Студопедия — Религии стран региона
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религии стран региона






 

Религиозный ландшафт Черноморско-Каспийского региона достаточно сложен и многообразен. За последние 20 лет в регионе значительно возросло количество верующих, появилось большое число новых религиозных организаций протестантской деноминации, нетрадиционных культов, религиозных групп с фундаменталистской идеологией. Религиозные объединения все внимательнее относятся к региональному аспекту своей деятельности. Особенности управления и миссионерства побуждают наиболее многочисленные из них к активному созданию региональных подразделений и, в результате, появляется все большая структуризация георелигиозного ландшафта. Особенностью является и то, что происходит включение религиозных объединений как самостоятельных субъектов в общественно-политическую жизнь.

Турция. Религия в Турции законодательно отделена от государства, и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны. Большинство населения страны исповедует ислам: ханафитский мазхаб и матуридизм. Также чрезвычайно развиты исламские братства – тарикаты. В основном развиты тарикаты Накшбанди и Мевлеви. Есть последователи шафиитского мазхаба, в основном это курды. Действует большое количество мечетей (78 тыс.).

Кроме того, в стране зарегистрирована 321 христианская община. Христианское население Турции сейчас составляет менее 1 %. В Стамбуле, Адане, Анкаре, Измире, Чанаккале, Хатае, Бурсе, Кыркларели функционируют 36 иудейских синагог. Часть курдов на востоке страны исповедует синкретическую религию и именуется йезидами.

Иран. Георелигиозный фактор является определяющим в Иране, поскольку это исламская республика с государственным строем, основанным на религиозных нормах, которые подразумевают усечение некоторых прав и свобод граждан. Большинство иранцев являются мусульманами-шиитами, приверженцами государственной религии, которую исповедуют 89 % населения, или около 78 млн человек. Иран является одним из государств, где шииты составляют большинство населения. Здесь расположены два священных города шиитов: Мешхед и Кум, являющихся важнейшим религиозным центром шиизма со множеством шиитских семинарий и университетов. Мусульмане-сунниты составляют около 9 % населения. Остальные 2 % – представители религиозных меньшинств: бахаи, мандеи, индусы, езиды, зороастрийцы, иудеи и христиане. Для представителей христианства, зороастризма и иудаизма зарезервированы места в меджлисе, тогда как сунниты не имеют подобной привилегии. Вместе с тем бахаи (самое крупное религиозное меньшинство) подвергаются дискриминациям, по поводу которых Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно выражала озабоченность нарушениями прав человека в Иране.

По итогам исследования Международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2012 г., Иран занимает 5-е место в списке стран, где чаще всего ущемляются права христиан. Примерная численность христиан в Иране указывается от 200 до 450 тыс. человек (0,5 % населения), и часть из них являются бывшими мусульманами. Они становятся теми, кто подвергается жестким преследованиям со стороны правящего режима, на работе и в семье, что вынуждает их покидать страну. Главным образом христианами являются армяне и ассирийцы (халдо-католики, несториане). Есть небольшие группы православных. Протестанты представлены тремя пресвитерианскими общинами, которые разделены по языковому принципу: персы, армяне и ассирийцы. Помимо них есть англикане, адвентисты седьмого дня и пятидесятники. Всего протестантов в Иране не меньше 8 тыс. человек (Л.В. Маякова).

Иудаизм исповедуют иранские евреи, численность которых составляет около 10 тыс. человек, компактно проживающих в крупных городах – Тегеране, Исфахане и Ширазе. Особенностью является то, что в Иране проживает большее число иудеев, чем в какой-либо другой мусульманской стране. Еще есть небольшое количество зороастрийцев, родиной которых является Иран, – первой монотеистической религии, господствовавшей в стране до прихода арабов.

Армения. В целом Армения – это христианская страна, в которой христианство исповедуют, по приблизительным оценкам, около 98,7 % верующего населения, из них 94,7 % являются последователями Армянской Апостольской церкви и 4 % – других деноминаций христианства. В 1997 г. Национальное собрание приняло закон «О дополнениях и изменениях в закон Армении “О свободе совести и религиозных организациях”», согласно которому разрешается, в том числе в общеобразовательных учреждениях, преподавание вероучения только Армянской Апостольской церкви.

Русская Православная церковь представлена 5 приходами, входящими в состав Майкопской епархии. Действуют общины католиков, протестантов, молокан и др. Католики, в том числе прихожане Армянской Католической церкви, насчитывают около 280 тыс. прихожан; пятидесятники – около 25 тыс. человек; прихожане Армянской Евангелической церкви составляют около 5 тыс.; православные – около 6 тыс; баптисты (Союз церквей евангельских христиан-баптистов Армении) – около 4 тыс.; «Свидетели Иеговы» – примерно 11 тыс.; есть адвентисты седьмого дня – 875 человек, мормоны, христиане, не причисляющие себя ни к одному из существующих направлений (около 3 тыс. человек). Незначительная часть населения исповедует ислам. В Армении проживают также 40 тыс. последователей езидизма (1,3 % населения Армении), это в основном курды-езиды. Езиды проживают в селениях Араратской долины, к северо-западу от Еревана.

Азербайджан. Основная религия в стране – ислам, примерно 99,2 % населения составляют мусульмане, из них 85 % – шииты джафаритского мазхаба и 15 % – сунниты ханафитского мазхаба. С 80-х гг. XX в. в стране происходит исламское возрождение: открываются новые исламские учебные заведения, строятся мечети, создаются благоприятные условия для паломничества верующих в Мекку и Медину, увеличивается культурный обмен с мусульманским миром. Возросло значение общественных исламских институтов; власти оказывают содействие работе Управления мусульман Кавказа. В то же время государство не поддерживает агрессивные формы ислама и выступает против политизации религии. В 2011 г. в стране действовало 1802 мечети.

В Азербайджане функционируют синагоги, иудаистские общины являются одними из самых активных и влиятельных религиозных объ­единений страны. Поселок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве.

Православие в республике распространено слабо, на данный момент в стране функционирует лишь 6 православных храмов, 3 из которых находятся в Баку. Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV в. В мае 2002 г. в жизни католической церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие – Баку с официальным визитом посетил Папа Римский Иоанн Павел II. В Азербайджане функционирует 25 поместных общин евангельских христиан-баптистов. По итогам исследования Международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2013 г., Азербайджан занимает 38-е место в списке стран, где чаще всего притесняют права христиан.

Кроме того, в стране существуют зороастрийские общины. По одной из версий, название «Азербайджан» переводится как «Земля Вечного Огня», которое, как утверждается, имеет непосредственную связь с зороастризмом и огнепоклонничеством.

Грузия. Подавляющее большинство населения Грузии – это православные христиане, из которых 90 % относятся к Грузинскому экзархату, остальные – к Армянской Апостольской церкви. На территории страны проживают также мусульмане и незначительное число католиков, иудеев и езидов. В последнее время наблюдается усиление влияния Турции и ислама в Аджарии, где до 2003 г. проживали всего 150 турок, а на сегодняшний день только в Батуми их более 8 тыс. человек, но идея строительства мечети Азизие привела к общественному протесту, и больше всего протестовал именно аджарский народ (грузинские мусульмане).

Абхазия. Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам, распределение конфессий в 2003 г. было следующим: 60 % – христиане, 16 % – мусульмане, 3 % – приверженцы абхазской религии, 5 % – язычники, 8 % – атеисты и неверующие, 2 % – прочие конфессии, 6 % затруднились ответить.

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994–1998 гг., большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признает Иисуса Христа как Сына Божия, не посещает церкви, не причащается и не соблюдает постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники – христианские, мусульманские и языческие – совместно отмечаются представителями разных религий и сводятся к общему застолью (А.Б. Крылов).

В столице республики, в городе Сухум, возобновлена служба в католическом костеле, работает синагога, свободно действуют протестантские христианские общины: пятидесятники, адвентисты, баптисты, Община последователей сознания Кришны и др.

Принцип религиозного синкретизма отражен и в государственной символике Республики Абхазия. На флаге государства изображены: красный знак раскрытой ладони – как символ традиционной веры, и семь полос – белого и зеленого цветов, символизирующие христианство и ислам. На гербе используется аналогичный символический ряд: на бело-зеленом щите изображены традиционные священные солярные знаки и герой национального эпоса Нарт Сасрыкуа.

Южная Осетия. Основной религией в стране является православие. В республике действуют Армянская церковь и синагога. В Цхинвали проживает небольшое количество мусульман, в основном, это приезжие строители из республик Северного Кавказа. Значительная часть населения Южной Осетии по-прежнему придерживается традиционных осетинских верований. Святилища и молельни ( кувандоны) есть в разных селах республики.

Юг России, включающий Южный федеральный и Северо-Кавказский федеральный округи, является самым поликонфессиональным районом, где зарегистрировано более 3,5 тыс. религиозных организаций различной конфессиональной направленности, а также есть и не зарегистрированные объединения, группы. Конфессиональное пространство региона условно можно разделить на четыре основные части: 40 % – религиозные организации Русской Православной церкви; 30 % – организации мусульман; 27 % – протестантские организации и 3 % – буддисты и иудеи. Что касается Северо-Кавказского федерального округа, то здесь приверженцами исламского вероисповедания являются более 60% населения, наблюдается доминирование традиционных исламских верований и расширяется влияния салафизма, преимущественно в таких республиках, как Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика. В последнее время все более четко проявляется связь между национальной и конфессиональной самоидентификацией народов Юга России, где религиозная идентичность даже начинает доминировать над этнической, применительно к верующим, исповедующим исламские ценности.

Конфессиональную карту Юга России можно представить на основании данных по официальной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции РФ, которые лишь частично ее отражают, поскольку религиозная группа не подлежит официальной регистрации и уведомляет о своем создании лишь органы местного самоуправления, а деятельность деструктивных культов вообще находится вне правового пространства.

В Южном федеральном округе доминируетправославное вероисповедание и одним из приоритетных направлений в деятельности РПЦ продолжает оставаться строительство и восстановление православных храмов, ведутся, с различной степенью интенсивности, реставрационные и строительные работы на культовых зданиях и сооружениях. Выпускаются православные газеты и журналы, активно развивается духовное образование в воскресных школах, духовных академиях и семинариях.

Помимо традиционных религиозных объединений, также осуществляют свою деятельность религиозные объединения (группы) деструктивного и тоталитарного толка, такие как «Церковь сайентологии»; «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения», «Общество сознания Кришны», культы «Анастасии»; «Рейки». Деятельность указанных объединений основана на тотальном подчинении и контроле рядовых членов со стороны высшего руководства организации. Внутри объединения культивируются: строжайшая дисциплина, беспрекословное иерархическое подчинение и нетерпимость к любому проявлению инакомыслия и иноверия. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных объ­единений («Церковь сайентологии», «Свидетели Иеговы» и некоторые другие) не идет на контакт с представителями органов государственной власти, а также допускает нарушения законодательства Российской Федерации, особенно в части, касающейся отношения к несению воинской службы и к вопросам здравоохранения. Так, члены организации «Свидетели Иеговы» отвергают участие в воинской службе на основании своих религиозных убеждений, а также категорически не приемлют процедуры переливания крови по медицинским показаниям.

Кроме того, подавляющее большинство организаций деструктивного толка (тоталитарные секты, харизматические церкви, а также сатанистские и демонические культы), хотя и не многочисленно представлены на территории округа, взаимодействуют с руководящими центрами в ряде зарубежных стран (США, Германия, Англия и др.), и, как правило, опираются на зарубежные источники финансирования.

Следует отметить, что сегодня заметно активизировали свою деятельность исламские и буддийские объединения.

Ростовская область. Зарегистрировано примерно 480 религиозных организаций, среди которых доминируют представители русской православной церкви (257 организаций). Здесь находится епархиальный центр Донской митрополии, Ростовской и Новочеркасской епархии Русской православной церкви и расположен Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. С 2011 г. решением Священного синода выделены Шахтинская и Волгодонская епархии. В городе действует порядка 30 православных храмов, большинство из которых было построено после 1990 г. Следующими по количеству приверженцев являются протестантские организации – 121, из них 6 храмов церкви адвентистов седьмого дня, а также несколько общин церкви евангельских христиан-баптистов и протестантов. В Ростове-на-Дону действуют католическая церковь «Тайной Вечери», 3 армянских церкви (церковь Сурб Карапет (Святого Петра), церковь Сурб Хач (Святого Креста), церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения)), греческая церковь, синагога, буддийский центр Алмазного Пути линии Карма Кагью, мечеть. В области зарегистрировано 17 исламских организаций.

Волгоградская область. Зарегистрировано примерно 363 религиозные организации, принадлежащие к 20 вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7 % (207 организаций), старообрядческие – 2,5%, римско-католические – 1,7 %; протестантские – 78 организаций (лютеранские, евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и методистов) – 23 %; мусульманские объединения – 4,7 % (15 организаций); буддийские общины – 0,6 % (2 организации); иудаистские – 2,8 %.

В Астраханской области осуществляют свою деятельность более 30 религиозных исповеданий, объединяющих 193 общины. Из них Русской Православной церкви – 74, старообрядческих общин – 2, мусульманских объединений – 58, буддийских общин – 4, иудейских общин – 1, католических – 2, лютеранских – 1, Армянской Апостольской церкви – 1, протестантских объединений – 48. Из вышеуказанных объединений 138 осуществляют свою деятельность на территории региона, имея правоспособность юридического лица, т.е. являются религиозными организациями.

Астраханско-Енотаевская епархия является одним из наиболее значимых общественных институтов, чья деятельность гарантирует поддержание межнационального и межконфессионального мира и согласия. Общее число действующих священнослужителей епархии составляет свыше 100 человек.

Ислам является традиционной для территории Астраханской области религией и имеет значительное число последователей (занимает второе место после Астраханско-Енотаевской епархии по числу приходов и верующих). Астраханское региональное духовное управление мусульман (АРДУМ), структурно входящее в состав Центрального духовного управления мусульман России, насчитывает 45 общин-организаций (всего 58 общин) и 17 религиозных групп, что составляет 31,1 % от общего числа религиозных объединений области. Свои богослужения астраханские мусульмане проводят в 41 мечети (7 из них являются памятниками истории и культуры местного (областного) значения) и в 6 специализированных молитвенных домах.

С августа 1999 г. на территории Астраханской области осуществляет свою деятельность исламский институт «Хаджи-Тархан». В этом институте, помимо богословия, ведется преподавание светских дисциплин, таких как английский, арабский и татарский языки, история, философия, социология. Исламский институт является единственным высшим духовным учебным заведением региона.

На территории Астраханской области зарегистрированы 3 буддийские организации. Как религия буддизм в основном традиционно исповедуется в районах компактного проживания этнических калмыков (территория Лиманского и Харабалинского районов). Следует отметить, что в астраханском обществе имеется живой интерес к буддизму как к религии и мировоззренческому ориентиру. Примером тому стало создание в декабре 2005 г. в городе Астрахань новой буддийской организации из числа некалмыков – местная религиозная организация «Буддийский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью города Астрахани».

Краснодарский край. РПЦ – 349 организаций, Протестанты – 161, Ислам – 5, есть организации Армянской Апостольской церкви. На Кубани зарегистрировано примерно 656 религиозных организаций, представляющих 32 конфессии. Самая многочисленная из них (и по количеству верующих, и по влиянию на общественно-политическую ситуацию) – Русская Православная церковь. Екатеринодарская епархия насчитывает 349 приходов, в их числе пять монастырей.

Традиционной религией на Кубани является также ислам. Римско-католическая церковь представлена 11 приходами. Около 40 % религиозных организаций в крае составляют протестанты. В последние годы увеличилось число жалоб на «Свидетелей Иеговы», которых обвиняют в навязчивости, в принуждении своих адептов к разрушению семьи, к отказу от медицинской помощи, уклонению от военной службы.

Особое беспокойство сегодня вызывает широкое проникновение тоталитарных сект из-за рубежа. В крае разрабатываются программы противодействия негативному влиянию деструктивных религиозных и общественных образований, пресекаются попытки внедрения в молодежную среду религиозного и политического экстремизма, ведется большая просветительская работа.

Все это не осталось без внимания Московского патриархата. Во время визита в Екатеринодарскую епархию Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл наградил губернатора Краснодарского края Александра Ткачева одной из самых почитаемых церковных наград – орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского I степени – за вклад в «духовное взросление и сбережение народа».

Адыгея. Наибольшее количество приверженцев у РПЦ – 36 организаций. Майкоп является центром Майкопской и Адыгейской епархии Русской Православной церкви, а также Майкопского благочиния епархии Русская Православная старообрядческая церковь – приход Рождества Пресвятыя Богородицы (ст. Ханская) Донской и Кавказской епархии. Древлеправославная поморская церковь представлена Майкопской старообрядческой поморской общиной. Армянская Апостольская церковь - церковь Сурб Арутюн (Воскресения Господня) епархии Юга России ААЦ. Протестанты – 19 организаций: Евангельский христианский миссионерский союз (баптисты), Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятники), церковь адвентистов седьмого дня, церковь «Свидетелей Иеговы». Ислам – 10 организаций. В Майкопе расположено Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, действует Соборная мечеть Халид Бин Сакр-аль-Кассими. Другие религии – 17 организаций.

Калмыкия. На Юге России присутствует и древнейшая мировая религия – буддизм, который не играет значимой роли в геополитических процессах, но важен для сохранения духовно-нравственных ценностей калмыцкого народа. Калмыки – единственный народ в Европе, исповедующий тибето-монгольскую форму буддизма, называемую еще устаревшим термином «ламаизм». К особенностям традиционного калмыцкого буддизма исследователи относят: тесную связь монастырей и духовенства с родовыми общинами, когда за конкретными родами были закреплены свои хурулы; наличие у калмыков не только школы гелугпа, но и «красношапочников» (Сакья, Кагью); относительную недостаточность монастырского образования, отсутствие до начала XX в. школ буддийской философии и отсутствие «перерожденцев».

В советские времена в Калмыкии были уничтожены все культовые учреждения, и возрождение буддизма в Республике Калмыкия началось лишь в конце 1980-х гг. В 1988 г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов и в том же году открыт первый молельный дом. После распада СССР, демократизации церковно-государственных отношений стали возрождаться отношения с Тибетом, устанавливаются международные, религиозные и культурные связи. Одним из самых значимых событий явилось создание Объединения буддистов Калмыкии (ОБК), а в 1991 г. состоялась первая конференция ОБК, на которой
утвердили устав и избрали шаджин-ламу калмыцкого хурула. Современная религиозная ситуация в Калмыкии характеризуется значительным динамизмом и новизной. На ее территории за последнее время зарегистрированы и действуют 32 буддийские общины. Сегодня религиозная среда в Республике неоднородна, она тесно привязана к местным условиям. В целом она характеризуется тем, что наибольшее число верующих составляют пожилые люди, однако в последнее время наблюдается увеличение численности молодежи и людей среднего возраста. Численность «этнических буддистов» в Калмыкии, в соответствии с данными прошедшей в 2002 г. Всероссийской переписи населения, составила 174 тыс. человек.

В республике построены 28 хурулов и десятки ступ, сюда часто приезжают с лекциями буддийские учителя, которые даруют верующим особые посвящения и проводят различные тантрические обряды. В свою очередь, Калмыцкий хурул при содействии тибетских монахов занимается не только религиозно-просветительской деятельностью, но и ведет целенаправленную работу по подготовке кадров священнослужителей для республики – уже несколько лет калмыцкие юноши обучаются в монастырях и духовных учебных заведениях Индии. В 1995 г. в Элисте состоялось открытие филиала Международного института школы Карма-кагью (KIBI), в программу изучения которого входят буддийская философия и практика, тибетский язык. Ежегодно организуются паломничества буддистов по святым местам в Индию, Тибет и Бурятию.
В 2006 г. в Элисте, при помощи администрации республики, было завершено строительство самого большого и величественного буддийского храма в Европе «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Э.П. Бакаева).

В Северо-Кавказском федеральном округе исламские религиозные организации преобладают в пяти субъектах округа (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР, ЧР). В середине 2000-х гг. в округе была зарегистрирована 961 мусульманская религиозная организация. Однако их распределение по регионам крайне неравномерно. Так, 597 мусульманских организаций действуют в Республике Дагестан, в Карачаево-Черкесии – 103, Кабардино-Балкарии – 99, Чеченской Республике – 29, Адыгее и Ингушетии – по 16, Северной Осетии–Алании – 11, Калмыкии – 6 организаций. При этом наиболее интенсивно растет количество мусульманских организаций, по сравнению с иными конфессиями. Наибольшее развитие мусульманских объединений наблюдается в Республике Дагестан.

Республика Дагестан. Конфессиональные отношения стали существенным компонентом общественно-политической жизни республики. Характер, диапазон и интенсивность религиозно-конфессиональных отношений и религиозной ситуации в современных условиях определяются исламом, как массовой религией в Дагестане. Наблюдается рост нетрадиционного для дагестанского общества экстремистского проявления в исламе – неоваххабизм/салафизм. Причем на территории республики начали свою деятельность не только исламские нетрадиционные секты, но и христианские секты, в ряды которых, как ни странно, вступает именно дагестанская молодежь. В республике функционируют 2489 исламских объединений – 2471 суннитских (1281 джума-мечетей, 817 квартальных мечетей, 273 молитвенных дома, 2 культурно-просветительских центра, 1 союз исламской молодежи, 14 вузов, 81 медресе) и 19 – шиитских (9 центральных и 10 квартальных мечетей), а также исламская организация – Духовное управление мусульман Дагестана (возглавляет муфтий А.М. Абдулаев). Система исламского образования на сегодняшний день включает в себя 14 исламских вузов (зарегистрированных 16 – функционируют 14), где обучаются около 1570 учащихся. В медресе (средние исламские учебные заведения) на сегодняшний день проходит обучение 2970 человек. Кроме того, при 158 мечетях действуют мактабы, в которых проходят обучение порядка 3 тыс. человек. Всего в вузах, медресе и мактабах республики обучаются 7 540 человек (количество обучающихся колеблется).

Наибольшее количество исламских учебных заведений функционирует в Центральном, Северном и равнинном Дагестане. Наиболее авторитетными из них считаются Дагестанский исламский университет им. М. Арипа в г. Махачкала, Исламский университет им. имама Шафии в г. Махачкала, Исламский университет им. С. Кади в г. Буйнакск, Исламский университет им. имама Ашъари в г. Хасавюрт. Еще одна специфика религиозной ситуации в Республике Дагестан – большое количество верующих, совершающих паломничество в Мекку. За последние 15 лет более 125 тыс. дагестанцев совершили хадж и умра, что составляет около 70 % от числа россиян, совершивших паломничество с 1989 г.

Христианство по числу своих последователей сегодня занимает в Дагестане второе место после ислама. В настоящее время там действует 50 христианских религиозных объединений, из которых 19 православных, 28 протестантских, 2 армянских религиозных общества, 1 общество древлеправославных. Общее число служителей культа православных приходов в Республике Дагестан составляет 24 человека. Все приходы РПЦ расположены на севере равнины и в крупных городах. Среди православных преобладают потомки переселенцев из Южной и Центральной России, а также выходцы из гребенских и терских казаков. В декабре 1998 г. территория республики вошла в юрисдикцию Бакинской и Прикаспийской епархии Московского Патриархата. В городах Махачкала, Дербент, Буйнакск, Хасавюрт, Кизляр действует 5 иудейских общин, которые входят в состав ФЕОР (Федерация еврейских общин России).

Республика Ингушетия. Доминирующей религией является ислам суннитского толка, также присутствует православное христианство. Зарегистрировано 17 мусульманских общин, 45 мечетей, 26 медресе, находящихся в ведении Духовного управления мусульман Ингушетии.
В станице Слепцовская (Орджоникидзевская) действует Исламский институт. В республике функционируют три православных храма – в станице Орджоникидзевской, городе Карабулак и в станице Троицкой.

Чеченская Республика. В республике зарегистрировано 29 исламских организаций. Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма. Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь, делящимися на мелкие религиозные группы – вирдовые братства. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отделившиеся от него мелкие вирды – Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха. Помимо ислама, существенную роль играют традиционные доисламские верования вайнахов, зафиксированные в этическом кодексе и имеющие параллели с героями нарт-орстхойского эпоса. Также здесь официально зарегистрирована еще одна организация – Евангельских христиан-баптистов. Действует восстановленная в 2009 г. православная церковь Михаила Архангела в г. Грозном, основанная терскими казаками в XIX в.

Карачаево-Черкессия. РПЦ – 18 организаций, Протестанты – 11, Ислам – 633 организации.

Кабардино-Балкария. РПЦ – 20 организаций, Протестанты – 23, Ислам – 115 организаций.

Среди кабардинцев, черкесов и адыгов сильно влияние местных верований и традиций, а мусульманские обряды тесно переплетаются с народными. Важнейшую роль до настоящего времени в жизни жителей республики играют народные традиции и обычаи – «адаты», выполняющие роль своего рода «парарелигии». В первую очередь это адыгский кодекс морали и чести «адыгэ-хабзэ», имеющий в основном языческое происхождение. Во многих случаях этот кодекс считается важнее мусульманских обычаев и шариата. В этой системе этических норм важное место занимают традиции почитания старших («власть старшего равна власти Бога»), культ предков, воинская доблесть («из адыгского воина также трудно сделать муллу, как из турецкого муллы – воина»), почитание гостя, культ семьи, а также обряды, связанные с пищей («пища важнее Корана»). В селах древние народные обычаи сохранялись на протяжении всех лет советской власти и заметно усилились в последние годы. Единственным обрядом, в котором в большой степени сильна мусульманская традиция, остаются похороны (хотя и этот обряд в определенной мере дополнен домусульманскими обычаями). Доисламские верования оказывали и продолжают оказывать влияние на образ жизни кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Для них характерно одновременное почитание языческих, христианских и мусульманских божеств (джинов), при этом последние две категории, как правило, мифологизируются и приобретают определенные черты языческих культов. По данным социологического опроса 1999–2000 гг., только 35 % адыгов «считают себя приверженцами ислама» (С.А. Ляушева).

Республика Северная Осетия – Алания. РПЦ – 20 организаций, Протестанты – 32, Ислам – 15 организаций.

Доминирующей религией является православное христианство. Ислам – вторая по числу приверженцев религия. Предки осетин были знакомы с исламом еще в монгольскую эпоху. Доля мусульман среди осетин составляет около 15 %.

Ставропольский край. РПЦ – 284 организаций, Протестанты – 136, Ислам – 8, Буддизм – 2 организации.

Ставропольский край исторически сложился как полиэтничный регион. При отмечающемся росте полиэтничности это край преимущественно с русским населением. Русская ментальность, культура и язык определяют его основные социокультурные характеристики. На 1 января 2011 г. в крае насчитывалось 436 религиозных организаций, представляющих различные вероисповедания.

Ведется диалог между религиозными объединениями традиционных конфессий – Централизованной православной религиозной организацией «Ставропольская и Невинномысская епархия Русской Православной церкви (Московский патриархат)», Централизованной православной религиозной организацией «Пятигорская и Черкесская упархия Русской Православной церкви (Московский патриархат)», Централизованной религиозной организацией «Духовное Управление мусульман Ставропольского края», краевой религиозной организацией ортодоксального иудаизма «Еврейская община Ставропольского края» и местными религиозными организациями Армянской Апостольской церкви.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 558. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия