Игра-театр-маска в «Шести персонажах в поисках автора» Луиджи Пиранделло
«Театральность» философии итальянского драматурга Л. Пиранделло. Театр, сцена, вживание актера в образ — полное подобие иллюзорности бытия и смены иллюзий в жизни личности: театр есть жизнь и жизнь есть театр. Жизнь по Пиранделло есть «лицедейство, импровизация, игра или ничто». (Э. Бентли) Значение этой параллели в драматургии позднего Пиранделло. Особая форма связи, объединяющая зрительный зал и сцену в его драматургии. Философская трилогия Л. Пиранделло: «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Каждый по-своему» (1924), «Сегодня мы импровизируем»(1929). Проблема соотношения искусства и жизни в пьесе «Шесть персонажей в поисках автора». Реальный и условно–театральный план персонажей, их взаимодействие. Образ персонажи–маски. Особенности драматического конфликта. Разрушение театральной иллюзии с целью утверждения иллюзорности бытия как один из основных приемов. Социальное содержание драматургии Л. Пиранделло. Связь драматургии Л. Пиранделло с европейским экспрессионизмом. Рекомендованная литература:
История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 508-513. Бушуева С.К. Полвека итальянского театра. 1880-1930. Л., 1978. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979. Молодцова М.М. Луиджи Пиранделло. Л., 1982. Молодцова М.М. Взаимодействие литературы и театра в театральной трилогии Л. Пиранделло // Зарубежное театральное искусство XX века. Взаимоотношения театра и литературы. Л., 1981. С. 31 –52.
Тема 4. «Театр абсурда»: манифесты и практика, идеи и форма. Возникновение «театра абсурда» во Франции (1950–1960-е годы). 1952 год французская критика назвала датой официального рождения «антидрамы», «антитеатра». Поколение драматургов-абсурдистов: Эжен Ионеско (1912–1994), Сэмюэль Беккет (1906–1989), Жан Жене (1910–1986), Артюр Адамов (1908–1970), Фернандо Аррабаль (род. в 1932), Гарольд Пинтер (1930 -.), Славомир Мрожек (род. в 1930 г.). Драматургия «абсурда» – пессимистический ответ на факты послевоенной действительности и отражение ее противоречий, повлиявших на общественное сознание второй половины нашего века. Чувства растерянности, затерянности, отчужденности в драматургии абсурдистов. Апокалиптические настроения и «драма абсурда». Метафизичность «театра абсурда». Разрушение логики мышления. Абсурдность языка. Система подтекстов в «драматургии абсурда» и их возможные истолкования. Постоянные трансформации внутри образов, разрушение логики характера. «Театр остановившихся часов». Развитие идей экзистенциализма: понятия «отчаяния», «заброшенности», «чувства небытия», «абсолютного одиночества». Тема неизбежности смерти, обесценивающей всякую жизнь. Драматические ситуации С. Беккета. Вещи в «театре абсурда». Гротеск, клоунада, трагифарс в «театре абсурда».
Рекомендованная литература:
Анищенко М. Перформанс насилия в театре абсурда // Картины мира и образы насилия. М., 2006. С.123-132. Дунаева Е. «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета. Театр Вавилон. Париж. 1953 // Спектакли двадцатого века. М., 2004. С. 222-227. Дунаева Е. «Носорог» Эжена Ионеско. Одеон-Театр де Франс. Париж. 1960 // Спектакли двадцатого века. М., 2004. С.241-245. Дюшен И. Б. Театр парадокса // Театр парадокса (Ионеско, Беккет и другие). М., 1991. С. 5–21. Зингерман Б.И. Драматургия С. Беккета // Вопросы театра. М., 1966. С. 168 –174. История французской литературы. Т. V. 1945–1990. М., 1995. Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. Проскурникова Т.Б. Французская антидрама (50-60-е годы). М., 1966. Эсслин М. Театр абсурда. СПб., 2001. Тема 5.
|