Материалы к занятию
История зарубежной литературы XVII-XVIII веков Практикум
Планы Задания Материалы
Практическое занятие №1 Классицизм и барокко в западноевропейской литературе XVII века. Эстетические программы. Трактаты Б. Грасиана и Э. Тезауро и «Поэтическое искусство» Н. Буало. Вопросы и задания: 1.Проанализируйте фрагменты из трактатов теоретиков барокко Бальтасара Грасиана и Эммануэле Тезауро. Приведите определения острого («быстрого») ума и его свойств (прозорливость, многосторонность). Принцип сведения противоположного в эстетике барокко. Метафора как форма познания мира. Понятие прекрасного. Представление об эстетических достоинствах художественного произведения. 2. Как оценивает остроумие Буало? Разум и остроумие. Выделите строки в трактате «Поэтическое искусство», в которых Н. Буало говорит о роли Разума в творческом акте. Как конкретизируется принцип следования Разуму в трактате? Как воплощается в трактате Буало пафос долженствования, идея порядка, дух строгой регламентации, дисциплины, незыблемого авторитета – руководящие принципы классицистической эстетики? Что говорится о природе поэтического дара в 1-й песни Буало. Как это соотносится с определением поэтического дара у Грасиана? Понятие прекрасного Чем обеспечено эстетическое совершенство произведения, по Буало? Литература.
Материалы к занятию ТрактатБальтасара Грасиана (1601-1658) «Остроумие или Искусство изощренного ума» впервые был опубликован в 1642 году, второе расширенное издание вышло в свет в 1648 году. На первый взгляд, это сборник комментированных стихотворений: латинских, испанских, французских, итальянских и португальских. Но цель, которую поставил перед собой Грасиан, - изучить на множестве примеров природу остроумия. Это была попытка создать теорию остроумия, выработать правила для тонкого ума. В основе его концепции – понятие (consepto) и остроумие (как способ соединять и сопоставлять различные понятия). Возникновение понятия - это акт разума, устанавливающего связи между объектами. Это одна из первых попыток теоретического осмысления нового направления в искусстве, которое позднее получило название барокко.
|