника, творчества как процесса. Теперь большее значение приобретает не содержание произведения, а форма. Пристальное внимание уделяется форме выражения и средствам выражения. Предметом искусства при этом становится не сам окружающий мир, а внутренний мир человека, его духовность, жизнь сознания и психология.

Ис-во эстетизирует досуг. Это праздная жизнь, у человека д. б. много свободного времени, чтобы ему захотелось его эстетизировать. В светской жизни, в основном, всем заправляют женщины (хозяйки салонов). Салоны становятся формой повседневной общежительности. Др. формой светской жизни явл-ся балы, которые стали доступны широким слоям об-ва, а так же театры и опера. Общепринятой формой летнего отдых становится выезд на дачи, на воды (мен-ся представление о гигиене), развив-ся гостиничная к-ра. Осень - охота. Образованность становится модной вплоть до конца 19 в. Именно в 19 в. формируется понятие досуга и его формы.

В 19 столетии происходит постепенная смена нескольких художественных стилей – романтизм, реализм, символизм.

Романтизм начинает свое развитие в начале 19 века. Он рождается из глубоко разочарования результатами практического воплощения просветительских идеалов. Неудовлетворенность реалиями жизни толкала художников – романтиков к уходу от нее в далекое прошлое, в мир мифологии, к древнейшим истокам жизни своего народа. Романтики по этим же причинам искали в культуре Востока, в надежде отыскать там нечто прекрасное, возвышенное, экзотическое. Реальность окружающего мира не являлась для романтиков конечной целью творчества, она выступала лишь отправной точкой на пути в мир фантазии и воображения.

Творческий метод романтизма – ирония, легкая, снисходительная, либо горькая и печальная. Романтики отдавали предпочтение чувствам, страстям, переживаниям. Идеал свободы романтики связывали с независимостью творческой личности и индивидуальности, ее права на самовыражение, самоутверждение.

Типичный романтический герой – это бунтарь, бросающий вызов всему обществу. Он разочарован в людях, поскольку они не вступают в борьбу с силами зла, отвергает пошлый разум, который зовет к смирению.

Искусство романтизма разоблачало бесчеловечность буржуазного строя, но сам этот строй не находил в нем непосредственного отражения. Отказываясь от изображения жизни и условий существования различных классов буржуазного общества, романтизм ограничивал возможности анализа его закономерностей. Это не удовлетворяло многих романтиков, в творчестве которых намечались приемы нового художественного метода – реализма. Практически все крупные художники – реалисты 19 столетия в молодости пережили увлечение романтизмом.

Критику окружающей жизни романтиков продолжило направление реализма, которое выдвинуло задачу правдивого, объективного изображения действительности. Реализм не стремился просто копировать то, что есть. Творческий метод реализма включает в себя всесторонний анализ и проникновение в глубь фактов и явлений, типизацию и отбор, оценку событий. Реализм прежде всего выступал против отрицательных сторон буржуазной действительности. Критический реализм довольно близко соседствовал с направлением натурализма, который представлял факты буржуазной действительности в их обнаженности, без каких – либо ограничений, пытаясь представить самые неприглядные стороны буржуазного мира без купюр и недоговоренности.

Подлинно реалистический подход к жизненному материалу неизбежно порождает критическое отношение к капиталистической действительности, примерно с 40-х годов 19 века в европейском искусстве начинает складываться направление критического реализма. Писатели этого направления показывали, что буржуазный строй несовместим с человечностью, высокими, гуманистическими идеалами. Критикуя капиталистическое общество, представители критического реализма отстаивали народную, демократическую систему нравственных принципов. В критическом реализме на первый план выдвинулся жанр романа, который давал возможность нарисовать широкую панораму жизни различных социальных слоев буржуазного общества, вскрыть его противоречия, исследовать психологию героев, сложную мотивацию их поступков.

Критический реализм довольно близко соседствовал с направлением натурализма, который представлял факты буржуазной действительности в их обнаженности, без каких – либо ограничений, пытаясь представить самые неприглядные стороны буржуазного мира без купюр и недоговоренности.

В середине 60 –х годов начинает формироваться новая картина мира, которая подготовила появление модернистских направлений в искусстве. Предшественником модернизма становятся импрессионизм и постимпрессионизм. Для этих направлений было характерно явное смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективное ощущение, особое внимание к эксперименту, поиску новых выразительных средств, технических и художественных приемов, но это еще не являлось базисными основами этих художественных направлений. В модернизме эксперимент, поиск новых форм, новизна и оригинальность станут уже самоцелью.

В конце 19 столетия начинает развиваться и направление символизма. Символизм продолжил романтическую линию разочарования окружающей действительностью. Мироощущение романтиков проникнуто чувством разочарования, поиском чистой красоты и чистого эстетизма.

Для 19 столетия в целом характерна опасная тенденция дегуманизация культуры, которая станет непреложной чертой искусства века ХХ.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3876. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия