Нерон Клавдий Цезарь Август Германик
(Нерон) В истории Рима Нерон известен почти так же, как и Август, и преимущественно по той причине, что при нем произошел знаменитый пожар в Риме и последовавшие за этим гонения на христиан. В самом деле, правление этого императора было настолько разноплановым и противоречивым, настолько богатым на события, что послужило основой многочисленных художественных произведений и кинокартин. «Камо грядеши» Г.Сенкевича – только одно из них. Непревзойденным по силе эмоционального воздействия на читателя представляется Нерон у Э.Радзинского. Внук уже известного нам славного Германика родился 15 декабря 37 г. в Анции. Когда Агриппина Младшая родила его, ее муж Гней Домиций в ответ на поздравления друзей воскликнул, что от него и Агриппины ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества. Немногим позже, когда Агриппина спросила у прорицателей о судьбе своего сына и получила ответ, что он будет императором, но убьет свою мать, она сказала: «Пусть убьет, лишь бы правил!». Одержимая властолюбием, мать Нерона, очевидно, не до конца верила предсказаниям.
Начало принципата шестнадцатилетнего юноши в 54 г. было многообещающим. Сенат надеялся, что Агриппина будет меньше влиять на сына, нежели на Клавдия в последние годы, и не зря. Нерон начал править, опираясь, прежде всего на советы своего учителя, философа-стоика Аннея Луция Сенеки и префекта претория Афрания Бурра, воспрепятствовавшим притязаниям Агриппины. Молодой принцепс внимательно прислушивался к своим советникам, путь на сотрудничество с Сенатом казался очевидным, а римляне заговорили о повторении «золотого века» Августа. Первые годы правления Нерона нередко называют «блестящим пятилетием». Политические жесты молодого принцепса казались очень щедрыми: от его имени было объявлено о восстановлении древних обязанностей Сената и о его стремлении передать Сенату много дел, не вмешиваться в управление провинциями в ведении Сената, отменить в отношении его членов закон об оскорблении Величества, отказаться от услуг доносчиков. Поначалу Нерон проявил сдержанность в получении наград от Сената, отказался от титула Отца Отечества и установления его золотой статуи в храме Марса. Это не могло не расположить в его пользу большинство сенаторов. В Сенате сразу же возросла законодательная активность, стало обсуждаться много самых разнообразных дел: подготовка войны с Парфией, конфликты между вольноотпущенниками и патронами, наказания рабов и даже размеры гонораров адвокатов. Вместе с тем, власть принцепса продолжала усиливаться. Уже в первые годы правления Нерона контроль за сенатской казной (эрарием), которой раньше распоряжались квесторы, избираемые Сенатом, перешел в руки императорских префектов. Теперь сбор всех налогов фактически осуществляла императорская администрация. Зависимость сенаторов от власти ярко продемонстрировала серия судебных процессов над наместниками, прежде всего, в сенатских провинциях, уличенными в коррупции и вымогательствах. Нерон не скупился на щедрые раздачи денег и продовольствия римским жителям, часто устраивал театральные представления и гладиаторские бои. Помимо этого, он учредил особо пышные и многодневные празднества - игры Неронии, включавшие, в основном, музыкальные и спортивные состязания. Сенека делал все возможное, чтобы вызвать интерес у своего подопечного к учению стоиков, но, судя по всему, ему это не удалось. Ибо Нерон являлся среднестатической личностью с отсутствием больших способностей, на голову которой обрушилась лавина интеллектуального знания и трансформировалась в ней весьма своеобразно. Параллельно Нерон не получил практически никакого воспитания в смысле самообуздания, сдерживания своих страстей. Молодому человеку, желание которого мгновенно выполнялось, было трудно научиться самообладанию. Император мог позволить себе любой каприз, и придворные с радостью пользовались возможностью развлечь юношу, и постепенно на скучные и утомительные государственные дела оставалось все меньше времени. Скоро обязанности принцепса показались Нерону довольно тягостными, а Сенека и Бурр – слишком настойчивыми в стремлении сделать его настоящим Августом, в своих постоянных нравоучениях и советах.
Но, прежде всего, молодого императора раздражала собственная мать, отношения с которой дошли до открытой вражды и ненависти. Агриппина разозлилась настолько, что сочла нужным напомнить Нерону, как с помощью преступления он получил из ее рук власть. И добавила, что еще жив четырнадцатилетний законный наследник Клавдия Британник. То был последний акт влияния матери на сына: Нерон внял угрозам и на пиру в присутствии Агриппины публично отравил своего сводного брата. При первом глотке смертоносного напитка Британник падает навзничь, на подушки своего ложа. Гости в ужасе, но лицо хозяина пира даже не дрогнуло; приноравливаясь к невозмутимости этого лица, они возобновили прерванное веселье. С этого времени он начал сметать со своего пути любого, кто смел противиться исполнению его воли. Безнаказанность возбуждает Нерона: следующей жертвой стала его собственная мать. Эту мысль, скорее всего, подала Нерону его любовница Поппея Сабина. С ней и с другими приближенными, среди которых особым рвением в этом деле выделялся командующий флотом и воспитатель императора в годы его отрочества вольноотпущенник Аникет, он долго совещался относительно формы убийства Агриппины. Наконец, Аникет придумал хитроумный план, который, по словам Тацита, заключался в том, чтобы «устроить на корабле особое приспособление, чтобы, выйдя в море, он распался на части и потопил ни о чем не подозревающую Агриппину: ведь ничто в такой мере не чревато случайностями, как море; и если она погибнет при кораблекрушении, найдется ли кто, столь злокозненный, чтобы объяснить преступлением то, в чем повинны ветер и волны?» План был одобрен, и заговорщики приступили к его осуществлению. Нерон пригласил мать на праздник в Байях близ Неаполя, и, хотя Агриппину кто-то успел предупредить относительно намерений ее сына, император был настолько ласков с ней и так льстил, называя ее истинной правительницей Империи, что сердце женщины оттаяло. Матереубийство соединяется с иронией: прощаясь с матерью, Нерон целует ей глаза как бы для того, чтобы закрыть их. Агриппина взошла на корабль, где ей была уготована гибель. Но не тут то было. Как назло, боги, словно для того, чтобы злодеяние стало явным, послали ясную звездную ночь с безмятежно спокойным морем. Поэтому корабль не успел отплыть далеко от берега. Когда обрушился утяжеленный свинцом потолок каюты, крепкие стенки ложа выдержали давление и защитили находившихся на нем Агриппину и ее служанку; погиб только один из ее приближенных, находившийся вне постели хозяйки. Корабль, как было задумано, не распался, и гребцы по приказу заговорщиков стали его раскачивать. Агриппина и ее служанка оказались в воде, служанка «по неразумию», как пишет Тацит (на самом деле, скорее, по приказу понявшей все Агриппины), стала кричать, что она мать императора, и, как и следовало ожидать, погибла. Гребцы забили ее баграми. Хранившей в воде молчание Агриппине, несмотря на рану в плече, удалось добраться до берега. Затем она была доставлена слугами на свою виллу. Там, поразмыслив, она с целью уберечься от нового покушения решила сделать вид, что стала жертвой случайности и ни о чем не подозревает. Нерон же, узнав, что произошло, помертвел от страха и немедленно стал просить совета Бурра и Сенеки. Так великий философ оказался вовлечен в неблаговидное дело: впрочем, он еще лелеял надежду на улучшение характера императора в связи с его зрелостью. Оба долго хранили молчание, а затем Сенека, приняв решение, спросил Бурра, не смогут ли его воины умертвить Агриппину? Но тот ответил отрицательно, поскольку солдаты, связанные присягой дому Цезарей и, помня, что Агриппина – дочь Германика, не смогут поднять на нее руку. С другой стороны, Бурр заметил, что будет справедливо, если Аникет, план которого оказался ущербным, завершит задуманное любым способом, на который он решится. Во второй раз все было сделано довольно грубо. Посланцу Агриппины Агерину, пришедшему с миром, бросили под ноги меч и обвинили в том, что, якобы Агриппина задумала с его помощью убить своего сына. Затем на виллу был послан отряд воинов во главе с Аникетом. Дом был окружен, а когда Аникет показался в дверях, Агриппина поняла, что все кончено. Убийцы обступили ее ложе и сначала ударили палкой по голове, а когда центурион стал обнажать меч, она подставила ему живот и воскликнула: «Поражай чрево!» То был явный намек на сына, которого она носила в этом чреве. Никто, однако, не смутился, и Агриппина погибла от множества ран, прежде всего в живот. Тело матери императора было сожжено той же ночью с выполнением скромных погребальных обрядов. Это было летом 59 г. Пролитая материнская кровь на мгновение отрезвила Нерона. Император трясся от страха и, вполне возможно, от мук совести – нелегко ведь обречь на гибель собственную мать! Когда он после этого возвращался из Неаполя в Рим, не совсем спокойный за последствия содеянного, то народ встретил его с восторгом. Как будто мир спешил успокоить своего господина – центурионы и трибуны целовали его руку, словно лизали кровь, ее обагрившую, Сенат вышел ему навстречу в праздничных одеждах. После этого Нерон взошел на Капитолий и принес благодарность богам. Так его возвращение в Рим превратилось в чудовищный триумф. Считается, что после умерщвления Агриппины Нерон стал совершенно безбоязненно предаваться своим страстям. Логичнее все же предположить, что римляне просто не любили властолюбивую отравительницу Агриппину, а в Нероне, ученике Сенеки, видели мудрого правителя. Сам Сенека сочинил для Сената оправдательную речь, в которой Агриппина обвинялась в попытке захвата власти и в покушении на жизнь императора и, будучи разоблаченной, сама покончила с собой. И раболепный Сенат вместо осуждения злодеяния принес свои поздравления Нерону по случаю избавления от опасности. Правда, в Риме все же имели место три немых протеста против убийства Агриппины. Когда в Сенате был объявлено, что день рождения матери императора будет причислен к несчастным дням, из его состава вышел один из сенаторов – убежденный стоик Публий Клодий Тразея Пет. Неизвестная рука повесила ночью на правую руку статуи Нерона кожаный мешок, в который отцеубийцы по закону зашивались вместе со змеей и обезьяной. И, наконец, на одной из улиц Рима был найден новорожденный с надписью: «Ребенок, брошенный из страха, чтоб он со временем не убил своей матери». Тацит, кроме того, описывает «протестовавшие против злодеяния» чудесные явления: затмилось солнце, одна женщина родила змею, а в четырнадцати кварталах Рима ударила молния, словно для того, чтобы очистить город огнем.
Очевидно, в это время был создан мраморный бюст Нерона, сейчас находящийся в Риме. Здесь император изображен в своем наилучшем виде: у него весьма привлекательное лицо с классическими чертами, которое, если внимательно присмотреться, слегка портит несколько безвольный рот. Светоний в своем описании был более пристрастен и, вероятно, более точным, поскольку, как мы знаем, бюсты и статуи императоров создавались в одной манере. Нерон был среднего роста с телом, покрытом пятнами и нередко издававшем зловоние, с выдающимся вперед животом. Он имел рыжие волосы, серо-голубые глаза и все тот же безвольный рот. В целом же и римский историк отметил общую привлекательность его лица. С 59 г. Нерон фактически развязал себе руки, перестал считаться с общественным мнением, мнением Сената и своих прежних советников и, как отмечено в литературе, стал на путь разнузданного произвола. Однако можно предположить, что в действительности этого принцепса не так уж интересовала верховная власть над Империей. Его сокровенной мечтой было играть на сцене, и свою власть он использовал, прежде всего, для этого. Сценой для него стал окружающий мир вместе с живыми людьми, а играл он преимущественно трагедии. Вот и получилось, что его самостоятельное правление стало настоящей трагедией. Вообще император, кроме излюбленных декламаций трагедий, писал стихи, рисовал, пел и играл на лире. Больше всего на свете ему нравилось участвовать в публичных представлениях и получать в награду аплодисменты. И при каждой возможности его награждали рукоплесканиями и всевозможными призами, но точно неизвестно, потому ли, что он был хорошим актером, или потому, что был императором. Вторая причина более вероятна, хотя в дальнейшем историки сенаторского толка сделали все возможное, чтобы представить его выступления в смешном свете. Можно сказать лишь одно – даже если Нерон не был таким уж плохим актером, то посредственным в любом случае являлся. Иначе его таланты все равно нашли бы отражение в источниках. Другое дело, если бы он не был императором, а частным лицом, и занялся любимым занятием, то, возможно, провел бы вполне достойную жизнь и не прославился бы как один из самых отъявленных правителей-злодеев в истории. Повлиять на формирование личности молодого императора в его детские и отроческие годы могла и тирания собственной матери, и ее методы достижения власти. Как бы то ни было, почувствовав себя свободным, Нерон в первую очередь захотел сменить жену. Он не мог выносить взглядов и тихих упреков своей добродетельной супруги Октавии, пользовавшейся в народе большим уважением. Да и красивой, развратной и жестокой сопернице Октавии Поппее Сабине не терпелось побыстрее стать Августой. В 62 г. Нерон обвинил свою супругу в прелюбодеянии, выслал ее из Рима и затем приказал убить. Эта расправа поразила всех, знавших ее подробности, и послужила основой для сохранившейся до наших дней трагедии «Октавия», авторство которой приписывается Сенеке. Поппея стала второй женой императора, но жестоко расплатилась за это. Три года спустя, в припадке гнева Нерон случайно убил ее, ударив ногой в большой от беременности живот. Так он сам лишил себя возможности иметь наследника. В том же году принцепс приказал отравить всемогущего Палланта, всегда стоявшего за спиной Агриппины, и лишил своей милости Сенеку. Тому было несколько причин. Во-первых, Сенека не терял надежды влиять на императора, и поэтому стал ему в тягость; во-вторых, философ общался с несчастной Октавией и сожалел о ее смерти; а, в-третьих, Нерон был слишком горд своими успехами на литературном поприще, чтобы стерпеть присутствие соперника. Ведь многие римские граждане считали, что на самом деле все, что творил император, было написано его учителем. По приказу Нерона Сенека был вынужден отказаться от общественной жизни и прекратить постановку своих произведений (философ также писал трагедии в греческом стиле). У него уже не было защитников, потому что Бурр к тому времени умер. Сенека догадывался, что может лишиться жизни, и поэтому решил отдать Нерону свое немалое состояние и удалиться из Рима. Влиянием при императоре стали пользоваться новые люди во главе с префектом претория Офонием Тигеллином, которого Светоний характеризовал, как «человека темного происхождения, который провел молодость в грязи, а старость – в бесстыдстве; он не только вовлек Нерона в преступления, но позволял себе многое за его спиной, а в конце концов его покинул и предал». С 62 г. в Риме обычным явлением стали казни, ссылки, унижения, конфискации, опять расцвело доносительство. Знать в Риме и в провинциях стала роптать, для избранных уверенность в своей безопасности стала являться исключением. Тацит отмечает счастье одно бывшего консула, разрешившего задачу существования: «Меммий Регул мог жить спокойно, потому что знатность его семьи была недавняя, а богатство не возбуждало зависти». А император по-прежнему тратил громадные суммы на театральные представления, празднества, состязания, игры, во время которых римскому плебсу устраивались щедрые раздачи. С другой стороны, Нерону удалось наладить четкое снабжение Рима продовольствием, и непрерывная жизнь по принципу «хлеба и зрелищ» способствовала его неизменной популярности в народе. До поры до времени – очень скоро эта популярность была сильно подорвана. Но не истреблена насовсем.
Во времена Нерона Рим был огромным городом-миллионером с очень пестрым населением, легко впускавшим в себя чужеземцев и самые разнообразные, преимущественно восточные, религиозные культы. Обосновались в городе и христиане. Из-за большой скученности, узких улиц и высоких многоквартирных домов Риму постоянно грозил пожар – не зря же в городе постоянно функционировала пожарная команда. И до описываемых событий Рим неоднократно горел, но такого грандиозного пожара, такого огня, который пережили римляне в июле 64 г., по-видимому, еще не случалось. Огонь бушевал тогда девять дней, в результате чего огромная часть города выгорела дотла. Из 13 его районов целыми остались только три. Античные авторы свидетельствуют, что нашлись в Риме люди, которые мешали пожарным тушить огонь, а некоторые из них даже бросали горящие факелы в еще не тронутые пожаром дома. Люди эти кричали, что они выполняют приказ и бесстыдно занимались грабежом. Дым ел глаза и мешал дышать, черный пепел вздымался к небу. Когда начался пожар, император находился в Атинуме в тридцати милях от Рима. Как только весть о бедствии дошла Нерона, он поспешил вернуться и распорядился открыть для римлян Марсово поле, крупные здания и императорские сады, оказать им посильную помощь в виде дополнительной доставки продовольствия и понижения цен на зерно. Но эти мероприятия не восстановили былой популярности принцепса – в геометрической прогрессии распространялись слухи, что виновником пожара был сам Нерон, желавший отстроить Рим по новому плану. Может быть, так и получилось. Однако пожар этот человек мог устроить не столько из-за стремления увидеть новый Рим, сколько стать новым Гомером, но молодым и сильным. Ведь пожар Рима мог его вдохновить, подобно огню древней Трои, стать сценой, на которой он мог выступить, играя на кифаре и вещая о той давней трагедии. На Нерониях 65 г. император и в самом деле осмелился выступить на эту тему, его кифара играла и играла, оживляя в сердцах слушателей воспоминания о пережитом ужасе…
Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон «предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме…» Эти слова Тацита, порой принимавшиеся исследователями за позднейшую вставку, - первое историческое свидетельство о распространении в Риме христианства. Раннехристианские общины состояли преимущественно из рабов и свободных бедняков, поскольку они больше всех нуждались в том утешении, которое давала новая религия, и которое отсутствовало в римском культе. Христиане держались обособленно, не поддерживали культ императоров, их собрания были окружены таинственностью и непосвященные в них не допускались. Молва приписывала христианам принесение в жертву новорожденных римских младенцев, вкушение их плоти и крови и массовый разврат. С этим же временем христианская традиция связывает пребывание в Риме и мученическую смерть апостолов Петра и Павла. Происходивший из города Тарса в Малой Азии, Павел был наследственным римским гражданином. По преданию, в молодости он боролся против нового учения, но позже стал его ревностным проповедником. Павлу традиционно приписывают 14 посланий, изъясняющих основы христианской духовности и адресованных христианским общинам различных городов. Павла осудили, несмотря на то, что именно римская система позволила ему сказать судье: «Civis Romanus sum» (Я римский гражданин), и таким образом заявить о своей неподсудности. Еще более легендарной представляется личность апостола Петра. Его деятельность в качестве главы христианской общины Рима католическая традиция считает основанием для признания главенствующего авторитета римских епископов (или пап) как преемников апостола. Самое позднее апокрифическое предание связывает с пребыванием Петра в Риме следующую легенду. Спасаясь от гонений Нерона на христиан, Петр ночью покидает Рим. За воротами он встречает Христа и спрашивает его: «Quo vadis, Domine?» («Куда идешь, Господи?»). И Христос отвечает: «В Рим, чтобы снова принять распятие». После этого Христос возносится на небо, а Петр, увидев в его словах провозвестие своей мученической смерти, поворачивает обратно в Рим, где его распинают вниз головой. Многие христиане погибли, встретившись на арене со львами, многие были распяты или сожжены. Гонения на них достигли такой силы, что, даже по свидетельствам нехристианских авторов, сами римляне стали их жалеть. Преследования сделали для распространения христианства в Империи больше, чем любые проповеди. Мужественно умирающие за свои убеждения люди не могли не вызвать уважения у римлян – это было сродни их собственной философии. Нерон ненароком добился обратного эффекта.
После пожара Рим напоминал черную пустыню, освободились огромные площади, и по приказу Нерона город был отстроен заново, с большей пышностью и вкусом. Особой роскошью отличался огромный дворец императора, простиравшийся от Палатина до Эсквилина и получивший название Золотой Дом Нерона. Светоний повествует, что «вестибюль был в нем такой высоты, что в нем стояла колоссальная статуя Нерона высотой в 120 футов (около 36 метров); площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был длинно в милю (около 1,5 км); внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем – поля, пестреющие пашнями, лесами и виноградниками, и на их – множество домашнего скота и диких зверей. В покоях же все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами…; главный зал был круглый и днем и ночью вращался вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды». К сожалению, Светоний не оставил нам данных о создателях этого чуда архитектуры и инженерии, и о том, что дома для римлян были отстроены тоже в более пышном стиле. Забегая вперед, скажем, что на месте парка Золотого Дома Нерона императорами династии Флавиев Веспасианом, Титом и Домицианом был сооружено величественное архитектурное творение, руины которого глубоко поражают людей и сегодня, - Колизей. Ни расправа над христианами, ни активная застройка Рима не успокоили общественное мнение в верхах. Поведение принцепса, несущегося по жизни без руля и ветрил, породило заговор среди сенаторов и преторианской гвардии. Заговорщики сгруппировались вокруг известного оратора Гая Кальпурния Пизона, которого они прочили в императоры. С заговором связывали свои надежды и вожди так называемой стоической оппозиции – Публий Клодий Тразея Пет, Сервилий Барея Соран и примкнувший к ним Сенека, не выдержавший тиши уединения. В апреле 65 г. заговор был раскрыт. В течение года погибли Пизон, Сенека, его племянник, поэт Марк Аней Лукан, Тразея Пет, Петроний, предполагаемый автор «Сатирикона», и десятки других известных людей. Многим из них был приказано покончить с собой, в том числе и Сенеке, кончину которого красочно описал Тацит. «Сохраняя присутствие духа, Сенека велит принести свое завещание, но так как центурион воспрепятствовал этому, обернувшись к друзьям. Восклицает, что раз его лишили возможности отблагодарить их подобающим образом, он завещает им то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из его достояния, а именно – образ жизни, которого он держался… Высказав это…, он обнимает жену свою Паулину…, просит и умоляет ее не предаваться вечно скорби, но в созерцании его прожитой добродетельной жизни постараться найти достойное утешение… Но она возражает, что сама обрекла себя смерти… После этого они одновременно вскрыли себе вены на обеих руках. Но так как из старческого и ослабленного скудным питанием тела Сенеки кровь еле текла, он надрезал также жилы на голенях и под коленями; изнуренный жестокой болью, чтобы своими страданиями не сломить духа жены и, наблюдая ее мучения, самому не утратить стойкости, он советует ей удалиться в другой покой. И так как даже в последние мгновения его не покинуло красноречие, он позвал писцов и продиктовал многое, что впоследствии было издано. Однако Нерон, не питая личной ненависти к Паулине и не желаю усилить вызванное его жестокостью всеобщее возмущение, приказывает не допустить ее смерти… Она лишь на несколько лет пережила мужа, с похвальным постоянством чтя его память… Между тем, Сенека, тяготясь тем, что… смерть медлит приходом, просит… применить заранее припасенный яд, которым умерщвляются осужденные уголовным судом афиняне (яд цикуты). Яд был принесен, и Сенека его принял, но тщетно, так как члены его уже похолодели, и тело стало невосприимчивым к действию яда. Тогда Сенеку погрузили в бассейн с теплой водой… Потом его переносят в жаркую баню, и там он испустил дух, после чего его труп сжигают без торжественных погребальных обрядов». Покончил жизнь самоубийством и Петроний. После расправы над заговорщиками положение принцепса еще более ухудшилось: отношения с Сенатом были окончательно испорчены. Все больше роптали провинции. Дорогостоящие празднества, щедрые раздачи и продолжавшееся строительство неумолимо опустошали государственную казну, что приводило к росту налогов и увеличению конфискаций. Основную тяжесть пополнения государственной казны несли на себе богатые люди, преимущественно из провинций. Они стали объектом доносов, и после осуждения их имущество переходило в казну, причем солидный процент от него получали сами доносчики. К примеру, Нерон осудил шесть наиболее крупных латифундистов провинции Африка, а их огромные владения конфисковал в свою пользу.
Противоречия в верхних эшелонах власти, финансовые трудности и политика, недовольство провинций – все эти процессы усугублялись и были тесно связаны с не очень удачной внешней политикой Нерона. В 59-61 гг. римским легионам пришлось иметь дело с восстанием в восточной части Британии к северу от Темзы, видимой причиной которого стал гнет налогов и произвол ростовщиков. Возглавила восстание царица племени иценов Боудикка. Восставшие заняли города Камулодун и Лондиний и перебили много римлян. С большим трудом римский наместник Светоний Паулин сумел подавить это восстание. Однако попытки поправить положение в Британии в целом не дали результатов, и для того, чтобы окончательно покорить эту территорию, Риму потребовалось еще тридцать лет. Обострилась ситуация и на Востоке. После смерти Клавдия марионеточный правитель Армении, посаженный на трон Римом, был убит в схватке с пограничными племенами, и Парфия решила воспользоваться периодом смуты. Парфянская армия вторглась в Армению и возвела на трон брата царя Парфии по имени Тиридат. Чтобы исправить положение, Нерон отправил туда армию под командованием опытного полководца Гнея Домиция Корбулона. После основательной тренировки своих легионов на Востоке, Корбулон в 58 г. вторгся в Армению и через год полностью оккупировал ее и посадил на трон очередного ставленника Рима. Если бы в дальнейшем Корбулону позволили действовать по собственному усмотрению, то парфяне больше никогда бы не посмели претендовать на соседнее государство. Но в планы императора не входили чрезмерные успехи его полководцев, и поэтому он отозвал Корбулона и заменил его менее компетентным командующим. Видимо, благодаря действиям последнего, римляне в 62 г. потерпели в Армении сокрушительное поражение, и Нерону вновь пришлось отправить на Восток Корбулона. Тому, одержав ряд побед над парфянами, все же удалось установить политическое равновесие в этом регионе. В конечном счете, Тиридат все-таки остался царем Армении, но в 66 г. он все же отправился в Рим и принял корону из рук Нерона, теоретически признав свою зависимость от Империи. Тогда в честь армянского царя в Путеоли Нероном впервые были устроены бои африканских женщин-гладиаторов. С тех пор женские бои стали в Риме традицией. По этому поводу поэт Ювенал с насмешкой вопрошал в своих сатирах:
Кто на мишени следов не видал от женских ударов? Колет ее непрерывно ударами, щит подставляя, Все выполняя приемы борьбы, - и кто же? – матрона! Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры; Вместо того не стремиться ль она к настоящей арене? Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме, Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной Стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.
Корбулон же по обвинению в участии в заговоре 65 г. по приказу императора совершил самоубийство со словами, достойными стоика: «Я этого заслужил». Его кончина, естественно, не могла быть воспринята с радостью в армии, и особенно не понравилась командующим других римских легионов. Если на известие о казни нескольких сенаторов и патрициев они могли реагировать спокойно, то смерть соратника задела их за живое. В июне 66 г. был раскрыт новый заговор во главе с приемным сыном Корбулона Аннием Виницианом. Казни теперь затронули военную верхушку. Назревал кризис и в Иудее. Несмотря на все попытки царя Ирода Агриппы II восстановить спокойствие и послушание Риму, его просто не стали слушать. В 66 г. вся Иудея была охвачена восстанием. Римляне были застигнуты врасплох, легионы в Иудее не в силах были справиться с ситуацией, и Нерону пришлось отправить на Восток три легиона под командованием Тита Флавия Сабина Веспасиана, в свое время сражавшегося в Германии и затем участвовавшего в завоевании Британии. В 51 г. Веспасиан был назначен консулом, а затем стал наместником Африки. Ему, хоть и далеко не сразу, удалось подавить восстание, несмотря на то, что иудеи сражались насмерть. Но эта уже другая история, выходящая за рамки правления Нерона, – история нового императора новой династии, которая станет править Римом очень скоро – Веспасиана Флавия. Вообще же в своей внешней политике Нерон мечтал повторить походы Александра Великого на Восток, но дело кончилось набором легиона из рекрутов выше шести футов ростом – обычной для императора-актера показухой.
В 66 г. Нерон женился на Статилии Мессалине, супруге своего приближенного Вестина. Почва все более уходила из-под его ног, император все более оказывался в политической изоляции. Может быть, он и сам это чувствовал, но не нашел иного выхода, как временно покинуть Рим. Тем более что это совпадало с его желанием преуспеть на самых известных театральных подмостках. Своим, как минимум, легкомысленным бегством он нарушил в глазах римлян все приличия: оставив все дела на своего вольноотпущенника Эпафродита, император больше года выступал на всех аренах Греции. И это в то время, когда его легионеры умирали на поле боя. Военных шокировало то обстоятельство, что их император участвует в представлениях наряду с профессиональными актерами, относящимися к низшей категории римских граждан. Они по-прежнему считали, что правитель Империи должен быть прежде всего воином и государственным мужем, а не балаганным кривлякой. В Греции Нерон был настолько заинтересован Элевсинскими мистериями, что попросил принять его в число посвященных. Однако его просьба была отвергнута, поскольку убийство матери делало его в глазах участников ритуала недостойным единения с другими людьми. Ведь ритуал мистерий был основан на греческом мифе о Деметре и ее дочери Персефоне, которая была вынуждена спуститься в мир мертвых, а затем снова вернулась на землю с разрешения владыки загробного мира. Для большинства эти события символизировали угасание живой природы осенью и ее последующее возрождение, а для посвященных их смысл заключался в возрождении людей после смерти и их пробуждения в новом качестве. Устроители мистерий могли запретить участие в них любому недостойному такой чести, и предъявить претензии к ним было невозможно. Несмотря на глубочайшее почтение, с которым греки относились к Нерону, им не удалось уговорить организаторов Элевсинских мистерий принять императора в число их участников. В остальном же его путешествие по Греции проходило триумфально: в честь приезда Нерона были организованы особые состязания, в ходе которых он встречался с самыми известными греческими певцами, музыкантами и колесничими, и при этом неизменно получал первые призы. Еще бы – он путешествовал во главе армии из 5 000 клакеров, т.н. августанов! Нерону присудили 1 800 венков, а статуи прежних победителей Олимпийских игр бросили в канавы, чтобы расчистить место для его собственных. Выступать на сцене вместе с ним было так же опасно, как сидеть в одной клетке с тигром. Самый мощный атлет валился навзничь при первом ударе его кулака, возничий старался умерить бег своей колесницы до скорости сохи, самые мелодичные голоса становились простуженными и угасали, когда им приходилось петь дуэт вместе с цезарем. Только один виртуоз из Коринфа осмелился спеть верно, ему аплодировали – и он погиб! По знаку Нерона другие актеры, прижав несчастного к колонне театра, проткнули ему горло ударами стилета. В конце своего путешествия император картинно «вернул независимость» Греции, т.е. провинции Ахайе, ради ее славного прошлого, однако этот жест остался без всяких политических последствий.
Когда он вернулся в Рим весной 68 г., выяснилось, что контролировать ситуацию невозможно: продолжалась война в Иудее, а в марте 68 г. в Галлии восстал легат, пропретор этой провинции Гай Юлий Виндекс. Безусловно, репрессиями и конфискациями Нерон лишь приблизил гражданскую войну. Главной ее причиной было стремление широких кругов провинциальной знати, влияние которой далеко не отвечало ее истинной силе, получить доступ к управлению делами Империи. Поэтому междоусобная борьба вылилась в соперничество различных провинциальных армий, командиры которой объявили себя императорами. О галльском восстании принцепс узнал в Неаполе тот день, в который когда-то убил свою мать. То было своеобразное знамение, но Нерон отнесся к известию очень спокойно, окружавшим его показалось, что император даже обрадовался поводу разграбить богатейшие провинции по праву войны. Вообще-то ему уже давно было предсказано астрологами, что рано или поздно он будет низвергнут. Тогда Нерон легкомысленно произнес: «Прокормимся ремеслишком!», имея в виду свои занятия искусством. Больше всего его огорчило то обстоятельство, что Виндекс в своих посланиях назвал его Агенобарбом (т.е., рыжебородым) и обозвал его дрянным кифаредом. Пока еще верные Нерону легионы рейнской армии подавили восстание Виндекса, но затем последовало возмущение испанских легионов, которые провозгласили императором своего командующего Сервия Сульпиция Гальбу – знатного римского патриция и влиятельного сенатора. Вот тогда Нерон отреагировал согласно моменту: сначала он рухнул, как подкошенный, а затем, опомнившись, разорвал на себе одежду и, колотя себя по голове, прокричал, что все кончено. Он, наконец, понял ситуацию, хотя еще лелеял замыслы жестоко разобраться с заговорщиками. Гальба двинулся на Рим, где взбунтовались преторианцы и присягнули на верность командующему испанских легионов, как новому принцепсу. Сенат, незамедлительно объявил Нерона врагом Отечества. После этого бывшему императору ничего не оставалось, кроме как покончить с собой для того, чтобы избежать позорной казни. Телохранители и те, кто называл себя его друзьями, покинули его в одну ночь. Поначалу он не нашел даже опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть – сам он
|