Техносфера и ноосфера
Наряду с концепцией техносферы в настоящее время получил распространение столь же широкомасштабные представления об антропосфере, социосфере и ноосфере. Детальный их ана- лиз является самостоятельной задачей, здесь же имеет смысл ограничиться лишь отдельными соображениями касательно их взаимоотношений между собой. Понятия антропосферы и социосферы по своему содержанию в основном совпадают. Фактически под ними подразумевается одно и то же явление - сфера жизнедеятельности человечества и ее продуктов. Но при этом акцентируются ее различные аспекты: в первом случае - индивиды, во втором - целостная социокультурная система, в рамках которой живут и действуют люди. В контексте данной работы существенно, что антропосфера или социосфера включает в себя как техносферу, так и нетехническую деятельность, и нетехнические артефакты, принадлежащие, например, областям искусства, нравственности, религии, права, политики, медицины (хотя в них могут проникать элементы техники). Но техносфера составляет их технический остов, материально-техническую основу. Сложнее обстоит дело с ноосферой, буквально - сферой разума, сферой рационально регулируемых человеческих усилий, рационального воздействия на природу. В нашей стране это понятие вошло в научный оборот главным образом благодаря трудам В. Вернадского, показавшего, что биосфера переходит в новое эволюционное состояние в ноосферу и что, точнее говоря, природа перерабатывается научной мыслью социального человечества. Эволюция Земли рассматривается им как единый процесс, участником которого является и человечество. Деятельность его благодаря науке стала, как уже говорилось, планетарным фактором, сопоставимым с естественными силами и процессами. Отсюда следует вывод о необходимости и возможности научно направляемой гармонизации взаимоотношений между социумом и природой. Пронизанные верой в могущество человеческого разума, поднявшегося на ступень научного познания, идеи Вернадского могут рассматриваться в качестве общей сверхзадачи, сверхпрограммы всего человечества. Нельзя забывать, однако, о сложности и противоречивости духовного мира людей, о сочетании в нем рационального и эмоционального, вообще нерационального начал, об относительности научных знаний и целесообразности опирающейся на них практической деятельности, наконец, о мощи стихийных катастрофических явлений - землетрясений, наводнений, ураганов, смерчей, об угрозах, исходящей из космоса. Все это делает принципиально невозможным полное и всестороннее торжество разума ни в ближайшем обозримом, ни в более отдаленном будущем. Более семидесяти лет тому назад В. Маяковский восклицал: Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. С тех пор наука и техника достигли поразительных высот, во многих отношениях значительно повысилось качество жизни. Но поныне, когда пришли "грядущие дни", в канун нового века и нового тысячелетия, глядя на социальную реальность, имеется немало причин повторять название известного кинофильма -"Этот безумный, безумный, безумный мир" - или слова достаточно популярного шлягера - "Остановите Землю! Я сойду ". Вот почему трезвое размышление устанавливает, что ноосфера означает не царство окончательно победившего разума, а трудное, никогда не завершающееся движение по пути развития науки при сохранении и развитии и других духовных регуляторов социокультурного прогресса. В данном случае, пожалуй, вполне оправданы некогда раскритикованные слова: "Движение - все, цель - ничто". К тому же ноосфера несводима к определенному состоянию ни человечества, культуры, общества, ни природы самой по себе. В ней надо видеть синтез того и другого, единое целое, предполагающее их гармоническую коэволюцию. Судя по всему, именно такова была позиция Вернадского. Между тем в литературе подчас встречается абсолютизация "гордо звучащего" слова "ноосфера". Оно применяется для обозначения гипотетического общества, нашедшего способ исключить из жизни все, несовместимое с требованиями разума и решать все проблемы только рациональными средствами. Изображаемая таким образом ноосфера оказывается не более, чем разновидность утопии. В противовес ей техносфера представляет собой реальность, в которой, как в особом зеркале, отражается другая - социальная - реальность. А "На зеркало неча пенять..." С ним надо считаться и делать соответствующие выводы.
|