Личность Б. Паскаля. Основная проблематика и значение его «Мыслей». Литература: биография, "Мысли", "Аппология христианской религии"
Литература: биография, "Мысли", "Аппология христианской религии" Французский писатель, мыслитель, годы жизни: 1623 - 1662 Неразрывная связь писателя и мыслителя. Паскаль был очень болезненным и выжил буквально чудом. Его мать умерла, когда ему не было 3 лет. Воспитывал и учил его отец. По сути, у него не было детства. Развитие тщеславия и математического ума - следствие смерти матери. Всё это происходило в ущерб искусства и морали. В 16 лет Паскаль написал трактат по математике., что принесло ему мировое признание. Его жизнь развивалась в двух плоскостях: наука и религия. В 50-е годы он окунается в светскую жизнь и она ему нравится. Его математический ум достигает наивысшего развития. Что такое душа, счастье, любовь, смерть, как жить - всё это науку не интересовало и Паскаля вместе с ней. Но позднее Паскаль понимает, что математический ум непригоден для понимания человека. Перед религиозным обращением он испытывает отвращение и разочарование в знакомых людях. Ему стыдно, что он так долго вёл светсткую жизнь. Все последующие годы его жизни можно обозначить как драматический спор светского Паскаля с Паскалем - обитателем монастыря (Пор-Рояль). После обращения он отходит от науки, удаляется от общества и переоценивает всю свою жизнь. Главное егопроизведение - "Мысли", в нём около 100 фрагментов и оно не окончено. Он пишет предельно простым языком. В последние годы Паскль - воплощение христианской морали. Он продаёт вё своё имущество, с трудом переносит светское общение, но люди идут к нему за советом. Он перестаёт говорить "Я". Человек для него ни родственник, ни учёный, ни король, а ближний, нуждающийся в помощи. "Я люблю имущество, ибо оно даёт возможность помогать бедным" Он страдал раком мозга, туберкулёзом и ревматизмом. У него было звание стременной - самое низкое дворянское звание. Пасколько очень близок русской культуре. Аппология христианской религии. Превая тема - Разум. "И чувства и ум мы совершенствуем или развращаем, беседуя с людьми" "Человек, несомненно, сотворён для того, чтобы думать. В этом главное его достоинство и главное дело жизни". Размышления о себе самом "Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать" "Развитый и ясный ум любит с жаром и отчётливо различает, что именно он любит" Человек Все являются только слепками со своих профессий. Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к главному - какая странная извращённость. Хорошо, когда человека называют не музыкантом, не математиком, а порядочным. Что такое "Я"? Мы любим не человека, а его свойства. Возможно ли любить отвлечённую суть человеческой души, независимо от присущих ей свойств. Не возможно, да и было бы несправедливо. Выбор ремесла для человека очень важен, а меж тем этим руководит случай. Человек выбирает профессию наобум. Себялюбие Суть себялюбия в том, что оно любит только себя и печётся только о себе. Люди не любят слышать о себе правду. Мы стараемся казаться не такими, какие мы есть на самом деле. Наша жизнь - нескончаемая иллюзия. Мы только мстим друг другу. Человек - сплошное притворство, ложь, лицемерие, в том числе и перед собой. Развлечения Я пришёл к выводу, чтоглавная беда человека в его неспособности к домоседству. Человек вечн куда-то спешит, ему скучно дома, и причина тому - изначальная хрупкость и бедственность человека на земле. Так проходит вся человеческая жизнь. Человек до того несчастен, что томится своей скукой. Нет развлечений - нет радости. Есть развлечения - нет печали. Единственное, что нас утешает в несчастьях - это развлечение, а между тем оно является величайшим несчастьем. Ибо оно мешает нам размышлять о себе и незаметно губит. Развлечение тешит нас и мы незаметно приближаемся к смерти. Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте. Кому вечно некогда, тот вечно ничего не делает. Величие человека Наше понятие о человеческой душе так высоко, что мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. Величие человека в том, что он сознаёт своё ничтожество. Развлечения человеку необходимы тогда, когда ему скучно, когда в его жизни нет веры, любви и смысла. 2ума: математический и человеческий
|