Вступление. Э.Т.А. Гофман (1776-1822) – известный немецкий писатель, относящийся к эпохе немецкого романтизма
Э.Т.А. Гофман (1776-1822) – известный немецкий писатель, относящийся к эпохе немецкого романтизма... А также композитор, театральный декоратор и постановщик, неплохой художник... Все его увлечения гармонично сплетались в нем, его музыка и театральный подход к жизни просвечивает в каждом его произведении. Просто так сложилось, что написанное им сильнее всего затронуло души людей. Он стал знаменитым писателем. По всему миру. И, конечно же, в России. Творчество Э.Т.А. Гофмана привлекало меня с детства. Уже тогда мне его сказки казались очень реальными, наполненными богатым опытом и отнюдь не сумасшедшим смыслом. Многим его произведения казались мрачными, но их мрачность как-то проходила мимо меня. Многослойность повествований поражала – за обычной сценой может скрываться несколько подпланов, как несколько миров. Удивлял столь редкий талан видеть мир многомерным взглядом... Можно сказать, что книги Гофмана сильно повлияли на определение моих интересов в жизни.
В своей работе я хотела рассмотреть принцип “двоемирия” в творчестве Гофмана на примере двух произведений: “Золотой горшок” и “Песочный человек”. “Золотой горшок”: “ Читая эту сказку, трудно предположить, что она была написана под гром артиллерийских раскатов, человеком, сидевшим без денег в городе, где шла война. А между тем это именно так. "Золотой горшок" Гофман написал в 1813-1814 годах в Дрездене, в окрестностях которого кипели бои с Наполеоном, уже потерпевшим поражение в России. О том, как он писал эту сказку, Гофман рассказывал в одном из писем: "В эти мрачные, роковые дни, когда со дня на день влачишь свое существование и тем довольствуешься, меня тянуло писать как никогда - будто передо мной распахнулись двери чудесного царства; то, что изливалось из моей души, обретая форму, уносилось от меня в каскаде слов"” (Чавчанидзе Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана /Вступ.ст./ В кн.: Э.Т.А. Гофман “Золотой горшок” и другие истории.) Почему “Золотой горшок” - понятно, он весьма характерен для творчества Гофмана, и в нем можно найти много замечательных примеров знаменитого двоемирия... Но выбор “Песочного человека”, кажется, нужно объяснить. Если в “Золотом горшке” описана история подъема и стремления к совершенству, то в “Песочном человеке”, написанном, кстати, сразу после “Эликсиров дьявола”, наоборот, я увидела путь деградации человека и уничтожения личности страхом. Мне бы хотелось рассмотреть эти два произведения как два полюса на шкале человеческого бытия.
|