Студопедия — СЛОВАРЬ 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЛОВАРЬ 2 страница






ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявле­ния, высказывания, выступления, в которых для достижения полити­ческих целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.

ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть наро­да) — политический режим, характеризующийся следующими при­знаками: 1)гарантиями прав и сво­бод человека; 2) наличием всеоб­щего избирательного права и сво­бодных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политичес­ким плюрализмом; 5) публичнос­тью власти; 6) разделением влас­тей; 7) политической конкурен­цией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, беру­щая свое начало от античной тради­ции, была наиболее полно разрабо­тана Ж.Ж. Руссо. Ее главными по­ложениями являются: тождество (идентичность) правителей и уп­равляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представи­тельной теории, при демократии сохраняются различия между пра­вящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сво­дится к совокупности способов вы­явления и согласования различных социальных интересов. Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретичес­ких моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической демократии, теория плебисцитарной демокра­тии, теория партисипаторной демо­кратии, теория полиархии Р. Даля.

ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недо­вольства, вызываемое расхождени­ем между реальным и/или оценива­емым состоянием, к которому стре­мится субъект. Концепция депривации является исходной для объ­яснения протестных форм полити­ческого поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относи­тельная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порож­дающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориен­таций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, ста­новятся неприемлемыми. Возни­кающее стремление к новым стан­дартам жизни значительно расхо­дится с существующими возмож­ностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строит­ся на допущении сохранения преж­него типа ориентации и уровня на­дежд при резком падении жизнен­ных стандартов, сокращении объе­ма ценностей, которыми распола­гает субъект. Такое состояние об­разно обозначается как «револю­ция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким пе­риодом, когда возраставшие и удов­летворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что вы­ывает раздражение и озлоблен­ность.

ДЕСПОТИЯ — одна из разновид­ностей авторитарного режима, су­ществовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентра­ция власти в руках деспота, опирав­шегося на широкий слой государст­венных чиновников; теократичес­кий характер государства; государственная и общинная собствен­ность на землю.

ДИКТАТУРА (< лат. dictatura не­ограниченная власть) — полити­ческий режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назна­чавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения осо­бых поручений или в случаях угро­зы государству широкими полномо­чиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правле­ние диктатора и обозначалось сло­вом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Пос­ледним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Це­заря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» харак­тер и была, по существу, бессроч­ной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторита­ризм, тоталитаризм и др. — исто­рические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разде­ления властей, монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов со­циального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усмат­ривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсут­ствии развитого гражданского общества.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) — ограни­чение или лишение прав определенной категории граждан по при­знаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо наци­ональности на специально отведенные территории (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое унич­тожение представителей опреде­ленной этнической, религиозный или социальной группы.

ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens не­согласный) — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические перио­ды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе дис­сидентами называли членов право­защитного движения, которое уделяло основное внимание отстаива­нию таких прав и свобод, как сво­бода совести, слова, передвиже­ния, право на честь и достоинство личности и др.

ДИСКУРС (лат. discursus — беседа, разговор) - термин, широко используемый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого определения. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляемый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к основополагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («Discours de la methode»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников.

ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965), Л.П. Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евра­зии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой культурно-государственной евразийской идеоло­гией правящего слоя», выдвигае­мого путем отбора из народа.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — права и свободы, присущие человеку от рождения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «досоциальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Локком, Ш.Л. Монтескьё и др., была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обеспечения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейно-политическое течение русской обще­ственной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом за­падников было приобщение России к ценностям и достижениям запад­ной цивилизации. По своему содер­жанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем просле­живаются два основных течения: умеренное и радикальное (револю­ционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. — провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламента­ризма и конституционной монар­хии. Сторонники второго — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели бу­дущее России в утверждении социалистического идеала.

ИДЕАЛИЗМ (во внешней политике) — внешнеполитический подход, основанный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежитию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демократических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был распространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию междугосударствами.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно овладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. identificus — тождественный, одинаковый) — качество, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.

 

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их закрепление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктринация (фр. doctrinaire — человек, слепо следующий какому-либо учению).

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР — 1) логически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологических) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический инструмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фундаментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда добавляют третью: радикализм - реформизм.

ИДЕОЛОГИЯ (гр. idea — идея, образ, logos — учение) — относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности. В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда— представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности. Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэлмон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето). Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в пред­ставительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеоб­щий, равный и тайный характер. Существует три типа избиратель­ных систем: мажоритарная, про­порциональная и смешанная. При мажоритарной системе избран­ным считается депутат, набрав­ший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависи­мости от законодательной трак­товки понятия «большинство», мажоритарные системы подразде­ляются на: а) абсолютные, в кото­рых для победы кандидата на вы­борах необходимо собрать как ми­нимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо со­брать простое большинство голо­сов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажо­ритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинст­ва голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кан­дидата, набравшие наибольшее ко­личество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорци­ональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударствен­ном уровне и б) на уровне много­мандатных округов. При смешан­ной избирательной системе часть депутатов избирается по мажори­тарному, а часть по пропорцио­нальному принципу. В России вы­боры в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избирают­ся по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.

ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственно­го устройства. Признаками импе­рии являются: высокая концентра­ция власти, ее распространение на обширную территорию; значитель­но этнически и культурно разнород­ный состав населения; экспансионистские стремления элиты; силь­ный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохране­ния империй политические элиты вынуждены не только осущест­влять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способ­ствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примера­ми империй могут служить Римская империя, империя инков, Россий­ская империя.

ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступле­ния в должность главы государства.

ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment) — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должностными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верхней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.

ИНИЦИАТИВА (лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установленным законом количеством участников или собравшей необходимое число подписей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электората, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроект», изменений и дополнений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или

непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при негативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или изменить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.

 

КАТЕГОРИЯ (гр. kategoria - высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа явлений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков.

КЛИКА (в политическом смысле) (фр. clique — шайка, банда) — группа людей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политическими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через институты и каналы государства (как правило, авторитарного).

КОАЛИЦИЯ (< лат. coalitio союз) — политический союз, воз­никающий в результате соглаше­ния различных политических сил, партий относительно целей и мето­дов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образу­ются на основе общих внешнеполи­тических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в ус­ловиях многопартийности (см. пар­тийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Прави­тельство, формирующееся из пред­ставителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией.

КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального ра­венства и социальной справедли­вости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общест­венного положения классов, слоев, социальных групп в К. является ис­ходным пунктом для понимания политического поведения масс, от­дельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борь­бе, ориентация на преимуществен­но насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содер­жание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приво­дящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства.

КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состоя­ние согласия большинства общест­ва, основных социально-полити­ческих сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения цен­ностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом счита­ется концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консен­суса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод че­ловека, наличие толерантности в обществе, существование институ­циональных форм разрешения кон­фликта, этнолингвистическая и ре­лигиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает со­гласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состояв­шихся выборов). К. по поводу по­литики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с сущест­вованием данной формы правле­ния). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традици­онной политики и включением в нее нетрадиционных групп, пере­распределением ролей и статусов, политизацией масс.

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio от communico - делаю общим, связываю, общаюсь)— 1)акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.

КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conservare — охранять, сохранять) — многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма— С. Хантингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения». Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок. Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ (лат. consolidatio — укреплять, уплотнять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенденция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «усилении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократических наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, политических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной демократии (англ. consolidated democracy), т.е. таких политических условий, в которых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демократические перемены являются необратимыми. Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидированную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значительными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, экономическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей путем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политической жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократического порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.

КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ (англ. consociational democracy) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюралистических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению термина положила книга А. Лейпхарта <<Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равнозначное понятие плюралистического общества (калька с англ. plural society). Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предполагает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затрагивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоятельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность является основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заявлять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений. Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обществе абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково воспринимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциативных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др.

КОНСОЦИАТИВНОСТЬ (англ. consociationism) — принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автономные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет поддерживать достаточно высокий уровень «национального единства», а также добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А. Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначально применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер. Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической элиты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбежен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ливан, Кипр, Югославия).

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (лат. constitutio — установление) — процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рациональных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечивающих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традициями) правилами и процедурами.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и установлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государственные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования. Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между конституционализмом и конституционной системой правления, центральными элементами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры и правила, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 612. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия