Геокультура народов Южного Кавказа
Южный Кавказ является одним из географических и историко-этнографических районов мира, где уже в древнюю эпоху возникли очаги цивилизации. Благоприятные природно-климатические условия (мощный горно-кавказский хребет был преградой для северных ветров), близость источников сырья, необходимых для изготовления орудий труда, благоприятные условия для скотоводства («золотое руно»), земледелия и виноградарства привели к тому, что здесь известны следы пребывания человека с древних времен. Народы Южного Кавказа еще в эпоху Древнего мира привлекали внимание античных авторов (Геродот, Ксенофонт, Эратосфен, Страбон). Название «Кавказ» встречается в трагедии Эсхила «Скованный Прометей» (479 г. до н.э.). Уникальное географическое положение на стыке Европы и Азии обусловило то обстоятельство, что здесь с древних времен пролегали важные торговые пути, связывавшие Восточную Европу, Балканы, Средиземноморскую зону с Ближним и Средним Востоком, Индией и Китаем, что определило превращение этого региона в контактную (пограничную) зону таких мощных цивилизаций, как древнеиранская, древнегреческая, византийская, позже арабо-исламская и тюркская, а затем, начиная с XVI в., на народы этого региона оказывают влияние культуры России и Османской империи. Национально-историческая система культурных архетипов и ценностей у кавказских этносов определялась прежде всего природным ландшафтом как фактором постоянного действия, обусловливавшим, в свою очередь, определенный образ жизни, характер труда, склад мыслей. Сакральной ценностью у народов Кавказа являются горы (Эльбрус, Казбек, Арарат). Именно они ставят на высокий уровень на шкале ценностей честь, свободу, достоинство и мужество, культ старшего, четкие принципы организации семьи, стереотипы мужского и женского поведения, глубину исторической памяти, устойчивость традиционной культуры. Важнейшим элементом этногенетических аспектов кавказской ментальности является весьма жесткая регламентация поведения человека в обществе, распространенность и устойчивость таких социальных институтов, как аталычество, куначество, побратимство. Кавказское сообщество этносов отличается специфической коммуникативной культурой (ритуализированный, церемониально-этикетный характер общения, ведущая роль старшего в любом акте культурной коммуникации, преобладание в ней мобилизационной направленности). Огромное влияние на культурное развитие народов Южного Кавказа оказали мировые религии. Так, принятие в IV в. народами Армении и Грузии византийской ветви христианства привело к цивилизационной ориентации на идеи и ценности античного мира, Византии. Иначе сложилась культурная судьба Восточного Кавказа. Вторжение тюрков, а затем арабов прервало христианско-античные традиции албанской кавказской культуры. Здесь стала формироваться иная философия мира, арабо-мусульманская рецепция античной культуры с ориентацией индивида на мистическую и адаптивную формы поведения. С этого времени Азербайджан, имея много общего с Грузией и Арменией в культурном отношении, приняв ислам, в большей мере своими культурными и исповедальными связями стал ориентироваться на мусульманский Восток, культуры Ирана и тюркских народов Средней и Передней Азии. Письменность у народов Южного Кавказа зарождается в V–IV вв. до н.э. – IV–V вв. н.э. первоначально на языках соседних более развитых культурных центров (действует закон «примыкания» к более развитым цивилизациям) – арамейском, позже древнегреческом и латинском (письменность Колхиды, Иберии, Армянского царства), авестийском, древнеиранском, пехлевийском, позже арабском (Кавказская Албания). Национальная письменность у народов Южного Кавказа складывается в IV–V вв. н.э. Главным фактором, обусловившим ее появление, развитие общенародных языков, явилось появление национальных государств, которые выступали в роли регулятора и хранителя этнокультурной информации, становление этносов. В свою очередь, возникновение национальной письменности стало мощным фактором приобщения народов Южного Кавказа к достижениям тогдашних цивилизационных центров Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Если процесс становления письменности и литературы народов Южного Кавказа неотделим от полито- и этногенеза, то духовной формой выражения этих процессов являлся культурогенез: переход от мифологического к национальному мышлению, обретение нового образа мира и человека, формирование индивидуализма, новых этнических принципов. Выделяя общие тенденции формирования культур армянского, грузинского и азербайджанского народов в I тыс. до н.э. – I в. н.э., необходимо обратить внимание на исторические данные, свидетельствующие о поливариантности, специфических исторических и этнокультурных условиях, которые определили конкретно-индивидуальный облик армянской, грузинской и азербайджанской культур. Геокультура Армении. Геокультура Арменииисторически была связана с ассирийской и древнеиранской традициями, культурой государства Урарту. В I в. н.э., особенно после принятия христианства, усилилось влияние античной византийской культуры, которое все же не могло вытеснить следы ассирийского, урартийского и древнеиранского культурного влияния. В ментальных архетипах армянского народа особое место занимает память о геноциде 1915 г. Этнической родиной армян является Армянское нагорье, на небольшой части которого ныне расположены Республика Армения и Нагорно-Карабахская Республика. Общая численность в мире около 8 млн человек. Армянская цивилизация относится к древнейшим цивилизациям мира. Уже в I в. н.э. в Армению проникает христианство, которое в 301 г. становится государственной религией. В настоящее время подавляющая часть армян – христиане-монофиситы, небольшая часть – католики и протестанты. Армянский язык относится к индоевропейской семье языков, среди которых является одним из древнеписьменных. Древним литературным языком является грабар, который в процессе развития претерпел ряд изменений, а вследствие локализации некоторых этнических групп возник ряд диалектов (в т.ч. ново-нахичеванский). Находившаяся на стыке различных цивилизаций, где сталкивались интересы сильнейших держав, Армения стала ареной беспрерывных войн и нашествий, которые, в конечном итоге, привели к частичной потере государственности, гибели населения, разорению городов и селений, насильственным переселениям и миграциям. Такая судьба народа привела к возникновению многочисленной диаспоры. В настоящее время, кроме России, армянские диаспоры существуют в США, Франции, Иране, Турции, Аргентине и других странах. Геокультура Грузии. Грузинская геокультурав большей мере была ориентирована на древнегреческую и византийскую культуры, хотя вместе с Арменией боролась против политического господства Византии. Вместе с тем культура и литература Армении и Грузии усваивали и перерабатывали в котле национальных традиций эти культурные влияния. Характерной чертой ментальности сознания грузин является этатизм. За пределами постсоветского пространства грузины компактными группами живут в Турции, в некоторых провинциях Ирана. Общенациональным письменным языком является грузинский язык, который часть исследователей относит к иберийско-кавказской языковой семье, к картвельской группе языков, в которую, наряду с грузинским, входят занский и сванский языки. Религия – христианская (православная), часть – мусульмане (аджарцы, ингилойцы, месхи, лазы). Грузины в настоящее время делятся на близкородственные этнолингвистические группы: восточно-грузинскую, мегрельскую и сванскую – каждая из которых образовалась в результате сложного этногенетического процесса путем слияния мелких этнограф, групп: картлийцев, кахетинцев, ингилойцев, кизикцев, тушинцев, имеретинцев, рачинцев, лечхумцев, аджарцев, гурийцев, месхов, джавахов и др. Непосредственная близость грузин с северокавказскими народами, схожая природная среда и хозяйственный быт с древнейших времен обусловили много общего между ними. Параллели в хозяйственной жизни, взаимопроникновение образов фольклора, топонимические и лексические данные имеют глубокие корни и, возможно, берут свое начало с периода этнической общности всех народов Кавказа. На протяжении веков наблюдались миграции: на южные склоны Главного Кавказского хребта продолжали переселяться северокавказские народы, и, наоборот, народы Закавказья мигрировали на Северный Кавказ. В смежных с Грузией северокавказских аулах жили семьи грузин, а в грузинских селах проживали дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины, адыги. Нередко между ними возникали кровно-родственные отношения, аталычество, династические браки. Геокультура Азербайджана. Формирующаяся азербайджанская геокультура опирается на традиции кавказской албанской культуры, больше, чем другие народы Кавказа, ориентировалась на тюркский культурный мир, древнюю развитую культуру Ближнего и Среднего Востока.Основным населением Азербайджана являются азербайджанцы. Преимущественномусульмане, в основном сунниты. В этногенезе азербайджанцев участвовало население древних государств Маны, Кавказской Албании, Мидии, Атропатены, а также киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др. В VII в. предки азербайджанцев были объединены под властью Арабского халифата. В результате арабских завоеваний азербайджанцы приняли ислам, овладели арабской письменностью. Пришлые, главным образом тюркоязычные народы, смешивались с местным населением, особенно начиная с XI–XIV вв., что было связано с вторжением тюрок-огузов (сельджуков) и монголо-татар. В XVI–XVII вв. азербайджанцы испытывали тяжелый гнет сефевидского Ирана и султанской Турции. К середине XVIII в. на территории Азербайджана существовало свыше 15 ханств, из которых наиболее крупными были: Кубинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское. По Гюлистанскому (1813 г.) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам азербайджанские ханства были присоединены к России. В XIX в. возникли благоприятные условия взаимодействия азербайджанцев с народами России в области экономики и культуры. Проведенные в 70-х гг. XIX в. реформы способствовали вовлечению азербайджанцев в русло капиталистического развития. Большое значение имело проведение железной дороги между Тифлисом и Баку, а также соединение Азербайджана железнодорожной магистралью с Центральной Россией. Произошли изменения и в области культуры. После провозглашения Азербайджанской ССР (1920 г.) происходила дальнейшая консолидация азербайджанцев. Византийско-армянский, византийско-грузинский и арабо-мусульманский, а затем арабо-персидско-албанский культурные синтезы ознаменовались высочайшими культурными достижениями. Уже в X–XII вв. культуры народов Южного Кавказа выдвинули трех корифеев – армянского поэта Григора Нарекаци («Книга скорбных песнопений», XI в.), грузинского – Шота Руставели («Витязь в тигровой шкуре», XII в.), азербайджанского – Низами Гянджеви («Пять поэм», XII в.). В их творчестве гениально воплотились идеалы высокого Средневековья: красоты и гармонии человека, идеи добра и справедливости. Исторические достижения Армении, Грузии и Азербайджана в гуманизации их культур в эпоху Средневековья определили место Южного Кавказа как одного из мировых культурных центров этой эпохи (X – начало XIII в.), ярких проявлений западно-восточного культурного синтеза. Это отражало основную историческую тенденцию перемещения мирового цивилизационного центра из Древнего Востока в зону Средиземноморья. Но и южнокавказский культурный синтез, пережив период своего блестящего расцвета в начале XIII в., был сорван татаро-монгольским нашествием, а затем в результате агрессии тюрков-сельджуков, арабов Персидской и Османской империй. Армения и Грузия на несколько веков утратили возможность самостоятельного исторического и культурного развития (XIII – XVI вв.). Культура Азербайджана в этот период также переживала не лучшие времена. Возрождение культур народов Южного Кавказа начинается в XVI – XVII вв. Интеграция народов Южного Кавказа в состав Российской империи (начало XIX в.) обусловила вовлечение их в мировой процесс модернизации, усиление влияния русской, а через нее и европейской культуры, идеологии Просвещения, активное взаимодействие с мировыми культурными процессами. Октябрьская революция, создание Советского государства противоречиво сказались на развитии культур азербайджанского, армянского и грузинского народов. Активное взаимодействие с русской культурой, культурой других народов России, процессы их демократизации стимулировали развитие этих национальных культур. Вместе с тем их развитие в советский период жестко ограничивалось прокрустовым ложем большевистской идеологии, отсечением части культурного наследия, политическим контролем. Обретение суверенной государственности азербайджанским, армянским и грузинским народами в постсоветский период, освобождение от прежней политической регламентации и идеологического контроля создали благоприятные условия для развития национальной культуры. Началось восстановление их целостности, возвращение к первоистокам, вовлечение в актуальный культурный оборот ценностей, запрещенных в советский период по политическим, идеологическим соображениям. На историческую родину возвращается творчество многочисленных представителей культурной диаспоры народов этого края. Вместе с тем эти процессы обусловили резкое усиление этнической идентичности в ущерб гражданской, это привело к тому, что Кавказ превратился в зону межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия), к ослаблению традиций многообразных связей с российской культурой, что, в свою очередь, осложняет активное взаимодействие этих национальных культур с мировой культурой. Нарастающие глобальные процессы культурной конвергенции, влияние массовой культуры западного происхождения воздействуют как на смысловые, так и темпо-ритмические идентичности народов Южного Кавказа. Этому во многом способствует основной вектор общей ориентации политики Грузии и Азербайджана на США. Вместе с тем ядро их национальных культур, включающее архетипы и ценности, пока проявляет устойчивость, обеспечивает культурную преемственность и национальную идентичность. Но по мере усиления натиска глобальной культуры, потоков агрессивной массовой культуры возникает угроза размывания системы национальных ценностей, кризиса самоидентификации народов Кавказа. Важнейшая задача кавказских этносов в этих условиях – повышать иммунную систему национальных культур, создавать условия для активного взаимодействия культур кавказских народов, имеющих общие корни и типологическую близость, а также восстанавливать и развивать их традиционные связи с российской культурой.
|