СЛОВАРЬ 3 страница
КОНФЕДЕРАЦИЯ (позднелат. Confoederatio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверенитет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы. КОРПОРАТИЗМ (лат. corporatio — объединение, сообщество) — по Ф. Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число единичных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, функционально различных, признанных или созданных государством элементов получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований. КРАТОЛОГИЯ (гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследующее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения. ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согласия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. История понятия Л. восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленными нормами поведения. Преимущественно Л. трактовалась как право должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политическую науку и детально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределением ценностей и ресурсов составляет, по Веберу, основу легитимности. Основоположник концепции легитимности выделял три ее «чистых» типа: традиционный, харизматический и рационально-легальный. Традиционный тип легитимности означает, что индивиды, общество подчиняются власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический — основан на вере в необыкновенные качества политического лидера. При рационально-легальном типе общество ориентировано на поддержку закона и власти, которая носит легальный характер. В реальной политической жизни можно обнаружить различные комбинации этих типов легитимности. Д. Истон выделяет три источника легитимности: а) веру в существующие политические ценности; б) убеждение в законности установленных процедур, норм и политических структур; в) признание и одобрение личности, осуществляющей власть. Им также были выделены основные объекты легитимности: режим и авторитеты. Выделяют три формы легитимности: «народная», «внешняя» и «для себя». Народная Л. означает поддержку элиты со стороны общества. «Внешняя» Л. — международное признание режима. Л. «для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах. Кризис легитимности — серьезная угроза стабильности политической системы. Его результатом могут быть массовые неповиновения властям; протестное поведение, связанное с насилием; государственные перевороты; революции; гражданские войны и др. Признаками кризиса легитимности являются: рост преступности; «бегство» капиталов за рубеж; рост оппозиционных настроений в обществе; рост абсентеизма. ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ — обретение действующей политической властью легитимности. ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма как главного экономического, политического и социального принципа (в классическом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра. Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к бщественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин). Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик). ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ — концепция, согласно которой демократия — это политическая организация, гарантирующая права и свободы человека. Основными признаками демократии в рамках данной теории считаются: 1) автономия личности; 2) ограниченность власти правами человека; 3) максимально широкие и равные возможности для политического участия; 4) представительный характер власти; 5) политическая ответственность власти. В отличие от радикальной теории власти демократии, здесь акцент делается на представительном характере власти. Воля народа выражается не непосредственно, а через избираемых посредников, которые представляют специфические интересы. Государству отводится роль «ночного сторожа» и третейского судьи, регулирующего возникающие социальные конфликты. ЛИБЕРТАРИЗМ — экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономических консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движениях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руководители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания). ЛИГА НАЦИЙ — международная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития сотрудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был заложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударственных противоречий (третейским разбирательством, Советом Лиги или ее Ассамблеей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее составав 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организовать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она фактически прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН. ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритетное влияние определенного лица на общество, политическую организацию или социальную группу. Специфическими особенностями лидерства в политике являются: 1) отсутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой характер, т.е. ориентированность на согласование различных социальных интересов; 3) корпоративность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность деятельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формулирует социальные интересы, намечает способы и методы их реализации; б) принимает наиболее важные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и коммуникации; д) обеспечивает легитимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий политического лидерства: теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; ситуативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основным положением которых является соотнесение особенностей переживаемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения актуальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидерство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изучение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации политического лидерства. По характеру легитимности политическое лидерство подразделяется на традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразделяют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «революционеров». Для «реформаторов» характерно стремление к мирной тактике постепенных изменений, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он призывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стремятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных обществом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку. ЛОББИЗМ (< англ. lobby кулуары, крытые галереи) — целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов. Существование лоббизма обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятельности являются: 1) работа по подготовке законопроектов в комитетах и комиссиях парламента; 2) парламентские слушания и дебаты; 3) личные встречи, контакты и переговоры; 4) использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; 5) организация кампаний «давления с мест»; 6) подготовка и распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация деятельности «своих» людей внутри органов власти; 8) финансирование избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц. Л. подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп должностных лиц. В ряде демократических стран с целью отделения лоббизма от коррупции приняты законы о лоббизме (США, Канада), которые регулируют лоббистскую деятельность. По целям, преследуемым группами интересов, Л. подразделяется на экономический, социальный и социокультурный. В зависимости от объектов лоббирования выделяются президентский, парламентский и правительственный Л. По отношению к политическим институтам Л. делится на внешний (давление на органы власти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент). К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в области рекламы, бывшие депутаты и чиновники. МАРКСИЗМ — интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного развития. Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адаптация к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него положение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической основой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как официальная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического материализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли представители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшие так называемую критическую теорию — совокупность положений марксистской политэкономии, философии Г.В.Ф. Гегеля и психологии 3. Фрейда, повлиявшую на левое движение в 1960-1970-х гг. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (англ. international relations) — самостоятельная дисциплина в сфере политических наук (выделилась в начале XX в.), традиционно занимающаяся исследованием межгосударственных взаимодействий (интеракций) в мировом масштабе, а также национальных интересов государств. МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. intergovernmental organizations — IGOs) — институты, учреждаемые национальными правительствами для достижения общих целей. В качестве устойчивой формы сотрудничества государств они создают постоянную организационную инфраструктуру, а также содействуют многосторонней дипломатии, основанной на уважении суверенитета участников. Подразделяются на универсальные (прежде Лига Наций, затем ООН), региональные (например, Организация арабского единства, ОБСЕ) и по сферам компетенции (общие, специальные). МЕНТАЛИТЕТ (лат. mens, mentis — ум, рассудок) — общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий рациональные, эмоциональные, ценностные и пр. воззрения, нормы и стереотипы. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА (англ. world politics) — сформировавшееся в 1970-е гг. в рамках неолиберализма научное направление (его развитие связывается с авторами журнала «International Organization», а также с работой Р. Кеохейна и Дж. Ная «Транснациональные отношения и мировая политика».). Хотя понятия «международные отношения» и «мировая политика» используются часто как синонимы, в первом случае акцент делается обычно на межгосударственных проблемах, а во втором - на том, что рассматривается более широкий круг акторов (включая неправительтсвенные) и проблем (в том числе связанных с глобализацией, а также экологических и т.д.). Таким образом, в большинстве современных исследований по данной проблематике международные отношения выступают частью мировой политики. МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ — скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения. Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования — «рациональная» и «психологическая».Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное или частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятие решений, либо ее искажение. Наряду с вышеописанными методами используются и такие, как предоставление слишком обширной информации, в которой индивид не может сам разобраться и потому нуждается в ее интерпретации. Еще один метод — это «лингвистические ловушки», т.е. навязывание нужных представлений и оценок событий через их соотношение с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод «лингвистической депривации», состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина — нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация — целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. К методам манипулирования сознанием относятся также технологии по созданию имиджа ведущих политических лидеров, политических мифов и политических стереотипов. Для второй, «психологической» модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые «провоцируются» специально смоделированным поведением. Так, например, в предвыборной кампании используется такой метод, как «якорение пикового опыта». Суть его заключается в следующем: выступающий перед избирателями кандидат вызывает у слушателей положительные эмоции и в момент пика переживаний аудитории подкрепляет свою речь запоминающимся жестом (якорем). В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания. Последние могут воспроизводиться для позитивного восприятия наиболее важных положений выступления. МАРГИНАЛЬНОСТЬ (< лат. marginalis находящийся на краю) — пограничность, промежуточность. В социологии и политологии под маргинальностью понимается: 1) потеря или отсутствие принадлежности к какой-либо социальной группе или классу; 2) соответствующая утрата горизонтальных экономических, социальных и духовных связей; 3) разрушение системы ценностных ориентаций. Процесс маргинализации значительной части общества означает его деструктуризацию (разрушение социальной структуры) и деморализацию. Маргинализация общества является одной из предпосылок установления диктатуры. МЕРИТОКРАТИЯ (< лат. meritus достойный, лучший и греч. cratos власть) — элита заслуг. Основоположником меритократического подхода считается В. Парето. В современной политической науке приверженцами теории элиты заслуг являются М. Янг и Д. Белл. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — изменение политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу. М.П. характеризуется: 1) созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов; 2) территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической активности; 3) постоянным расширением включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов; 4) возникновением и быстрым увеличением рациональной политической бюрократии; 5) ослаблением традиционных элит и их легитимации; заменой традиционных элит модернизаторскими и др. В политической литературе выделяются следующие типы модернизации: 1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада): охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. 2) «вторичная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.): ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры. Политическая модернизация, как и модернизация вообще, наталкивается на свои препятствия и ловушки. Наиболее распространенными из них являются: националистическая политика, крайности технократизма, игнорирующего социальные нужды общества и популизма, приносящего в жертву социальной политике эффективность экономического развития; неспособность или нежелание политической власти распространить импульс модернизации (и плоды ее)с элитарного на массовый уровень; неглубокое, механическое восприятие современных политических ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры. МОТИВ ВЛАСТИ — психологическая потребность, определяющая стремление к власти. М.В. сводится к потребности в доминировании, влиянии, в ощущении своего могущества и превосходства. Д. Мак-Клелланд выделял два типа мотива власти: социоцентрическую мотивацию и эгоцентрическую. В первом случае мотив власти направлен на удовлетворение социально значимых интересов и достижение социально значимых целей. Лица с доминирующим социоцентрическим мотивом власти охотно вступают в контакты с другими, участвуют в деятельности различных организаций, при осуществлении власти могут выражать сомнения относительно собственных принимаемых решений. Во втором случае — М.В. связан с удовлетворением собственных потребностей (материальных, в безопасности, самоутверждении, самовыражении, контроле над событиями и людьми) субъекта власти. В структуре потребностей политических лидеров ни один из мотивов не играет такой роли как «воля к власти». Своеобразными критериями властной мотивации служат: нежелание субъекта власти с кем-либо разделять потенциальную или реальную власть, отсутствие желания получать советы и прислушиваться к ним, нежелание информировать кого-либо относительно своих действий и намерений, ярко выраженное желание навязывать свой контроль другим лицам и органам. МУНИЦИПАЛИТЕТ (< нем. munizipalitat, лат. municipium самоуправляющаяся община) — выборный орган местного самоуправления. В большинстве стран различают государственную и местную (муниципальную) власть. Местным управлением именуется управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы, и их административным аппаратом. В ряде стран муниципальным именуется лишь городское управление (например, в США и Великобритании). Отличительными чертами органов этого управления являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать налоги, издавать нормативные акты). Выборные члены муниципальных советов, как правило, не связаны наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед ними (право отзыва выборных должностных лиц муниципалитета существует в 26 штатах США и Японии). Численность муниципальных советов разнообразна: в США — от 5 до 22 человек (в большинстве городов — 5—9 человек) и, как исключение, до 50 человек, в коммунах Франции — от 9 до 69 (в Париже —163, Марселе — 101), в Италии — от 15 до 80, в ФРГ — от 5 до 80, в Японии — от 12 до 100 человек (в Токио — 120). В большинстве стран муниципальные советы по закону возглавляют муниципальный аппарат управления. К его ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных актов и др. Исполнительный аппарат муниципального управления состоит из административных органов общей компетенции (коллегиальные исполнительные органы, мэры, управляющие) и органов отраслевой и специальной компетенции (департаменты, комитеты, бюро, инспектуры и т.д.). В городах США действуют три основных типа руководящих исполнительных органов: I. Система «мэр-совет» (разновидность — «мэр-совет-администратор») существует в большинстве городов с населением свыше 5 миллионов человек. При этом различаются муниципалитеты со «слабым» и «сильным» мэром: а) «слабый» мэр избирается муниципальным советом, председательствует в нем, осуществляет представительские и контрольные функции, назначает лишь мелких чиновников; при «слабом» мэре действует «сильный» совет, который назначает высших представителей городской администрации; управление муниципальными делами совет обычно осуществляет через систему отраслевых комитетов, «слабый» мэр избирается на 2 года; б) «сильный» мэр избирается непосредственно населением, он единолично назначает и смещает высших представителей городской администрации, ведает составом и исполнением бюджета, имеет право налагать вето на акты совета; «сильный» мэр избирается на 4 года (в Нью-Йорке и Филадельфии наряду с «сильным» мэром нанимается в качестве главы администрации высокооплачиваемый менеджер); II. Система «совет-администратор» (в городах с населением свыше 25 тысяч человек). В этой системе мэр, избираемый советом, не пользуется реальной властью, выполняет председательские и церемониальные функции, полнота исполнительской власти концентрируется в руках администратора, назначаемого специальной комиссией муниципального совета, администратор нанимает и увольняет руководителей всех отделов и служб, дает совету рекомендации (эта система существует также в Швеции, Ирландии, ФРГ); III. Наименее распространенная система «комиссионного» управления, когда население избирает небольшой (5 человек) «совет комиссионеров», каждый из которых возглавляет определенную отрасль местного управления. Главная особенность этой системы — соединение в одном органе нормотворческой и исполнительской власти. Опыт многих стран свидетельствует, что эффективное функционирование системы местного управления обеспечивается следующими условиями: 1) в законодательном порядке четко определены полномочия всех органов; 2) в пределах своих полномочий местные органы полностью самостоятельны; 3) они функционируют на твердой финансовой базе. МИФОЛОГИЯ (гр. myphos - сказание, предание) — 1) совокупность преданий, рассказов, легенд и т.п. любого народа, которая выступает носителем его культурных значений, смыслов, регулирует восприятие и поведение; 2) тип сознания (мироощущения), основанного на чувственном восприятии действительности; фантастическое отражение действительности или ее аспектов, которое допускает слияние воображаемого и идеального с материальным, совпадение реальных предметов с символами и значениями, получающими статус существующих на самом деле, соучаствующих в жизни человека; 3) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение). Политическая мифология как феномен идеологической практики — результат соединения радиционного мифа с немифилогической по своей природе культурной традицией. Вера — подоснова такой мифологии, поэтому последняя выводится из-под рациональной критики, становясь эффективным средством манипулирования массовым сознанием. МОДЕРН (фр. modeme — современный) — принятое в новейшей разноязычной гуманитарной литературе наименование эпохи Современности. МОНАРХИЯ (гр. monos — один, arkhein — правитель; единовластие) — форма правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного правителя — монарха, а также государство с такой властью. Власть обычно передается в порядке наследования. НАСИЛИЕ (англ. violence) - применение или угроза применения силы с целью принуждения объекта насилия к желаемому поведению. В целом насилие можно представить в виде присущей любому человеческому сообществу ценностной ориентации, состоящей в подавлении (в т.ч. физическом) соперника и подчинении его своей воле. Различаются открытые (связаны с физической угрозой жизни) и косвенные (угроза важным для обеспечения жизни условиям, например, достоинству и правам человека) формы насилия. В современном обществе открытое насилие утрачивает значение основного способа принуждения к определенному поведению и постепенно заменяется высокотехнологичными латентными (скрытыми) формами, лучше обеспечивающими социальный и политический контроль (манипулирование информацией, сознанием). Но открытое насилие не может быть полностью упразднено, ибо связано с устойчивыми элементами психологии человека (см. работы 3. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма). В политологии существует и специальная концепция политического насилия, понимаемого как любое действие (или угроза действия), направленное на физическое уничтожение человека (группы людей) или причинение ему (им) намеренного ущерба. С 1960-х гг. понятие насилия обозначает всякие ситуации противостояния внутри государства, связанные с применением силы или его угрозой: антиправительственные выступления, политические убийства, терроризм, государственные перевороты, восстания, гражданские войны, революции. При изучении проявлений и причин политического насилия выделяются социально-психологические факторы, такие как «относительная депривация» (англ. relative deprivation); тематики политической культуры и убеждений (Т. Р. Гурр, Э. Мюллер); специфика социальных и политических структур (Д. Гиббс) и т.д.
|