Студопедия — Гай Цезарь Август Германик
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гай Цезарь Август Германик






(Калигула)

 

Калигула в представлении большинства людей напоминает некоего монстра, чудовище. Это мнение посеяно еще современни­ками импера­тора, затем кристаллизовано Светонием, за ним – исто­риками разных поколений и школ и, конечно же, художественной ли­тературой и филь­мами. Чего, например, стоит скандальный фильм «Калигула» с М.Макдауэллом в главной роли! Кстати, и Тиберий в этом фильме – достойный предшественник своего наследника.

Факты есть факты, исторические свидетельства, даже при самом критическом к ним отношении, говорят не в пользу Калигулы. Од­нако если подключить к имеющимся историческим данным знания иных наук, в частности, медицины и психологии, образ императора может быть несколько скорректирован.

 

Так уж получилось, что кроме третьего сына Германика и его жены Агриппины Старшей по имени Гай Юлий Цезарь, других кровных на­следников у Тиберия не осталось. 18 марта 37 г., через два дня после смерти старого принцепса, этот молодой человек был провозглашен императором с официальным именем Гай Цезарь Август Германик. В историю он вошел с неофициальным прозвищем Калигула.

Гай Цезарь родился в 12 г., когда его родители находились в воен­ном лагере в Германии. Первые несколько лет своей жизни он провел среди легионеров, и грубые солдаты находили разнообразие в том, чтобы развлекать сына своего командующего. Используя воз­можность поддержать боевой дух своих солдат, Германик с младен­ческих лет оде­вал своего сына, как положено одеваться легионеру, включая миниа­тюрные копии солдатских сапог. При виде ребенка солдаты просто ва­лились на землю от смеха и прозвали его Калигула, что в переводе с ла­тинского буквально означает «сапожок». Это прозвище прилипло к сыну Германика навсегда.

Время шло вперед и в отличие от Августа и Тиберия Калигула не испытывал тяги к старым римским традициям. В 31 г., когда ему испол­нилось 19 лет, отец его уже был мертв, а мать и двое старших братьев находились в опале, юноша был вызван ко двору Тиберия на Капри. Там его, с одной стороны, баловали и окружали роскошью как возмож­ного преемника императора, а с другой он мог лишиться жизни в любой момент в результате интриг. Поэтому ему пришлось быстро научиться быть осторожным и подозрительным.

Разумеется, у Калигулы были друзья, но преимущественно на­следники тронов зависимых государств, по тем или иным поводам по­сещавшие Рим. Одним из них был Ирод Агриппа, внук Ирода Иудей­ского. Общение с этими людьми выработало у Калигулы идеал монар­хии восточного типа, принципиально отличавшийся от того го­судар­ства, которое еще существовало в Риме, государства, в котором еще ви­тал дух Республики и показного равенства. Воображение молодого че­ловека поразила пышность восточных наследников и неограниченная власть, которой пользовались их отцы в своих госу­дарствах. Возможно, тогда в его душу запала мысль править по подобному принципу.

Но именно тогда Тиберий, отличавшийся большой проницатель­но­стью (которая, как мы знаем, граничила с крайней подозрительно­стью), по словам Светония, «не раз предсказывал, что Калигула живет на по­гибель себе и всем, и что в его лице вскармливается змея для римского народа и для всего мира». Тем не менее, Калигула оставался наследни­ком и не подвергся репрессиям, в отличие от своих близких, скорее всего, потому, что, казалось, совсем забыл о погибших родных, будто с ними ничего не случилось. Неоднозначное отношение к себе он терпе­ливо сносил, и это нельзя отнести только к его невероятному притвор­ству, о котором нам повествует Светоний. У Калигулы еще имелись се­стры, он был молод, желал власти, кото­рая была столь близка, и еще любил. Его сестер звали Друзилла, Агриппинилла и Лесбия, и всех их он любил так, как любят только женщин. Особой привязанностью Кали­гулы пользовалась красавица Друзилла. До того, как Гай Цезарь стал императором, эта связь мало кого беспокоила и никому не казалась слишком противоестественной – в те времена, а особенно на фоне все более распространявшихся восточных обычаев, подобное поведение ка­залось вполне нормаль­ным. Вспомним только, что царица Клеопатра была замужем за двумя собственными братьями! Впоследствии же этот грех присово­купили к другим грехам Калигулы.

 

Начало принципата Калигулы казалось многообещающим. Редко когда нового правителя приветствовали с таким энтузиазмом. Ему было 25 лет, и он располагал любовью и доверием римлян, которые достались ему в наследство как сыну Германика в условиях огромного облегче­ния, которое всем принесла смерть Тиберия. Полная казна, превос­ходно обученная армия, великолепная админи­стративная система – го­сударство все еще без задержки двигалось вперед под воздействием толчка, данного Августом. У него был пре­красный шанс войти в исто­рию под именем, скажем, «Калигула Мудрый», или что-то в этом роде.

Не успели закончиться похороны Тиберия, как Гай Цезарь сел на корабль и, несмотря на штормовую погоду, отплыл на острова, где были похоронены его мать и старший брат Нерон Цезарь. Он собрал их полу­сожженные останки, привез в Рим, сжег их до конца и благо­говейно, у всех на виду, захоронил их в гробнице Августа. Он учре­дил новый еже­годный праздник с гладиаторскими играми и гонками колесниц в па­мять матери и ежегодные жертвоприношения ее духу и духам братьев. При этом имели место щедрые раздачи продовольст­вия. Он переимено­вал месяц сентябрь в германик по примеру Цезаря и Августа. Затем Ка­лигула объявил всеобщую амнистию, вернул обратно в Рим всех от­правленных в изгнание и выпустил из тюрем политических заключен­ных. Жителям Рима он выплатил деньги, которые завещала жена Авгу­ста Ливия, и которые присвоил себе Тиберий. Немалую сумму полу­чили преторианцы и армия. Калигула даже сделал попытку восстано­вить комиции и вернуть им право выбора должностных лиц; более того, он отказался от всех почетных должностей, кроме титула императора и народного трибуна, и запре­тил воздвигать себе статуи.

 

Через шесть месяцев после начала своего правления, когда истек срок очередных консулов, Калигула на некоторое время взял себе кон­сульские полномочия. Вторым консулом стал его родной дядя Клавдий. А через год, в 38 г., император серьезно заболел, заразив­шись, вероятно, лихорадкой от своей сестры Друзиллы, которую эта болезнь и унесла. Смятение римлян было так велико, что возле дворца Калигулы день и ночь стояла многотысячная толпа, дожида­ясь сведений о его здоровье. Некоторые жители Рима даже вешали на дверях своих домов объявле­ние, что если смерть пощадит импера­тора, они клянутся отдать ей вза­мен свою собственную жизнь. Не свидетельство ли это того, что Кали­гула целый год своего правления был любим своими подданными?

Ожидания римлян были жестоко обмануты. Уже посетивший Ка­лигулу во время выздоровления Клавдий обнаружил, что с его племян­ником творится неладное. То ли смерть любимой оказала сильное воз­действие на его психику, то ли перенесенная болезнь имела серьезное осложнение, которое доктора назвали воспалением мозга, но Калигула после этого радикально изменился. В историо­графии общепризнано, что если Тиберий был на грани сумасшествия, то Калигула был откровен­ным сумасшедшим. Все это благодаря Светонию, который писал, что «помраченность своего ума он чувст­вовал сам и не раз помышлял уда­литься от дел, чтобы очистить мозг». Безусловно, четыре года правле­ния напрочь перечеркнули один, но этот один говорит о том, что Кали­гула не был сумасшедшим – он им стал.

 

Разумеется, в первый год принципата поведение Калигулы от­нюдь не было безупречным. Светоний обвиняет его в том, что он за это время промотал огромное наследство Тиберия – два миллиарда семьсот мил­лионов сестерциев. Мы уже знаем, куда была потрачена немалая часть этих денег, но, помимо этого, император любил раз­влекаться. Его траты сочетались с откровенной безнравственностью, хотя в стенах Се­ната он, по примеру Августа, произнес немало речей против дурного поведения. Его же собственная нравственность, по его мнению, не под­лежала критике. По примеру того же Августа Калигула заставил пре­фекта претория Макрона развестись со своей женой Эннией для того, чтобы жениться на ней самому. Вскоре жена ему наскучила, и каждый вечер он отправлялся на поиски любовных приключений с кампанией молодежи – «разведчиками». В эту кампа­нию обычно входили три ле­гата, два известных гладиатора, актер Апеллес и лучший возничий в Риме Евтих, выигрывавший на бегах почти все заезды. Калигула на­столько увлекся колесничными состя­заниями, что рассылал повсюду гонцов в поисках самых превосход­ных лошадей и, если не препятство­вала погода, мог устраивать по двадцать заездов в день. Кстати, тут же делались огромные ставки, и Калигула заставлял римских богачей ста­вить против него, заранее зная, кто прибежит первым. Те не могли пойти против императора. Ближе к ночи, переодевшись, Калигула вме­сте с друзьями посещал притоны, вступая в шумные стычки со стражей, пока его не узнавали и дело не заминали.

Нежное отношение император проявлял только по отношению к се­страм, но и те, насмотревшись на брата, вели беспорядочный образ жизни, обмениваясь мужьями, которых им навязал для вида Кали­гула, и случайными любовниками. Кстати, его любимица Друзилла не любила его, но покорялась его страсти.

На все это Сенат смотрел сквозь пальцы, а римляне любили своего молодого императора – кому не нравится жизнь по принципу «хлеба и зрелищ»?

 

С постели Калигула встал богом, точнее, вообразил себя тако­вым. Одолеваемый мегаломанией, он потребовал от сенаторов и всадников, чтобы ему поклонялись, как богу, и стал постоянно по­вторять слова «пусть ненавидят, лишь бы боялись!» Для Рима такое требование было нарушением давних традиций, но для других наро­дов это могло быть в порядке вещей, например, в Египте. Римлян очень беспокоило то, что их император начал облекаться в одежды Юпитера и приказал, чтобы его статуи устанавливали в соответст­вующих храмах на месте статуй верховного божества. Для тех, кто еще помнил времена Республики, это было чрезвычайно шокирую­щим. Август и Тиберий были «первыми среди равных» и теоретиче­ски, несмотря на всю свою мощь, оставались просто римскими граж­данами, и любой другой гражданин мог считать себя равным им. Но раз Калигула претендовал на роль божественного владыки, все под­данные Империи, не исключая и римских граждан, становились его рабами и теряли свои привилегии.

Фактически он превращал принципат в откровенную монархию, лишая его всякой внешности республики. В Сенате он заявил, что вво­дит смертную казнь за государственную измену, приказал выгра­виро­вать свою речь на бронзовой доске и повесить эту доску на стене Сената над местами консулов. Сенаторов, осмелившихся возражать или что-то советовать ему, Калигула лишал жизни. Так, например, бывший тесть императора сенатор Силан, заявлявший, что его судеб­ные решения об­жалованию не подлежат, однажды вечером получил письмо: «К зав­трашнему утру ты должен умереть». Несчастный сенатор попрощался с семьей и перерезал себе горло.

В последующие четыре года правления расточительность и алч­ность императора достигла поистине громадных размеров. Опусто­шив казну, он не изыскивал рациональные и приемлемые средства для ее пополнения, а избрал иные пути. Калигула ввел невероятное количество новых налогов, но этим не ограничился. Самый простой способ – изы­мать деньги у тех, кто их имеет. Поэтому он требовал, чтобы знатные и богатые римляне в своих завещаниях делали его сонаследником, а затем объявлял их преступниками, осуждал на смерть и завладевал имущест­вом. Более того, он велел привезти в Рим ни в чем не повинного царя Мавритании, потомка Марка Анто­ния, и казнил его, забрав себе не только его личное состояние, но и мавританскую казну.

Не гнушался император изымать деньги и у простых граждан. По словам Светония, «в первый день нового года он встал на пороге своего дворца и ловил монеты, которые проходящий толпами народ всякого звания сыпал ему из горстей и подолов. Наконец, обуянный страстью почувствовать эти деньги наощупь, он рассыпал огромные кучи золо­тых монет по широкому полу и часто ходил по ним боси­ком или по­долгу катался по ним всем телом».

 

Откровенное сумасшествие проявлялось во всех поступках Кали­гулы – его прежняя любовь к лошадям ныне превратилась в желание сделать своего коня консулом. Но как же в действительности выгля­дел император? В данном случае мы вынуждены опираться на свиде­тель­ство того же Светония, ставшее хрестоматийным: «Лицо свое, уже от природы дурное и отталкивающее, он старался сделать еще свирепее, перед зеркалом наводя на него пугающее и устрашающее выражение. Одежда, обувь и остальной его обычный наряд был недостоин не только римлянина и не только гражданина, но и про­стого мужчины и даже че­ловека. Часто он выходил к народу в цвет­ных, шитых жемчугом накид­ках, с рукавами и запястьями, иногда – в шелках и женских покрывалах, обутый то в сандалии, то в котурны, то в сапоги воина, а то и в женские туфли; много раз он появлялся с позолоченной бородой, держа в руке молнию или трезубец или жезл, или – даже в облачении Венеры. Три­умфальное одеяние он носил постоянно, а иногда надевал панцирь Александра Македонского, добытый из его гробницы.

Гладиатор и возница, певец и плясун, Калигула сражался боевым оружием, выступал как наездник в цирке, а пением и пляской он так на­слаждался, что даже на всенародных зрелищах не мог удержаться, чтобы не подпевать трагическому актеру и не вторить у всех на глазах движениям плясуна».

Надо признать, описание это довольно пристрастное. Конкрет­ных черт лица Калигулы по нему вообразить невозможно; дурное же «от природы» лицо у него быть не могло, если учесть, что его отцом и мате­рью являлись весьма привлекательные внешне люди. Другое дело, оно могло быть искажено в связи с явным ухудшением его характера. Одна из лучших мраморных статуй Калигулы находится в Копенгагенском музее древностей (Глиптотека Карлсберга). Импера­тор запечатлен в классической античной манере без каких-либо атрибутов власти. Лицо его довольно приятное, глаза широко от­крыты, а крепко сжатый рот го­ворит скорее о нерешительности. Что касается одежды, то она пред­ставляется вполне приемлемой для жителя Востока, а ведь известно, что Калигула с молодости восхи­щался управлением восточными монар­хиями. Развлечения Калигулы могли быть присущи любому обыкно­венному человеку, а не сума­сшедшему, да и кто сейчас иногда не под­певает любимому певцу, не вторит актеру и не поет? Известно, однако, что римляне в быту отнюдь не увлекались пением, а танцы для муж­чины считались позорным занятием.

Безумие Калигулы трудно отрицать, но следует заметить и то, что его «сумасшедший» образ в определенной степени преувеличен в ан­тичной литературе из-за того, что больше всего от его политики стра­дала римская знать, на богатства и жизнь представителей кото­рой по­кушался император. К тому же она, охотно признавая полную власть принцепса, пока еще не могла признать Рим подобием восточ­ной мо­нархии с правителем-божеством. Одно дело – действитель­ность, другое – воображение. Очень многие тогда в Риме еще жили воображением и воспроизведением прошлого, иными словами - традициями, хотя почва под ногами уже была другая.

Ничего не могла исправить и внешняя политика Калигулы. Во­енные предприятия в Галлии и Германии закончились провалом, римскими ле­гионами не было завоевано и пяди новой земли. А за­планированная им высадка на Британские острова и вовсе преврати­лась в фарс, что отнюдь не помешало императору вообразить себя Александром Македонским. Он даже устроил большое представле­ние в гавани Рима в Путеоли, ими­тировавшее знаменитый переход кораблей Александра Македонского через Дарданеллы. Разукрашен­ные корабли растянулись в гавани на пять километров и надолго перекрыли вход в город торговым судам.

 

Терпение римлян быстро истощалось, и спичкой, поднесенной к по­роховой бочке, явился закон Калигулы о рабах, несколько напоми­нав­ший времена Суллы. Вот как об этом повествует Иосиф Флавий: «Кали­гула разрешил рабам выступать с любыми обвинениями против своих господ… дело дошло до того, что некий раб Полидевк осме­лился вы­двинуть обвинение против Клавдия, дяди императора, и Калигула не постеснялся присутствовать на суде над своим родст­венником: он питал надежду найти предлог избавиться от Клавдия. Однако это ему не уда­лось, ибо он все свое государство наполнил клеветой и злобой, а так как он сильно восстановил рабов против господ, то теперь против него стало возникать много заговоров, причем одни приняли в них участие, желая отомстить за личные обиды, а другие полагали, что от такого им­ператора надо избавиться раньше, чем он ввергнет всех в великие бед­ствия».

Сложно говорить о том, что Калигула в данном случае посягнул на устои рабовладения, как часто трактуется в литературе, - скорее всего, он об этом не думал, а просто нашел новый способ изъятия денег и уничтожения влиятельных и знатных лиц.

Заговоры против него плелись постоянно. Два заговора сенат­ской оппозиции он раскрыл. Но третий – заговор трибунов претори­анской гвардии – стал для него роковым.

Заговорщиков объединил трибун Кассий Херея, претерпевший множество издевательств от безумного императора. Очень многие стали тайно вооружаться; по словам Иосифа Флавия, «не было во­обще ни од­ного человека, который не считал бы убийство Калигулы великим сча­стьем». К числу заговорщиков примкнул даже вольноот­пущенник Кали­гулы Каллист, фактически ставший вторым после императора лицом в государстве. Каллист располагал огромной властью, злоупотребляя ко­торой, разбогател на взятках и имел все причины опасаться за свое не­сметное богатство. Он прекрасно знал натуру своего господина и обос­нованно полагал, что когда-нибудь дело дойдет и до него. Поэтому Кал­лист не донес на заговорщиков, а, наоборот, сблизился с Клавдием в на­дежде, что после смерти Кали­гулы тот может стать императором. Тихий и безобидный Клавдий наверняка догадывался о заговоре, но молчал…

24 января 41 г. Калигула вместе с женой и дочерью (за воспита­ние и за приданое которой расплачивался, между прочим, весь Рим) были убиты солдатами преторианской гвардии во главе с Кассием Хереей. Сначала самого императора заговорщики настигли в одном из тесных переходов Палатинского дворца. Как повествует Светоний, «дело было в восьмой день до февральских календ около седьмого часа. Он коле­бался, идти ли ему к дневному завтраку, так как еще чувствовал тяжесть в желудке от вчерашней пищи; наконец, друзья его уговорили, и он вы­шел. В подземном переходе, через который ему нужно было пройти, го­товились к выступлению на сцене знатные мальчики, выписанные из Азии. Он остановился посмотреть и похва­лить их; и если бы первый ак­тер не оказался простуженным, он уже готов был вернуться и возобно­вить представление.

О дальнейшем рассказывают двояко. Одни говорят, что, когда он разговаривал с мальчиками, Херея, подойдя к нему сзади, ударом меча глубоко разрубил ему затылок с криком: «Делай свое дело!» - и тогда трибун Корнелий Абин, второй заговорщик, спереди пронзил ему грудь. Другие передают, что, когда центурионы, посвященные в заговор, от­теснили толпу спутников, Сабин, как всегда, спросил у императора па­роль; тот сказал: «Юпитер»; тогда Херея крикнул: «Получай свое!» - и, когда Гай обернулся, рассек ему подбородок. Он упал в судорогах, крича: «Я жив!» - и тогда остальные прикончили его тридцатью уда­рами – у всех был один клич: «Бей еще!» Некото­рые даже били его клинком в пах. По первому шуму на помощь прибежали носильщики с шестами, потом – германцы-телохрани­тели; некоторые из заговорщиков были убиты, а с ними и несколько невиновных сенаторов».

В известие об убийстве Калигулы римляне поверили не сразу – ведь на эту ночь он назначил празднество, на котором впервые соби­рался выступить как актер. Многие считали, что это очередная шутка их безумного правителя, их тирана.

Однако трагедия безумия закончилась. Надолго ли? По крайней мере, сейчас Рим опять получил спокойствие и возможности для реали­зации потенциала дальнейшего развития.


VI







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 539. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия