Мировоззренческие знания
дня понимания природы здоровья? Один из наиболее глубоких современных ученых нашего Отечества академик Никита Моисеев — несомненный рационалист. Он математик и гидродинамик, эколог и климатолог, человек, преуспевший в точных науках, ученый-естественник. Вместе с тем он раскованно мыслящий философ. В размышлениях о необходимых чертах цивилизации будущего Моисеев подчеркивает, что мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным, рационалистическим миропредставлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Абсолютизация возможностей разума крайне опасна, как и всякая переоценка своих достаточно скромных сил. Ученый обращает внимание на наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой сущности. С этим его мнением, с точки зрения автора книги «Современный рационализм» нельзя не согласиться, особенно при рассмотрении концепции здоровья. Процесс кардинальных изменений в представлениях науки и философии о мире и человеке демонстрируют также публикации научного журнала «Сознание и физическая реальность» (Т. 1. 1996. № 1—2), в которых говорится о том, что «для того чтобы лучше разобраться в особенностях работы феноменов сознания... используется понятие информационно-энергетического пространства Вселенной. Оно относится к новому научному направлению «Биоэнергоинформатика», в концепции которого содержится представление о Вселенной как о живой системе, более того, как о цельном соразмерном организме. В мировоззрении биоэнергоинформатики как бы вновь возвращается эзотерический платоно-пифагорский взгляд на Живой Космос. Биоэнергоинформатика в то же время не противоречит астрофизическим концепциям конца XX в., таким как инфляционная теория эволюции Вселенной и антропный принцип в физике... Следствием такого подхода в биоэнерго-информатике становится также признание человека не наблюдателем, а естественной частью космоса, воспринимающей его цельную жизнь не только рационально, но и чувственно — через Дух и Душу». И в свете этого нового мировоззрения кардинальным образом изменяются представления не только о человеке, его месте в Мироздании и его эволюционном предназначении, но и о социуме и всей планете. Вся планета может быть теперь представлена как бы единым Разумным Целостным Организмом, в котором все ее составляющие — биосфера, человечество и т.д., сосуществуют в гармоничной взаимосвязи и взаимозависимости. Становится очевидным, что здоровье личности, семьи, государства, планеты — неразделимы. Разумеется, «как бы» без прямой редукции человека к органическим явлениям. А «жаворонком» новых тенденций явилась,в частности, валеология, прежде всего как философская и научная система, как реальная практика укрепления здоровья человека с самого детства и на всем жизненном пути. Переход от чисто редукционных, ньютоно-картезианских (механистических) представлений о Мироздании и рафинированного рационально-логического познания к холистическим (целостным) представлениям и к единству рационально-логического и внерационального в познании — суть происходящих сдвигов в современном познавательном процессе. Человечество только тогда может надеяться на успехи в решении своих насущных проблем и выйдет на новый уровень своего развития, когда философия как глубокое осмысление действительности, предшествующее и сопровождающее каждую мысль и каждое действие человека, в том числе и решение проблемы здоровья, станет повсеместно распространенной. Мы — земляне. Мы все, живущие на Земле, — земляне, и поэтому нам надо жить в мире и радостном взаимопонимании друг с другом. И только это может быть основой здоровья — и личного, и общества, и планеты.
|