Становление человечества и техносферы
В литературе, посвященной современной фазе истории человечества, нередко встречаются формулировки "техническая цивилизация", "техногенная цивилизация". За ними, не всегда явно, фактически скрывается предположение о возможности - в прошлом или в будущем - фазы, независимой от техники и ее влияние на социум. Когда такая независимость мысленно переносится на будущее, в ней усматривается способ избавления от кризисных явлений наших дней. Между тем "дотехническое", "посттехническое", вообще "атехническое" состояние общества (по крайней мере на Земле) не более, чем утопия. Археология, антропология, этнография неоспоримо свидетельствуют, что реально антро- погенез, социогенез и техногенез, тесно переплетаясь и взаимодействуя друг с другом, составляют безусловно необходимые стороны одного и того же процесса. Как и все другие живые существа, человек должен в той или иной мере адаптироваться к внешним природным условиям. Вместе с тем, как существо социальное, он изначально может поддерживать свое существование только посредством одновременного приспособления природы к себе, своим особенностям и потребностям, целенаправленного ее освоения, преобразования и использования, на путях создания, расширения и совершенствования своей экологической ниши. Это пути культуры, прежде всего производственно-трудовой деятельности. Последняя же предполагает изготовление и применение специфических материальных артефактов - технических средств деятельности, которые транслируют концентрированную волю и умноженные силы субъекта труда на обрабатываемые фрагменты действительности. Именно такого рода артефакты некогда компенсировали физическую слабость наших далеких предков в столкновениях, например, с крупными хищниками, но и придали впоследствии человеческим усилиям могущество, соизмеримое с мощью геологических сдвигов. Все основательнее входя в жизнь первобытных людей, техника прогрессировала по различным направлениям - по способам ее изготовления, структурно-конструктивным и технологическим характеристикам. Грубо обитые каменные рубила-чопперы, ножи и скребки функционировали лишь в руках человека, дротики, копья, в частности, в сочетании с копьеметалками, затем лук и стрелы, снабженными тщательно выделанными каменными наконечниками, являлись средствами дальнего действия, ловушки и самострелы стали первыми автоматическими приспособлениями. Принципиально важно то обстоятельство что в процессах технического творчества и приложения техники к решению тех или иных конкретных задач, люди одновременно обогащали свои навыки, умения, знания, конечными продуктами своих собственных трудовых действий. Значение биологической эволюции все более отступало перед возрастающей ролью социокультурного развития. Вне этого контекста не могут быть правильно поняты закономерности гоминизации и всего хода формирования человечества, его самостановления и саморазвития. Несмотря на первостепенную роль техники уже в доцивилизационную эпоху, жизнь древнейших представителей вида хомо архантропов, сменивших их палеоантропов, а частично и людей современного типа - неоантропов - в целом развертывалась на естественно-биологической, природной основе. Общественная организация строилась по принципу кровного родства, родоплеменных связей. Разделение труда осуществлялось в соответствии с половозрастными различиями. Хозяйственная деятельность носила двойственный, производственно-присваивающий характер: изготовлявшиеся орудия употреблялись не в целях производства пищи, а для собирательства, охоты и рыболовства, для присвоения наличных даров природы. Столь узкие рамки приложения техники обуславливали высокую степень зависимости населения от состояния флоры, фауны, других сторон природы.
|