Христианство в регионе
Христианство, наряду с исламом, оказывает большое влияние на социально-политические процессы в регионе, прежде всего в Армении, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и на Юге России. Арменияявляетсяединственнойхристианскойстраной, где, по сути, религия помогает сохранять культурный код армянского народа на протяжении столетий. Армянская Апостольская церковь является одной из древнейших христианских церквей. Еще в 301 г. царь Тиридат III провозгласил христианство государственной религией. Первым армянским патриархом в 302 г. стал Григорий, который в армянской церковной литературе был прозван Просветителем и которого архиепископ Леонтий Кесарийский посвятил в епископы. Именно по его имени армянскую церковь иногда называют армяно-григорианской, хотя это наименование фактически уже вышло из употребления. Им же в 303 г. был построен Эчмиадзинский кафедральный собор, ставший религиозным центром всех армян и местопребыванием главы Армянской Апостольской церкви. Армянская Апостольская церковь (ААЦ) относится к нехалкидонским церквям, поскольку она не признала решения четвертого Халкидонского собора предстоятелей всех поместных христианских церквей и в 554 г. на Двинском церковном соборе окончательно отделилась от Византийской церкви, стала автокефальной. В настоящее время армянское государство признало ААЦ в качестве равного партнера. В 2000 г., в связи с 1700-летием принятия христианства, правительство Армении и ААЦ подписали в Эчмиадзине протокол, где отмечается «непреходящая роль и значение армянской церкви в деле дальнейшего развития и укрепления армянской государственности». Правительство и церковь договорились о дальнейшем совершенствовании и развитии законодательства, регулирующего взаимоотношения государства и церкви. Подчеркивается важная роль армянской церкви в национальной культурно-образовательной и духовной сфере, социальном обеспечении, здравоохранении, также предусматривается установление некоторых налоговых льгот. Расширяется деятельность церкви в вооруженных силах Армении, в духовной жизни и военно-патриотическом воспитании военнослужащих, среди заключенных. Таким образом, апостольская церковь вновь становится объединяющим началом в общественной, духовной и культурной жизни армян, как в самой Армении, так и на территориях проживания диаспоры в других государствах, что также является дополнительным элементом геополитики. Грузиявеками хранила православную веру как величайшую святыню, которая была принята в 324 г. трудами святой равноапостольной Нины, когда христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской церкви и полную автокефалию получила лишь в XI в. от собора, созванного Антиохийским патриархом Петром III. По преданию, именно в Грузию надлежало отправиться Божьей Матери для апостольской проповеди, неся учение Христа в новые земли. Поэтому Грузия считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является ее покровительницей. Приняв христианство, Грузия всегда защищала православное учение, в том числе и от внешних врагов-завоевателей: персов и арабов, турков-сельджуков, монголов, османов. В начале XIX в., после присоединения Грузии к Российской империи, был образован Грузинский экзархат и только в марте 1917 г. восстановлена независимость грузинской церкви. В конституции Грузии записано, что «государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства». В Грузии чрезвычайно высок авторитет православной церкви. Несколько лет назад социологи выясняли, кому более всего доверяет народ, и какой из институтов является в стране наиболее авторитетным. Оказалось, что первое место в Грузии однозначно занимает церковь. Тогда это серьезно обеспокоило власть, которая предприняла довольно действенные шаги, направленные на снижение авторитета церкви и лично Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, пользующегося большой любовью и уважением. На сегодняшний день все политические силы в Грузии пытаются использовать православную церковь в своих интересах, поскольку она обладает реальным влиянием практически на все сферы жизни. Благодаря усилиям многих православных священников в Грузии укрепляются основы церковной жизни, строится много новых храмов и монастырей, что, в первую очередь, является заслугой Католикоса-Патриарха всея Грузии. После того, как в августе 2012 г. Грузия оказалась в списке тех стран, которые по уровню чтения книг занимают одно из последних мест в мире он ввел новую традицию для своей паствы: еженедельно читать какую-нибудь конкретную книгу и обсуждать ее. Из нетрадиционных конфессий, действующих в Грузии, следует отметить организацию «Свидетели Иеговы». Эта организация щедро финансируется и ей удалось привлечь на свою сторону какую-то часть населения, но в целом она не пользуется симпатией у грузинских граждан. «Свидетели Иеговы» и другие подобные организации не поулчили в Грузии общенационального признания и какого-либо серьезного влияния на политические процессы в стране не имеют. Также в Грузии существует малочисленная община духовных христиан-молокан, предки которых были переселены из России на Кавказ по указу царя Николая I. Молоканское движение, возникшее в России во второй половине XVIII в. и получившее широкое развитие в первой половине XIX в., явилось одним из направлений духовного христианства. Истоки духовного христианства идут от учения Иисуса Христа и его апостолов, которые отрицают ветхозаветные обряды и церковный формализм, доказывают ненужность каких-либо обрядов и жертвоприношений. Эти идеи были нарушены церковными реформами Вселенских соборов, узаконивших, по мнению духовных христиан, еврейское церковное служение и учредивших церковную иерархию, фактически исказивших учение Иисуса Христа. По идеологии духовного христианства исполнение обрядов отвлекает человека от истинного служения Богу. В последнее время, в связи с осложнением российско-грузинских отношений, у последователей данного христианского вероучения возникли проблемы и началось их притеснение по этническому признаку. В связи с этим Правительство РФ предложило им поселиться в Краснодарском крае. Христианство получило распространение в Абхазии, где около 52 % населения являются христианами. Сегодня в стране происходит активная работа по укреплению позиций христианства. Восстановлена православная Сухумо-Абхазская епархия во главе с иереем отцом Виссарионом (Аплиаа), де-факто подчиненная Московской патриархии. Возобновлены церковные службы в закрытых при советской власти православных храмах. Идут работы по реставрации возвращенного верующим комплекса Ново-Афонского Симоно-Кананитского мужского монастыря, в котором уже существует небольшая монашеская община. В монастыре функционируют регентская школа и духовное училище. В 2005 г. силами студентов и паломников в селении Каманы (Сухумский район), связанном с именем святого Иоанна Златоуста, по частям был поднят и установлен новый деревянный храм святого мученика Василиска, взамен разрушенного в ходе боевых действий начала 90-х гг. Конституция Республики Абхазия гарантирует равенство всех граждан, независимо от их отношения к религии, а также свободу совести и вероисповедания. За годы существования независимой Абхазии была официально прекращена деятельность только одной религиозной организации – «Свидетели Иеговы», поскольку ее приверженцы скомпрометировали себя во время абхазско-грузинской войны 1992–1993 гг. В 1995 г. президент Республики Абхазия В.Г. Ардзинба издал указ о полном запрете их деятельности на территории Абхазии за проведение пропаганды, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание религиозной розни, агитацию, дезориентирующую личность и негативно влияющую на воспитание подрастающего поколения. Верующие осетины, проживающие на территории современной Республики Южная Осетия (РЮО), исповедуют православие, а также традиционные народные верования, представляющие собой результат искажения в послеаланский период (XIII–XVII вв.) усвоенных в аланский период представлений о православии. Сегодня единственной церковной организацией, официально зарегистрированной в РЮО является Аланская епархия, которая входит в Греческую Православную церковь противостоящего синода митрополита Киприана. Согласно конституции РЮО, православие является основой национальной культуры осетин. Кроме того, в Цхинвале действует религиозная организация евангельских христиан-пятидесятников, которым было передано здание новой синагоги последним раввином иудейской общины, покинувшим город в 1992 г. В других населенных пунктах республики есть еще шесть общин пятидесятников. Считается, что это вторая по количеству последователей конфессия в РЮО после православной церкви. Среди пятидесятников довольно много представителей местной интеллигенции. Богослужение обычно проходит на двух языках: осетинском и русском. Официально пятидесятники в РЮО пока не зарегистрированы, но своей религиозной деятельностью занимаются свободно. Они, в отличие от местных православных, прочно включены в общероссийскую структуру пятидесятников и входят в Объединенную церковь христиан веры евангельской стран СНГ и Балтии во главе с начальствующим епископом И.П. Федотовым, проживающим в Малоярославце. В постсоветское время на территории грузинского анклава в РЮО были открыты приходы Грузинской патриархии. (Московский патриархат до сих пор официально признает Южную Осетию канонической территорией Грузинской Православной церкви). Там же, где проживали осетины, стали возникать приходы Русской Православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Эта деятельность была, главным образом, связана с именем отца Георгия Пухатэ (Пухаева). Позднее отец Георгий становится епископом, в 1999 г. он подписал соглашение с правительством РЮО о взаимодействии и взаимной помощи. В 2005 г. Аланская епархия, сформировавшаяся в РЮО, вошла под патронаж греческого митрополита Киприана. В настоящее время в составе епархии пять приходов и монастырь Рождества Богородицы в Джавском районе. Богослужение совершается на церковнославянском и осетинском языках. Из других религиозных конфессий в РЮО есть баптисты, а также адвентисты и иеговисты. Геополитическое влияние православного христианства на Юге России является важным, но не определяющим фактором, как в силу полиэтничности и поликонфессиональности региона, так и в связи с недостаточной воцерковленностью паствы. Действительно, верующими (воцерковленными) среди православных являются, согласно различным данным, не более 10–15 % населения. Тем не менее православие играет существенную роль в социально-политическом развитии региона, посколькурусский мир как цивилизация исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русской Православной церкви. На Юге России, прежде всего в казачьих округах, широкое распространение получило православие.Священный синод Русской Православной церкви образовал Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. С 2009 г. во всех казачьих кадетских корпусах и училищах в основное учебное расписание введен предмет «Основы православной культуры», а с 2012 г. во всех средних общеобразовательных школах страны в качестве факультатива вводится преподавание «Основ религиозных культур и светской этики». На Северном Кавказе единственный из автохтонных народов, который придерживается православного вероисповедания, проживает на территории современной Республики Северная Осетия–Алания. Помимо доминирующей православной церкви, там есть и различные христианские организации протестантского толка, которые не имеют значимых корней в народе, но продолжают вести активную миссионерскую деятельность и привлекать неофитов. На Юге России несколько столетий существует Армянская Апостольская церковь. Ее современное возрождение выразилось в восстановлении ранее разрушенных и строительстве новых церквей, установлении хачкаров, в усилении той роли, которую всегда играла армянская церковь среди своей паствы. Огромный вклад в дело возрождения религиозных ценностей привносят пожертвования соотечественников-меценатов, продолжающих лучшие традиции армянской благотворительности на Дону и в регионе, в целом. Христианство в Турциине оказывает какого-либо заметного влияния на социально-политические процессы, тем не менее в настоящее время в стране происходит возврат христианам собственности, отобранной еще в годы Первой мировой войны и в 30-е гг. XX в. Премьер-министр Турции Р. Эрдоган подписал декрет о возврате конфискованного после 1930-х гг. имущества христианских церквей. Согласно его решению, церквям будут переданы бывшие госпитали, здания детских домов и школ и территории кладбищ. Также правительство намерено выплатить компенсации по той части имущества, которое было продано. Не последнюю роль в данном процессе сыграл Европейский суд по правам человека, где скопилось много исков от действительных наследников земель и зданий. Решение Р. Эрдогана было обнародовано спустя несколько недель после того, как комиссия по иностранным делам Палаты представителей США проголосовала за возвращение христианских церквей. В 2008 г. правящая «Партия справедливости и развития» (ПСР) внесла в парламент законопроект «Об усадьбах», получивший силу закона, и предоставивший возможность вернуть национальным меньшинствам собственность, которая была отобранна у них в 1936 и 1975 гг. Согласно этому закону, недвижимость, принадлежащая 162 фондам национальных меньшинств, должна быть возвращена. Государство выплатит фонду общин сумму, эквивалентную стоимости недвижимости, которая уже перешла в третьи руки. Только в Стамбуле должны возвратить 30 сооружений, принадлежавших фондам армянских церквей. Христианское население Турции сегодня составляет менее 1 %. До Первой мировой войны в Османской империи было 33 % христиан, но современная Турция по-прежнему продолжает отрицать геноцид христиан и армянского народа. Православная церковь, как и другие религии, имеет равноправный статус. В Турции расположен духовный и административный центр первой по чести поместной православной церкви – Константинопольского патриархата, резиденция предстоятеля которой – Вселенского патриарха – находится в Стамбуле. Патриархату подчиняются многие православные приходы Турции и некоторых соседних стран (H. Res). Иран,являющийся исламской республикой, тем не менее, официально признает существование христианских конфессий. В Иране христиане составляют примерно 0,2 % населения (считается, что в 70-е гг. там было 1,5 % христиан). Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств – армянами, грузинами и ассирийцами. Они имеют своих представителей в меджлисе – по одному представителю от халдейской и ассирийской церквей, два представителя от армянской церкви. Влияния на социально-политические процессы в государстве они, естественно, не оказывают и, по сути, являются дискриминируемым этноконфессиональным меньшинством, поскольку переход из исламского вероисповедания в христианское карается смертной казнью. Кроме того, есть прецеденты изъятия и уничтожения Библии у верующих христиан, например, в августе 2011 г. в северо-западной части Ирана власти изъяли у своих сограждан, исповедующих христианство, и уничтожили 6,5 тыс. книг Библии (Л.В. Маякова).
|