Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕРЕНЦИЙ





После Плавта писал комедии Теренций (ок. 185—159 гг. до и. э.), принадлежавший уже к следующему поколению. Уро­женец Африки, он еще мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом одного римского сенатора. Заметив выдающиеся способ­ности юноши, сенатор дал ему хорошее образование и потом от-пустил на волю. Теренций находился в дружеских отношениях со многими знаменитыми людьми, входившими в кружок про-

свешенного патриция Сципиона Младшего и бывшими привер­женцами греческой культуры и греческого образования. Именно в это время благодаря завоеванию Римом Восточного Среди­земноморья влияние греческой культуры на римскую становит­ся особенно интенсивным. Римляне знакомятся с греческой об­разованностью уже непосредственно на ее родине. (В 146 г. до н. э. Греция была покорена Римом н вошла в состав Римской республики.)

Теренций написал 6 комедий, и все они до нас дошли. Почти все свои комедии Теренций заимствует у Менандра, причем со­знательно подчеркивает их греческий колорит. Сюжетами его комедий являются семейные конфликты.

У Теренция обычно нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта, он отказывается также от театральных средств и приемов ателланы. которыми охотно пользовался его пред­шественник (буффонада, грубые, но сочные шутки, непосред­ственное обращение к зрителям в ходе действия и г. д.). Зато Теренций стремится дать более углубленную психологическую характеристику своих персонажей, создавая интересные жизнен­ные образы.

Одна из лучших комедий Теренция — «Братья». Пьеса ста­вит вопрос о воспитании молодых людей. В ней выводятся два старика-брата — горожанин Микион и деревенский житель Де-мея. У Демеи два сына — Эсхин и Кгесифон. Старшего сына, Эсхина, он отдал на воспитание своему брату Микиону. И вот между обоими стариками происходят постоянные споры по во­просу о воспитании. Микион считает, что не следует держать молодых людей в строгости; наоборот, надо снисходительно от­носиться ко всем увлечениям молодости, и тогда дети будут гово рить правду своим родителям. Демея не согласен со взглядами брата: детей надлежит воспитывать в строгости и ни на минуту не спускать с них глаз. Комедия начинается с того, что Демея сообщает брату Микиону о новом возмутительном поступке Эс­хина. Он ворвался в дом сводника, избил хозяина и увел 01 него свою любовницу — арфистку. Кгесифон никогда не совер­шил бы подобного поступка... Но в дальнейшем выясняется. что Эсхин отнял арфистку у сводника не для себя, а для брата Ктегифона.

Теренций хорошо изобразил по контрасту характеры Микио-на и Демеи. Микион — гип богатого, благодушного и со всеми обходительного -тарого горожанина, сторонника гуманных ме­тодов воспитания юношества Демея—грубоватый и скупой дере­венский житель. Всю жизнь он провел в чаботах и грудах, что­бы оставить кое-какой достаток своим сыновьям. В тонкости воспитания он не вдается, считая, что сыновей надо держать в ежовых рукавицах. Демея обладает здравым смыслом, но в то же время крайне самонадеян.

Исследователи считают, что Теренций изменил конец не до­шедшей до нас комедии Менандра «Братья». У Менандра,пне всякого сомнения, побеждал Микион с его гуманными принци­пами воспитания. У Теренция тоже подчеркивается правиль­ность педагогических приемов Мнкнона,однако не без оговор­ки. Показ на римской сцене полной победы педагогических принципов Микиона был бы еще несвоевременным. Объясняя с насмешкой, почему его сыновья любят Микиона, Демея говорит, что брат всегда им потакал, был к ним неразумно добрым.

Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром бо­лее сложных душевных переживаний, хотя и ограниченных рам­ками семейных отношений. Теренций может быть назван пред­шественником новой европейской драмы. Влияние взглядов, высказанных в его пьесе «Братья», чувствуется, например, в ко­медии Мольера «Школа мужей».

После смерти Теренция пьесы его в течение нескольких десятилетий еще ставятся на сцене, но затем исчезают из теат­рального репертуара. И вообще паллиата, главные образцы которой были уже исчерпаны, замирает и уступает место ново­му жанру комедии с национальным, римским содержанием.

ТЕРЕНЦИЙ И ПЛАВТ. Но Теренцию чужды плавтовская сати­рическая заостренность, сгущение красок. Он мягче Плавта, его психологические характеристики тоньше. Если Плавт частично ориентируется на Аристофана, то Теренцию,безусловно, близок Еврипид,прежде всего, как автор «трагедий интриги», в кото­рых он с присущим ему психологизмом разрабатывал такие мо­тивы, как встреча разлученных супругов, брата и сестры, опо­знание подкинутого ребенка и др. У Теренция сводники не столь наглы и бесстыдны, гетеры не столь алчны; последние предстают как женщины, способные на искренние увлечения. Вместе с тем, в комедиях Теренция господствует серьезный тон, им явно недостает комического одушевления. «Свекровь» мож­но отнести к жанру «слезной комедии».

Юлий Цезарь, наделенный не только полководческим гени­ем и государственным умом, но и тонким эстетическим вкусом, назвал Теренция метко, хотя, может быть, не вполне справед­ливо: «полу-Менандр». Цезарю принадлежит эпиграмма, содер­жащая интересную оценку творчества комедиографа:

 

Полу-Менандр, ты считаешься также великим поэтом — И справедливо: ты любишь беседовать чистою речью. Если бы было возможно прибавить комической силы

К мягким созданьям твоим, чтоб мог ты в почете сравняться

С греками и чтоб и в этом не ниже последних считаться!

Этого только и нет у тебя — и мне больно, Теренций!

Как и у Плавта, комедии Теренция открываются прологом и членятся на пять актов. Если Плавт обычно предваряет в про­логах сюжетные перипетии пьесы, то Теренций нередко испо­льзует прологи, чтобы защищаться от нападок своих литератур­ных противников. В прологе к комедии «Девушка с Андроса» он пишет, что поэт:

..Тратит на прологи все старание Не с тем, чтоб содержание пьес рассказывать. Но с тем, чтобы на злобные ругательства Врагу, поэту старому, давать ответ.

В частности, Теренций доказывал правомерность объедине­ния, «контаминации», сюжетов двух греческих пьес. Все это сви­детельство литературной полемики, которая не угасала в то время. Из прологов явствует, например, что пьесы Теренция не были столь тепло приняты, как плавтовские; зрители, особенно из низов, предпочитали им более яркие зрелищные представле­ния, например, гладиаторские и кулачные ристалища. Правда, в дальнейшем, по мере роста культурных запросов римлян, Те­ренций приобрел большую популярность. Известно, что коме­дия «Евнух» как-то раз дважды игралась в течение одного дня.

В целом, по сравнению с «необузданным» Плавтом, Терен­ций сдержан, обладает чувством меры. По словам одного ан­тичного комментатора, его комедии не поднимаются до высот трагедии, но не опускаются до «пошлости мима».

Братья (Adclphoc)

Это одна из наиболее популярных комедий Теренция, в основе которой заимствованный у Менандра сюжет, разрабо­танный в духе гуманно-либеральных взглядов, отстаиваемых Теренцием. Комедия отличается четкостью композиции. Удачно использовано противопоставление двух главных героев. Нако­нец, в пьесе поставлена одна из «вечных» проблем: столкнове­ние двух принципов воспитания — сурового, жесткого и мяг­кого.

ЭКСПОЗИЦИЯ И ЗАВЯЗКА. Исходная ситуация комедии раз­вернута в первом акте. Перед нами две пары отцов и детей, оха­рактеризованных по принципу контраста. Очень различны два брата старика: Микион,живущий в городе, человек снисходите­льного, добродушного нрава, холост; у него нет детей; Демея, деревенский житель, сурового, строгого нрава. У Демеи двое сыновей, весьма не похожих друг на друга. Один из них, Эсхин. бойкий, энергичный, усыновлен Микионом и живет в городе. Второй, Ктесифон, робкий, пассивный, всецело подчиненный воле отца, пребывает вместе с Демеей в деревне.

Драматический конфликт комедии обусловлен не только возникающими в ней сюжетными коллизиями, но и столкнове­ниями различных точек зрения, жизненных позиций Микиона и Демеи. Перед нами комедия, ставящая серьезную нравствен­но-этическую проблему.

Между стариками не угасают споры относительно воспитания молодых людей. Микиону по нраву «жизнь городская, уютная».

Усыновив Эсхина, он «как своего воспитывал его с младенчест­ва», «любил и холил», уступал ему, давал волю. Микион пола­гал, что подобным образом убережет Эсхина от скрытности, лжи. В воспитании для «городского» брата авторитетнее та власть, которая держится не на силе, а на «дружелюбии». Памя­туя о склонности юности к увлечениям, Микион считает их за­служивающими снисхождения:

 
 

Мои же убеждения и правила: Кто долг свой исполняет из-под палки, тот Страшится до тех пор, покамест боязно, Чтоб не узнали: если же появится Надежда у него, что будет скрыто все, Вернется к старым он наклонностям. Но тот, кого ты привлечешь добром к себе, Тот платит тем же, от души все делает.

Иной Демея, «деревенский» брат. Он — носитель крестьян­ской психологии,привыкший к «суровой скупости». Демея уко­ряет Микиона за то, что тот «губит» Эсхина, снабжает деньга­ми, поощряет щегольство, разрешает «пить и влюбляться». Похоже, что опасения Демеи небеспочвенны. «Деревенский» брат сообщает Микиону о последнем «деянии» его приемного сына Эсхина:

 
 

Двери выломал и в дом чужой Ворвался, самого избил хозяина И домочадцев насмерть и любовницу Отнял свою. Кричат все: Возмутительный поступок!

Если верить Демее, Эсхину было бы полезно ориентировать­ся на своего «деревенского» брата Ктесифона, «бережливого и скромного». Во всем виноват Микион, дозволяющий Эсхину «портиться». Микион не согласен с Демеей:

Нет ничего несправедливее

Людей необразованных: лишь то они

Считают справедливым, что сами делают.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. Действие строится таким образом, что проясняются истинные обстоятельства случившегося. Эс-хин крепко повздорил со сводником Саннионом из-за гетеры Вакхиды. Эсхин силой уводит ее из дома Санниона,«награ­див» последнего «пятьюстами пощечин». Эсхин требует либо продать ему Вакхиду за те же двадцать мин, за которые свод­ник ее приобрел, либо судиться. Раб Микиона Сир убеждает сводника уступить требованию Эсхина. Между тем, появив­шийся в городе Ктесифон осчастливен Эсхином. Оказывается, Вакхида была возлюбленной Ктесифона. Девушку добыл для него «городской» брат Эсхин, не посчитавшись с неприятно­стями и дурной славой, которую снискал за свой великодуш­ный поступок.

ПЕРИПЕТИИ. В третьем акте действие осложняется очеред­ными перипетиями. На сцене появляется новый персонаж — бедная вдова Сострата. Ее раб Гета принес печальную новость: Эсхин с помощью своего раба Сира отнял у сводника арфист­ку, которую все считают его новой подружкой, ведь связь Кте­сифона с Вакхидой держится в тайне. Огорчение Состраты по­нятно; у нее дочь Памфила,которую соблазнил Эсхин. У Памфилы приближаются роды: Эсхин же собирался на ней же­ниться и обещал сообщить об этом приемному отцу Микиону. И вот неожиданный поворот.

Раб Сир, верный помощник Эсхина, встретивший Демею, ловко отводит всяческие подозрения от Ктесифона. Это еше больше убеждает Демею в правоте своей системы воспитания. К тому же Сир представляет дело так, будто Ктесифон, при­мерный сын Демеи, якобы обличал Эсхина словами: «Ты эти­ми поступками бесчестишь род наш». Это приводит в совер­шенный восторг Демею.

Последний уже собирается возвращаться к себе в дерев­ню, когда на сцене появляется еще один персонаж. Старик Регион, родственник несчастной Состраты, который по ее наущению рассказывает Демее о «поступке возмутительном

Эсхина. Не жалея красок, расписывает Регион происшед­шее:

 
 

Одно стерпеть бы можно как-нибудь:

Влияла ночь, любовь, вино и молодость.

Все — люди! Но пришел он после этого

По доброй воле к матери той девушки,

В слезах, прося, моля и с обещанием

Под клятвой, что он ее женой возьмет.

Прощен. Молчат. Поверили. А девушка

Беременна, пошел девятый месяц уж.

Молодчик вдруг певичку с божьей помощью

Завел себе. С ней будет жить. А эту прочь!

Тем временем Ктесифон, которому опостылело деревенское житие, скрывается от отца в городе. Благодаря Эсхину и рабу Сиру Ктесифон наслаждается в доме Микиона любовью с Вакхидой. Желая сделать доброе дело, Гегион уговаривает Микио­на пойти к Сострате, успокоить ее и объяснить главное: певич­ка — не возлюбленная Эсхина, а была похищена им ради брата Ктесифона.

Тогда Микион решает проверить чувства приемного сына к Памфиле. Он сообщает ему вымышленную историю о том, что некий ближайший родственник Памфилы приехал из Милета, чтобы ее увезти за море и там на ней жениться. Это известие повергает Эсхина в слезы: ведь Памфила только что родила сына. Эсхин рассказывает Микиону всю правду, а приемный отец журит его за то, что тот не только совершил «большой проступок», но и за то, что так долго колебался, тянул с жени­тьбой. В конце концов Микион все объясняет и велит сыну го­товиться к свадьбе с Памфилой.

Наконец происходит встреча Демеи с Микионом, которого «деревенский» брат осыпает упреками. Он еще не знает всех подробностей. Микион успокаивает Демею: Эсхин женится на девушке, несмотря на то что она бесприданница. А как быть с певичкой? Ведь она в доме Микиона. Последний, желая разза­дорить Демею, утверждает, что певичка останется с ними. Ни­чего не понимающий Демея сбит с толку. Ему не остается ни­чего, кроме бурного выражения отчаяния: «Вот жизнь! Вот нравы! Вот еще безумие!»

РАЗВЯЗКА. Развязка наступает в пятом акте. Между братья­ми происходит очередное объяснение. Демея, этот, казалось бы, неисправимый упрямец, меняется буквально на глазах. Теперь, когда все обстоятельства прояснились для него, он готов забрать певичку в деревню, приучить к крестьянскому труду.

В финале Демея заметно смягчается. Он признает, «что сте-ченье обстоятельств и возраст» с неизбежностью «наводит на новые мысли». «Для человека нет ничего на свете лучше мягко­сти и кротости», — признается Демея.

Самокритично сопоставляет он себя и Микиона, который жил для себя, а его «все хвалят, любят»:

...Я же — деревенщина

Взял жену. О, сколько тут я видел неприятностей! Сыновья пошли — забота новая. Стараясь им Больше дать, потратил жизнь я всю свою и молодость На стяжанье. И на склоне лет моих теперь от них Вот такую получаю за труды награду я — Ненависть! Тому ж, другому, без труда даются все Выгоды отцовские.

Демея не просто переменился, ибо приятней любезность, нежели скаредность. Он убеждает Микиона отпустить на волю раба Сира. А главное, уговаривает 66-летнего брата жениться на Сострате.

Какова же мораль комедии? Безусловно, Теренций стоит на позициях терпимости в сфере воспитания. Чрезмерно су­ровые методы, как явствует пример Ктесифона, могут по­влечь противоположные результаты. Но и чрезмерная мяг­кость, потакание всем прихотям детей — не всегда полезны. Разве легкомыслие Эсхина не стоило горьких переживаний и Сострате, и Памфиле, несмотря на счастливый финал? Нельзя сказать, чтобы принципы Микиона были безупреч­ны. Похоже, Теренций — противник крайностей: как ис­тинный образованный римлянин, он за «золотую середину», разумное сочетание строгости, требовательности и разумной снисходительности, терпимости в отношении подрастающего

поколения.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 775. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия